Архиепископ Стефан (Севбо) Синодик РПЦЗ 12/25 января

Автор: Сергей Зиновьев. Дата публикации: . Категория: Синодик РПЦЗ.

Стефан (Севбо) (род. 1872 - 1965), архиепископ Венский и Австрийский (Русская Православная Церковь Заграницей).

В миру Севбо Симеон Иосифович, родился 17 апреля 1872 года в деревне Телуша Бобруйский уезд Минская губерния. Его отец был певчим.

После окончания духовной школы учился с 1891 по 1894 год в Минской духовной семинарии.

В 1896 году был рукоположен во священника и служил в Минской епархии. В возрасте 41 года овдовел. Почти 30 лет служил благочинным в местечке Раково в Заподной Белоруссии.

После революции Западная Белоруссия вошла в состав Польского государства. Отказался признать автокефалию Польской Православной Церкви, боролся против её насаждения польскими властями, за что в 1924 году был арестован и находился в разных тюрьмах до 1940 года.
После освобождения в 1940 году присоединился к автономной Белорусской Православной Церкви.

Фото Архиепископа Стефана Севбо

В 1942 году был пострижен в монашество; после возведения в сан архимандрита. 17 мая того же года был хиротонисан в Минске во епископа Смоленского и Брянского. Чин хиротонии совершали митрополит Минский Пантелеимон, епископы Гродненский Венедикт и Могилевский Филофей. Епископская хиротония его должна была состояться в воскресенье 15 марта, но неожиданная болезнь митрополита помешала этому.

‎В Смоленск епископ Стефан приехал только 27 декабря 1942 года.

«...само Небо вступилось за наши попранные права...»

еп. Смоленский и Брянский Стефан (Севбо)

Религиозный подъем, порожденный немецкой оккупацией, в не меньшей степени охватил и население средней полосы России. Едва только Советы оставляли какой-либо населенный пункт, как сразу же духовная жизнь в нем начинала возвращаться в естественное русло...

Сразу после занятия Смоленска немецкой армией в чудом уцелевшем кафедральном соборе начались богослужения. Из 160 тыс. населения города сумели избежать эвакуации лишь 25 тыс. человек. И хотя собор хранил еще на себе надпись «антирелигиозный музей», церковные службы в нем сразу же стали собирать множество горожан. В городе, где до прихода немцев действовала лишь одна церковь, через год их было уже пять. За время немецкой оккупации было крещено все детское население города. Затем начались выезды в деревни. За одно крещение крестили от 150 до 200 человек. Во многих деревнях священникам приходилось задерживаться на несколько дней. Было совершено очень много заочных отпеваний, т.к. долгие годы у населения не было даже возможности хоронить своих близких согласно христианскому обряду. Недостаток священнослужителей побудил еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) организовать в Смоленске пастырские курсы, выпустившие за первые 7 месяцев своего существования 40 священников.

С приходом немцев связано и еще одно знаменательное событие - обретение иконы Божией Матери Смоленской. Знаменитая святыня была найдена немецким солдатом на крыше собора как раз под 10 августа (день, когда эта икона чествуется). Эта чудотворная икона считалась потерянной. Предполагалось, что ее уничтожили большевики в 1918 году. И вот впервые за 23 года перед этой святыней была отслужена служба. Датский журналист Янсен так описывает это богослужение: «Священник не помнил такого множества народа, которое собралось на эту службу. Из убежищ около собора, из близких и дальних окраин пришли старики, женщины и дети. Тихонько поднимались они, по высоким лестницам собора, к древнему Божиему храму, ныне снова им возвращенному. Во время богослужения были сначала тихи, как будто не понимали того, что пред ними совершается, но потом слезы стали стекать по их испуганным лицам, и, наконец, плакали все эти несчастные, душевно изголодавшиеся люди. Священник с длинной белой бородой и разбитыми руками, Сергий Иванович Лукский, поднимает крест к образу Божией Матери, который немецкий солдат нашел под крышей собора, и, прося благословения у Пресвятой Богородицы, он благословлял всех верующих перед тем, как они разошлись до своих бедных жилищ».

Хотя формально Смоленская область находилась управлением рейхскомиссариата «Остланд», на деле же оккупационную администрацию представляли военные. Церкви это обстоятельство позволяло не только избежать излишней «опеки» со стороны нацистских властей, но и открывало такие возможности, которых на территории рейхскомиссариата у нее бы не было. В частности, были организованы радиопередачи на религиозные темы. Задачу эту взяла на себя группа смоленской интеллигенции, объединившейся вокруг кафедрального собора. Этот же кружок занимался самым разнообразным просветительством. Так, например, ими был издан молитвослов тиражом в 15 тыс. экземпляров, организованы две передвижные библиотеки духовной литературы, а также духовные концерты на радио и площадках. Успехи этого кружка были столь впечатляющими, что 25.3.1943 г. он был преобразован в Смоленский епархиальный комитет по нравственному просвещению под председательством преосвященного Стефана, епископа Смоленского и Брянского.

12-13 мая 1943 г. в Смоленске состоялся съезд духовенства Смоленско-Брянской епархии. Судя по повестке дня, съезд был очень важным событием. Участники обсудили в докладах и прениях целый ряд вопросов:

1. Об организации пастырских курсов.

2. О введении преподавания Закона Божия в школе.

3. О воспитании юношества.

4. Об устройстве благочиннических округов.

Съезд избрал членов епархиального управления, утвердил смету на содержание управление.

Впоследствии, после освобождения Смоленска от немецких захватчиков в сентябре 1943 года эвакуировался в Борисов, вступил в связь с Русской Зарубежной Церковью и, после выезда в Германию, примкнул к ней.

В 1946 году был назначен архиепископом Венским и Австрийским. В то время в Австрии находилось до 100 тысяч беженцев и перемещенных лиц из русских земель, сконцентрированные в основном в беженских лагерях. Прибыв в Австрию 18 января 1947 года, владыка Стефан избрал своим местопребыванием лагерь перемещенных лиц «Парш» под Зальцбургом, где проживало до 10 тысяч беженцев. Владыка Стефан поселился среди его обездоленных обитателей и одну из барачных церквей обратил в свой «кафедральный собор». После того как в 1950 собор сожгли советские смершевцы, новое здание выстроили в другой части лагеря. Владыка сам сделал для него иконостас. Он был добрым и сердечным человеком, любил подолгу беседовать на скамеечке с беженцами, выслушивал их рассказы и вникал в повседневные проблемы. Для любивших его детей у него всегда были припасены в карманах конфеты и леденцы. Стекались к владыке и обитатели лагеря «Хельбрун», другого большого беженского лагеря под Зальцбургом, а также и из иных разбросанных по Австрии лагерей.

Так как он не говорил по-немецки, переводчицей служила А. А. Гунбина, бывшая «смолянка», много сделавшая для лагерного прихода.

В самом Зальцбурге для беженцев местом молитвы в 1948–1959 служил один из приделов местной католической церкви на Резиденцплатц, освященный во имя Архангела Михаила. Иконы для временного иконостаса написали барон Н. Б. Мейендорф и Иван Дикий. Оба они ранее работали художниками в Югославии. Служили в этой церкви о. Сергий Матвеев, затем прот. Иоанн Сиротенко.

Когда в 1956 католики отказали русским в храме, Владыка устроил на первом этаже в бывшем замке баронов Тинен-Адлерфлихт домовую Покровскую церковь. Она вмещала всего 20 человек, отчего нынешним молящимся приходилось стоять в коридоре. Беженцы также молились в Никольской церкви в беженской богадельне, которая действовала три десятилетия, а начиная с 1962 — в католической церкви св. Иеронима на Мюльнер Гауптштрасе.

К 1953 году около 90 % беженцев эмигрировало из Австрии, главным образом в Америку и Австралию, а многие оставшиеся тщательно прятались, боясь высылки в СССР. Вместе со своей малочисленной паствой архиепископ организовал постройку в Зальцбурге Михайло-Архангельского кафедрального собора. 29 мая 1959 для постройки храма был за 49 тыс. марок куплен участок, расположенный вблизи р. Зальц, в квартале Леэн. По проекту архитектора Евгения Салпиуса, эмигранта из Прибалтики, началось строительство, которое шло не спеша, и очень экономно. Несмотря на свой почтенный возраст, Владыка сам отправился в США для сбора пожертвований. Освятили новый собор 26 июня 1964 престарелый архиепископ Стефан и архиепископ Берлинский и Германский Александр (Ловчий). На освящении присутствовали главы местных католических и протестантских епархий.

Фронтон современного собора украшает образ Владимирской Божией Матери, исполненный в мозаике долголетним старостой бароном Н. Б. Мейендорфом и его дочерью Е. Н. Мейендорф, регентом церкви. Несколько икон в храме и приходском зале написал вышеупомянутый Мейендорф, храмовая икона Покрова происходит из лагерной церкви, «Владимирская Божия Матерь» и «Христос Вседержитель» — из домовой церкви Владыки Стефана.

При храме после войны действовал Союз православных Австрии, который имел юридическое право представлять перед властями всех православных русских беженцев

В мае 1964 года участвовал в Нью-Йоркском Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви.

До конца жизни самостоятельно управлял епархией, отличаясь ясностью мысли и энергией. Скончался 25 января 1965 года в Зальцбурге. (он погребен на городском кладбище).

С архиепископом Стефаном связано не только много добрых воспоминаний бывших беженцев, но и свидетельства о чудесных случаях. Рассказывают, что как-то архиеп. Стефан встретил на улице мать, которая несла на руках очень большого ребенка. Он спросил: «Что ты балуешь его? Опусти его на землю, он пойдет сам». Не отдавая себе отчета, в том что делает, женщина поставила парализованного ребенка на землю: ребенок смог стоять и пошел вокруг них. В мае 1964 года, вспоминает биограф архиепископа: "Владыко, какие были еще чудеса!" - "Да, Бог милостлив", ответил архиепископ (С. Н. Боголюбов. Святой памяти архиеп. Стефана // "Прав. Русь" 1965, 3, 5).

Награды бриллиантовый крест на клобук (30 марта 1962)

Источник.

Печать