Ольга Никитина: Когда и кем было положено начало "осколкам" 1

Автор: i-sobor. Дата публикации: . Категория: История РПЦЗ.

ЭКЗАРХ И ПРАВЯЩИЙ
Часть 1

Оказывается начало нашему дроблению было положено еще в 1990 г., с самых первых дней и попыток самоорганизации свободных приходов юрисдикции РПЦЗ в России (тогда еще СССР). Найдутся историки и аналитики, которые скептически отнесутся к этому моему "открытию", потому что "они знали уже тогда", или "предвидели", что РПЦЗ не готова была всерьез заниматься церковным возрождением на миссионерской территории, которой она объявляла свою родину — Россию, о которой тосковала и болела сердцем все долгие годы ее коммунистического плена. Все так и не так. Попытаюсь представить свою картину происходящего на основе имеющихся документов и записей.

Итак, в предыдущей публикации сообщалось, что в С.-Петербург приехал секретарь Германской епархии Русской Православной Церкви (заграницей) священник Николай Артемов. В хронике отмечено — с рабочим визитом. 5 июня 1991 года в крипте во имя Свв. Новомучеников и Исповедников Российских Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря по благословению и с участием архиепископа Тамбовского и Моршанского Лазаря (Журбенко) должен был начать свою работу первый Съезд духовенства приходов Российской Православной Церкви юрисдикции Зарубежного Архиерейского Синода. К этому событию готовились с начала года. Основные вопросы, которые предстояло обсудить на этом съезде, обсуждались с митрополитом Виталием, с членами Синода — архиеп. Лавром, еп. Илларионом. Но более всего и, кстати, более продуктивно — с архиеп. Марком (Арндтом). Ему, видимо, и было поручено курировать этот съезд. А возможно, что он сам взялся за эту работу по своей инициативе. Все возможно, как показали дальнейшие события. Но это пока не относится к действиям еп. Марка, который тогда действительно попытался упорядочить никак и никем не управляемый переход общин из МП в РПЦЗ. Для участия в первом Съезде духовенства, для окончательной подготовки документов ВЦУ в России и для представления их в Синод РПЦЗ и был епископом Марком делегирован в С.-Петербург его секретарь, священник Николай Артемов.

Мне опять же могут возразить: в Суздале было все в порядке, еп. Валентин (Русанцов) — великолепный организатор, харизматический лидер к тому времени даже епархиальный съезд провел. Вот сообщение из скромного зеленого издания «Суздальский паломник» (1991, № 3, февраль): «7 мая 1991 г. в г. Суздале состоялся съезд духовенства Российской Православной Церкви, в котором, кроме духовенства Суздальской епархии приняли участие священники, монашествующие и миряне из разных регионов страны, представители прессы…». Из представителей прессы поименно названы двое — редактор журнала «Прямой путь» Роман Вершило, ну и, конечно, пассионарный писатель и журналист Александр Нежный. Среди духовенства надо прежде всего отметить фигуру, которая со временем будет все заметнее, станет появляться в необходимые моменты в нужном месте и с нужным докладом: это пока мало кому известный игумен Евтихий (Курочкин). Со съезда епархии он почти сразу же поедет на другой съезд — в СПб. В Суздале он подпишет "Заявление" епархиального съезда, в котором будет решено принять дореволюционное название для российских свободных приходов — Российская Православная Церковь и создать ее административно-духовный центр в Суздале.

«Суздальский паломник» еще раньше, в январе 1990 г. (№1) сообщит о правовой базе действий еп. Валентина и процитирует следующее: «Указом Высокопреосвященного митрополита Виталия, первоиерарха Российской Православной Церкви, в Суздале учреждено Епархиальное Управление. Управляющим Делами назначен Экзарх Архиерейского Синода Российской Православной Церкви, настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля, архимандрит Валентин» (цитируется по указ. изд.).

И нигде, никак не упоминается правящий на тот момент в России архиепископ Лазарь (Журбенко). Будто бы его и нет. Почему? Откуда и зачем взялся этот странный титул для еп. Валентина — экзарх, если есть законный правящий архиерей, поставленный Синодом РПЦЗ на российские приходы? Еп. Валентин, даже с этим диковинным титулом (кстати, вскоре забытым, но об этом позже) все равно оставался викарием архиепископа Лазаря. И действительно ли были у него неоспоримые права на создание центра Церкви в России?

Обратимся к документам.
Первый — указ епископу Лазарю, которого в день хиротонии архимандрита Валентина (Русанцова) 28 января/10 февраля 1991 г. решено было возвести в сан архиепископа.

Второй — указ епископу Валентину. Обратите внимание на даты первого и второго указов: они выданы в один и тот же день.

Есть и вот такой документ, который, по всей видимости, должен был помочь еп. Валентину в делах регистрации епархиального управления.

Но ни в одном из указов не прочитывается, что речь идет о создании всероссийского церковного центра, и что именно еп. Валентин имеет поручение и все полномочия единолично создавать его в Суздале.

(Начало. См. продолжение)

http://onikitina3.livejournal.com/

Печать