Архиепископ Аверкий: Духовный большевизм

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

На устроенном в этом году в Нью-Йорке "Дне Непримиримости" один из ораторов очень хорошо и удачно определил сущность большевизма процитированными им на память словами Священного Писания. Он отнёс к большевикам то, что сказал однажды Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям:

"Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи" (Ин 8.44).

"Человекоубийство" и "ложь" – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм.

Это – так, но этим далеко ещё не все сказано, не исчерпана до конца сущность большевизма, как уродливого явления духовной жизни. Большевизм есть нечто гораздо более страшное.

Корни большевизма – в том пагубном настроении духа свободного и разумного существа, созданного Богом, которое Денницу сделало диаволом. Возгордился Денница – высшее и совершеннейшее творение Божие, залюбовался собой и возомнил о себе, что он ничуть не уступает Богу в своих совершенствах, что он – равен Богу. И это послужило причиной его мгновенного страшного падения с той высоты, на которой он находился, в низины ада, а сам он сделался родоначальником всякого зла – всякой гордыни, непослушания и противления Богу.

"Как пал ты с неба, денница, сын зари!" – горестно восклицал о нём пророк: "а говорил в сердце своём: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней... в преисподнюю низвержена гордыня твоя, со всем шумом твоим" (Ис 14.11-15).

Став на путь гордыни, непослушания, противления Богу, падший Денница, в слепой злобе своей против Бога, этому же научил и первозданных людей, внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию, и через них ядом своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род.

Не все, однако, полностью и целиком поддались этому богоборческому настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего сопротивления ему или порабощения им, ещё в самые древние времена, как свидетельствует Библия (см. кн. Бытия гл. 4-6), возникло деление людей на "сынов Божиих" и "сынов человеческих". Последних правильнее, впрочем, было бы называть теперь "сынами диавола", как и назвал Господь упорно неверовавших в Него иудеев.

Между "сынами Божиими", стоявшими за правду Божию, и "сынами диавола", пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно возникла борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так называемой "истории человечества". Она будет продолжаться и впредь – до скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его – "сыны Божии". По ясному предречению Слова Божия, именующего диавола "князем мiра сего" (Ин 12.31), ложь диавольская будет приобретать все большую и большую власть и силу в этом мiре, о котором потому и сказал Апостол, что он "во зле лежит" (1Ин 5.19). Мало того: по особому попущению Божию, в "последния времена" – времена антихриста – наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на земле, пока не явится Господь, Который "убиет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2Сол 2.8). Тогда ложь диавольская сгинет, и восторжествует окончательно правда Божия, которая и будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние "небеса с шумом прейдут", а "земля и все дела на ней сгорят" (2Пет 3.10-13).

К этому времени произойдёт отсеивание "пшеницы" от "плевел", решительное размежевание между "сынами Божиими" и "сынами диавола", которое получит своё окончательное утверждение на Страшном Суде (Мф 25.31-46). Ясные признаки такого "отсеивания", или "размежевания" наблюдаются уже в наши дни – дни такого явного безстыдно-открытого богоборчества, дерзкого бунта, непослушания и противления Богу, какого никогда ещё не знала история человечества. Вместе с тем никогда ещё не было и такого господства лжи, не являлось стольких "прельщений" всякого рода, как в наши подлинно "лукавые" дни: с особо-изощрённым искусством облекается ныне диавольская ложь в призрачную видимость правды, дабы "прельстить, аще возможно, и избранных" (Мф 24.24). И сколь многие действительно прельщаются или, по крайней мере, становятся в тупик, не будучи в состоянии разобраться, где ложь, а где правда.

Поистине страшное время мы переживаем, и горе тому, кто этого не сознаёт, не понимает!

А не понимают многие и не понимают самого главного.

Не понимают того, что большевизм уже повсюду торжествует свою духовную победу – далеко за пределами СССР – и в других странах и в рядах самой нашей русской эмиграции, будто бы борющейся с ним.

Забывают то, что большевизм это отнюдь не одна только политическая система, а прежде всего – наиболее яркое и откровенное выражение, в наши дни, диавольской гордыни, дерзкого неистового бунта, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному закону. Именно в этом заключается коренная сущность человекоубийственного и исполненного диавольской лжи большевизма, а "человекоубийство" и "ложь" – это только "производные" – естественные, так сказать, логические последствия такого богоборческого настроения.

На наших глазах, не без успеха, стремится большевизм к мiровому господству. И при нынешних умонастроениях масс он легко этого может достигнуть, если люди, наконец, не поймут, что борьба с большевизмом не есть политика и не должна вестись в области одной только политики. Большевизм – это целостное мiровоззрение, но отнюдь не атеистическое, как принято думать, а богоборческое. Он претендует на то, чтобы стать всеобъемлющей идеологией, совершенно вытеснив веру в Бога и заняв место этой веры в сердцах людей. А потому борьба с большевизмом в сфере одной только политики ни к какому положительному результату привести не может. Целостному мiровоззрению большевизма должно быть, прежде всего, противопоставлено столь же целостное мiровоззрение, и притом не отвлечённое, а жизненное, находящее себе действительное осуществление в жизни людей.

Борьба с большевизмом настоящая, последовательная, разумная – это борьба за правду Божию против лжи диавольской.

Это – борьба "сынов Божиих" против "сынов диавола".

Только тот и может надеяться на успех в этой борьбе, кто сознаёт себя "сыном Божиим", кто ведёт себя и живёт достойно этого высокого звания. Кто же, заявляя себя "антибольшевиком", в душе своей остаётся причастным большевицкой идеологии богоборчества: гордыни, бунтарства, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону, тот и сам себя и других обманывает. Не под силу такому борьба с большевизмом, и ни к чему она не приведёт.

Печальные опыты прошлого, казалось бы, всех нас должны бы были научить, что диавольскую силу большевизма победить можно только силою Божиею. Лишь креста Господня боится диавол, а человеческое оружие, вплоть до самой атомной бомбы и всех ухищрений современной разрушительной техники, ему не страшно.

Ещё менее страшны диаволу политические программы, которыми некоторые наивные политические деятели думают запугать и победить большевизм. Бумага ведь все терпит! И разве мы не видели, к чему привели на деле такие прекрасные сами по себе лозунги, как "свобода", "братство" и "равенство"?

Довольно празднословия и празднописания!

Кто хочет не на словах, а на деле спасать Россию (а с нею теперь и весь мiр!) от большевизма, тот должен начать с самого себя. Он должен тщательно проверить себя, не живёт ли в его собственной душе чего-либо от богоборческой идеологии большевизма? Нет ли в нём непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону? Не одержим ли он гордыней, самолюбием и своеволием? Не чванится ли он своим материалистическим мiровоззрением и не прикрывает ли им свою порабощённость разным низменным страстям и порокам, оправдывая свои животные инстинкты и считая их законными для себя? Не переживает ли он, хотя бы по временам, бунтарского настроения духа, отвергая все высокие духовные авторитеты и ставя ни во что своих законных, от Бога поставленных пастырей, духовных руководителей, родителей, наставников и начальников? Не бывает ли в нём резких проявлений грубости, дерзости и разнузданного противления, когда кто-либо или что-либо становится на пути осуществления им его эгоистических, самолюбивых, тщеславных или низменных страстных стремлений и вожделений?..

У кого живут в душе подобные настроения, кто легко поддаётся им, не борясь с ними и не обуздывая их голосом трезвенного благоразумия, тот по-настоящему бороться с большевизмом не способен, ибо такой – одно с богоборцами-большевиками, он единодушен и единомышлен с ними, а сатана, как засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос, "разделиться на ся" (сам с собою) не может (Мф 12.26).

В том и заключается главное зло и безнадёжность нашей эмигрантской жизни, что многие из нас – едва ли не большинство! – совсем не вникают в диавольскую сущность большевизма. Выступая в качестве борцов с большевизмом, они не замечают того, что сами являются носителями, а иной раз – и яркими выразителями его духа, вводя, таким образом, в заблуждение и самих себя и других. Именно в этом причина, что, несмотря на столь очевидную для многих губительность человеконенавистнического большевизма, он до сих пор не мог быть побеждён. И никогда не сможет быть побеждён, пока борющиеся с ним сами будут носить яд большевицкий в своих душах.

Нельзя забывать, что большевизм – это духовная зараза, которой начало болеть наше русское общество ещё задолго до революции 1917 года. А потому крайне неразумно, в противовес гнусным хулителям царской России, злословящим то, чего не знают (Иуд 1.10), идеализировать полностью всё, что было в прежней дореволюционной России. Только крайняя духовная слепота (если не преднамеренная злоумышленность) может оправдывать разного рода вакханалии и безобразные безнравственные явления в нашей эмигрантской жизни тем, что так, мол, было и прежде в царской России. Если бы всё было тогда хорошо и благополучно, то не было бы революции, не было бы кровавого торжества большевизма! Не призывал бы ещё в те времена наш великий всероссийский пастырь приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский к нравственному очищению, ко всенародному глубокому покаянию, к перемене нравов языческих на христианские, грозя в противном случае неизбежной карой Божией за богоотступничество, за безбожие, за умножение беззаконий.

А мы – увы! – испытав на себе все страшные, кровавые последствия этого богоотступничества и попав в результате этого заграницу, продолжаем и здесь, в основной своей массе, идти всё тем же путём, который привёл нашу Родину к большевизму. Где же тут здравый смысл? Где простая человеческая логика?

И не к нам ли следует отнести теперь слова великого ветхозаветного пророка Исаии, обращённые им некогда, по повелению Божию, к жестоковыйному Израилю:

"Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство?" (Ис 1.5).

И не понимают, в большинстве своём, православные русские люди, оказавшиеся заграницей, что все наши здешние беды и нестроения, все наши нелады, распри, несогласия, взаимная вражда и разделения, начиная со столь печальных церковных расколов, церковно-приходских смут и волнений, постоянных разладов и распадов в среде наших национальных и общественных организаций и кончая скорбными явлениями развала настоящей, нормальной семейной жизни и обезличением отдельных русских людей, продающих своё первородство за чечевичную похлёбку и сливающихся с окружающей их, зачастую глубоко преступной средой, – объясняются не чем иным, как живущей в душах их большевицкой заразой – духом диавольской гордыни, непреклонно-упрямого, до смешного доходящего самолюбия и самомнения, явного или скрытого богоборчества, дерзкого, наглого бунтарства, своеволия, разнузданности, непослушания и противления Богу, Святой Церкви, церковным правилам и установлениям, тысячелетним священным традициям.

Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто-политической, есть ещё большевизм духовный, изнутри разлагающий человеческие души, а потому ещё более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политического, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме.

Духовный большевизм – главная опора большевизма политического в предпринятом им грандиозном плане завоевания всего мiра. И пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, безплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мiра.

И если мы действительно, а не на словах только, стремимся к этому лучшему будущему и к спасению нашей Родины, а с нею и всего мiра от нависшей уже над ним страшной угрозы большевизма, то должны понять, что – путь к этому лежит не через нынешнее нездоровое увлечение устройством постоянных парадных банкетов и всевозможных увеселительных собраний, балов и вечеров, "с танцами до утра", праздно-мечтательными речами и легкомысленным времяпрепровождением, столь не вяжущимся с серьёзностью переживаемого нами времени, – только через полное обновление нашей жизни в духе истинной Христовой веры, в духе подлинной православной церковности, соединяющей нас с Богом и подающей нам ту благодатную силу Божию, без которой невозможно сокрушить сатанинское царство большевизма.

Ибо – "без Мене не можете творити ничесоже", ясно сказал Господь (Ин 15.5).

Источник: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 285-291.

Метки: рпцз, архиепископ аверкий

Печать