Митрополит Антоний: Неделя Всех Святых (1935 г.)
(Мф 10.32-33, 37-38; 19.27-30)."Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброохвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте. Им же и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите и Бог мира будет с вами" (Филип 4.8).
Так говорит Апостол Павел, и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала. С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они -"божественное углие," горящее огнем Господней любви, они - сеятели "честное проповедание православно сеюще" и от них "прозябоша божественным земледелием и благодатию" все что честно, праведно, пречисто и прелюбезно - "аще кая добродетель и аще кая похвала" - на земле.
Вот почему Православные, преимущественно перед прочими исповеданиями, радуются в день всех Святых.
Св. Угодников почитают все вступившие в ограду церковную, но больше всего почитают или почитали русские и это почитание считают первым делом своей жизни.
Ради поклонения св. Угоднику Божию они шли в далекие края.
Нет ему пути далекого:
Был у Матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы,
говорил о русском паломнике поэт Некрасов. И чем глуше место, тем с большей жаждой туда идут.
Раньше все святые были мучениками, а потом, если и не умирали насильственной смертью, то свою веру исповедали, запечатлев в своей душе лик Христов, и к нему то и шел народ. Бывало раньше, народ не знает, кто правитель в этой области, кто здесь богат и силен, но знает, какой здесь угодник Божий. Для народа Церковь и праведность - это Святое Семейство, которое облежит облак угодников Божиих, и все они живут одною жизнью. Жизнь светская, мирская - это больной и неотвязчивый призрак, от которого хочется освободиться. Русскому народу святые - близкие знаемые. Я был раз в Румынии, в храме, и спрашивал, где же рака угодника Божия св. Димитрия, погребенного в этой церкви. И никто не знал. Про него забыли. Потом выяснилось, что его могила под полом и плита над ней вделана в пол. По ней ходили и не знали, кто здесь почиет.
"Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя".
У русских людей должно быть всегда, а теперь особенно, одно желание: - в начале веселия моего положу тебя, Иерусалим, и аще не положу и не помяну его - "прильпни язык мой гортани моему".
У русских есть живое сознание, что мало исполнять только заповеди, но что нужно отдать всего себя на служение правды. Надо отвергнуться себя, не жить по желаниям своего греховного сердца, а по правде Божией, надо взять свой крест, ибо в этом и есть сущность несения креста. Настоящее христианство там, где есть самоотречение. Протестанты говорят, что русские больше знают святых и забыли Христа. Это безумие, ибо между святыми и Христом не соревнование, а единство. Предстояние перед святыми, это предстояние странника перед морем безконечной благодати Божией. Жизнь мученика и смерть его - это не бегство, остановленное внешней силой мучителя. Нет. Мученик - это олень, жаждущий и бросающийся к воде. "Так желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс 41.2).
Русское отношение к святым не знает национализма: Святый Алексей, столь чтимый на Руси, был итальянцем, а первый юродивый на Руси, Прокопий Устюжский, был немцем.
Воины прославляют воинов и вождей, христиане - христиан и угодников Божиих. Сегодня все они прославляются, и пусть лучи их славы осветят и нас грешных.
Источник: Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. т. VIII. Издание Северо-Американской и Канадской епархии.1961 г., с.с. 298-299.
Сверено с оригиналом