РПЦЗ: Елеонский некрополь. Горненская игуменья Тавифа

Автор: Интернет Собор. Дата публикации: . Категория: История РПЦЗ.

Анатолий Гурьевич Холодюк

На фото: могила игуменьи Тавифы (Мининой) на монастырском кладбище 
Фото автора.

Могила игуменьи Горненского монастыря Тавифы (в миру Татьяна Минина; 1884? — 30.12.1949) находится на территории Спасо-Вознесенского женского монастыря.  Кладбище расположено рядом с  колокольней "Русская свеча".

...Точная дата  перехода  отстраненной осенью 1945 года от игуменского поста матушки Тавифы из Горнего в Елеонский монастырь не установлена.

Предположительно,  это могло случиться в 1948 году после 9 апреля, когда  два объединенных еврейских отряда атаковали арабское население деревни Дейр-Ясин. Оказавшиеся в районе военных действий более 250 арабов, среди них   женщины и дети, были убиты. Одновременно были изгнаны все арабские жители из поселка Эйн-Карем под Иерусалимом. 14 мая 1948 года Израиль провозгласил себя независимым государством,  и  между СССР  и  Израилем были  установлены дипломатические отношения. Власти Израиля  передали Москве оказавшиеся на его территории русские храмы и участки, в том числе Горненский монастырь. Елеонская обитель административно находилась на территории Трансиордании, входившей тогда в состав Иорданского королевства. Более тридцати монахинь Горненского монастыря  добровольно покинули его из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата. В их числе была и матушка Тавифа, возглавлявшая   Горненскую обитель более двадцати лет.

О том, когда  матушка Тавифа (в миру Татьяна) попала на Святую Землю, неизвестно.  Ее ближайшая помощница монахиня Феоктиста (Ягнам) говорила елеонским сестрам, что игуменья Тавифа  была "русской чувашкой"  родом из Казани. Уже в первые годы  послушничества  Татьяна Минина стала келейницей третьей настоятельницы Горненской обители монахини Валентины.  Благочестивые  родители  с раннего детства заложили в душу дочери Татьяны основы христианской жизни и спасительных добродетелей. В Горнем  послушница Татьяна  невольно приобщилась к управлению обителью и накопила определенный опыт административной жизни. В 1920 году после смерти настоятельницы Валентины горненские  монахини избрали на должность старшей сестры (настоятельницы) рясофорную послушницу Татьяну Минину, нареченной  при пострижении в мантию  Тавифой.

В это время Горненская обитель была почти разрушена, ее храм и домики сестер требовали срочного ремонта. Монастырская ризница и все ее ценности  были утрачены. Настоятельница Тавифа и сестры  обители столкнулись с большими трудностями. Средств  на пропитание у  них  почти не было, материальной поддержки ниоткуда не поступало. Несмотря на все невзгоды, усилиями настоятельницы Тавифы и всех  сестер Горненская обитель была  восстановлена. Ее главный храм приведен в благолепное состояние, заново устроена ризница. В те годы  все русские храмы и монастыри в Святой Земле находились в ведении РПЦЗ. Архиерейский Синод решил провести  реорганизацию Горненской обители. В 1924 году обитель  получила  статус монастыря и старшую сестру Тавифу  возвели в сан игуменьи.

Число насельниц к тому времени достигло 120 человек.  Многие   инокини  были русскими монахинями-эмигрантками.  Несколько послушниц и монахинь имели арабское происхождение. Насельницы проживали в небольших сестринских домиках, число которых достигало более 50-ти. Отремонтированные домики в окружении  зелени  и цветов радовали глаз всех тех, кто прибывал в качестве гостей в Горненскую обитель. В  записках принадлежавшего тогда  к РПЦЗ архимандрита Киприана (Керна) отмечалось, что "в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя — поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой…" (см.: 2).
  
На 1 января 1930 года Горненская община при матушке Тавифе состояла из  122-х человек,  отмечалось в "Отчете о состоянии Русской Духовной миссии" РПЦЗ. Здесь подвизались 6 схимонахинь, 45 манатейных монахинь, 67 рясофорных послушниц и  "черниц" — 3 ( 2, c.239  —240 ). В возрастном плане преобладали монахини в возрасте от от 51 — до 70 лет. Моложе 40 лет насчитывалось всего 9 человек, а свыше 70 лет  — 12.

Знавшие игуменью Тавифу отзывались о ней как о подлинной духовной матери для горненских сестер. Она была красива, умна, трудолюбива, гостеприимна и отзывчива. Своей единственной привилегией матушка считала трудиться больше всех. Игуменья Тавифа всегда находилась среди сестер и вместе с ними участвовала во всех видах работ. Матушка Тавифа пользовалась  уважением среди местных арабов за проявление постоянной заботы о бедных арабских девочках, которых она принимала в монастырь. В самом конце 30-х годов среди  в обители появилась монахиня арабского происхождения по имени Елена (Ягнам; позже — старшая сестра Феоктиста из Елеонского монастыря). Монахиня  Елена вскоре  стала главной помощницей игуменьи Тавифы.  В 40-х годах в монастырь поступила и 4-летняя арабская девочка Лариса (Хури;  ныне — елеонская монахиня Тамара).  Воспитанием и образованием  Ларисы и  других арабских детей занимались в Горнем  опытные  русские монахини.При игумении Тавифе большого развития достигли в монастыре  шитье, вышивание и живопись.

Осенью 1938 года матушка Тавифа тяжело болела, что вызвало некоторые нестроения среди сестер Горненской обители. Узнав о них, митрополит Анастасий (Грибановский) в письме от 18/31 октября 1938 года советовал архимандриту Антонию (Синькевичу): «...В Горнее следует чаще заглядывать во время болезни матушки Тавифы, чтобы усмирять особенно строптивых клиросных и других неспокойных сестер <…> Отцу игумену Серафиму (Горненскому) следует посоветовать быть осмотрительнее в своем отношении к некоторым сестрам, чтобы не давать повода к соблазну»  (См.:2, с. 241).

Непредвиденные события произошли в жизни матушки Тавифы  в 1945 году, когда Святую Землю с паломническим визитом посетил  Патриарх Московский и всея Руси Алексий I  (Симанский).По согласованию с предстоятелем Иерусалимской Церкви Патриарх Московский Алексий I  посетил Горненский монастырь, однако он встретил  там  холодный приём — никто из монахинь не подошёл к нему под благословение. 
Руководство РПЦЗ в Иерусалиме отказалось принять Патриарха Алексия. По этой причине Иерусалимская Патриархия прекратила  всякие отношения с РПЦЗ и запретила ее духовенству служить в принадлежащих ей храмах и в храме Гроба Господня. После визита Патриарха Алексия I в Иерусалиме под руководством духовника Горненского монастыря иеромонаха Исаи образовалась сначала немногочисленная группа русских монахинь,  называвших себя «патриаршими». На Елеоне  тоже появились «патриаршие» сестры, группировавшиеся вокруг игумена Серафима (Кузнецова), изгнанного из двух женских монастырей РПЦЗ за его симпатии к Московской патриархии. 

Матушка Тавифа очень переживала, что в монашеской среде все более углублялись раскольнические настроения.  У нее возникли серьезные трудности в управлении обителью. Осложнились отношения и  с руководством Русской духовной миссии РПЦЗ. Часть сестер Горненской обители не скрывала  от игуменьи своего желания перейти в юрисдикцию Московской патриархии.  Другая часть отстаивала позиции  игуменьи Тавифы — по-прежнему оставаться в РПЦЗ.  В этой непростой ситуации матушка Тавифа  просила руководство РПЦЗ об уходе на покой. Тем временем события в Иерусалиме и в Горнем развивались непредсказуемо. Кто-то из  недоброжелателей донес главе  Русской духовной миссии РПЦЗ о том, что в обители побывал некий советский агент в ранге дипломата и с ним изволила беседовать  игуменья Тавифа. Клеветники  заподозрили  ее  в  связях с советскими агентами, что, конечно, не соответствовало действительности.

Узнав об этих вздорных слухах, начальник  Русской духовной миссии РПЦЗ архимандрит Антоний (Синкевич) спешно и  без всяких разбирательств  своим приказом  от 27 октября 1945 года незаслуженно отстранил от управления монастырем всеми уважаемую игумению Тавифу  за всего лишь за одну единственную ее «провинность»: она угостила в монастырe стаканом чая одного советского консула из Египта, посетившего Горненский монастырь в качестве обыкновенного паломника или туриста(1, с.36). Горненские сестры вступились за матушку Тавифу и слезно просили руководство РПЦЗ вернуть ее в игуменское кресло, но все  попытки  преданных монахинь оказались тщетными.  После этих  событий число сторонниц перехода в юрисдикцию Московской патриархии  в Горнем  стало только увеличиваться. Игуменский жезл перешел новопостриженной монахине Елисавете (Анненковой). Однако и при новой игуменье нестроения в обители не утихали. Иерусалимская патриархия назначила настоятельницей Горней обители матушку Антонину (Гришко). Глава Русской духовной миссии РПЦЗ архимандрит Антоний (Синькевич)  опечатал  монастырскую церковь во имя Казанской Божией Матери и запретил игуменье Елисавете (Анненковой) и  ее  послушным монахиням всякое общение с «патриаршими» сестрами. Для последних  Иерусалимская патриархия предоставила находящийся в Эйн-Кареме греческий храм, где богослужения  совершал горненский иеромонах  Исаия (Cм.: 2).

Спустя несколько месяцев после оставления матушкой Тавифой игуменского поста  начальник Русской духовной миссии РПЦЗ архимандрит Антоний (Синькевич) 11/24 июня 1946 года написал   в письме  митрополиту Анастасию (Грибановскому):
"...Относительно положения в Горнем я сообщил уже в недавно посланном письме. Могу добавить следующее. Прошло уже восемь месяцев от начала наших горненских событий, за которые я очень много пережил и неоднократно в глубине души задавал себе вопрос, что было бы, если бы Ваше Высокопреосвященство не удовлетворили прошения матушки Тавифы об уходе на покой и оставили ее настоятельницей. Я считал, что оставлять ее нельзя, еще более чувствовал это по непосредственному убеждению. Но, зная, как Ваше Высокопреосвященство предпочитаете действовать, где возможно, с осторожностью, я не думал, что Вы удалите матушку Тавифу. Теперь, наблюдая события уже прошедшие, я вижу, как исключительно удачно для нашего дела было ее удаление. Будучи настоятельницей, она покрывала и скрывала от меня все разлагающие настроения и деятельность советских агентов. Если бы продолжалось такое положение, разложение проникло бы гораздо глубже и Советам, и их агентам было бы легче отторгнуть от нас Горненский монастырь. Кроме того, не случись несчастия в Горнем, мы не приняли бы необходимых мер на Елеоне, он был бы подвержен влиянию Малой Галилеи и разложение распространилось бы и там. Вероятно, вместе с Горним был бы потерян для нас и Елеон. Теперь же, видя, что советское дело в Горнем не имеет большого успеха, во всяком случае в той степени, как этого желали бы зачинщики беспорядков, просоветские элементы на Елеоне принуждены были с этим считаться и весьма присмирели. Таким образом, нарыв оказался вскрытым и гниение в прежнем большом масштабе приостановлено. Поэтому, как ни болезненно случившееся, его необходимо считать пока наиболее удачным для нас стечением обстоятельств, которые, видимо, премудро попущены Самим Богом"  (3, с. 103—104).Неопределенная обстановка в Иерусалиме и в Горнем монастыре продолжалась до  1948 года, когда было провозглашено государство Израиль. 

...Уже находясь на Елеонской горе, матушка Тавифа и находившиеся рядом с нею преданные ей сестры из Эйн-Карема узнали, что государство Израиль признало Московский патриархат правопреемником дореволюционной Русской Православной Церкви и вернуло ему недвижимое имущество Русской духовной миссии. Новые власти изгнали архимандрита Антония  из зданий миссии и  подвергли его унижениям. Дорогой  сердцу  матушки Тавифы Горненский монастырь, оказавшийся на территории новообразованного государства Израиль, вошел в юрисдикцию Московской патриархии.   5 декабря 1948 года в нем  совершил первую торжественную службу начальник Русской духовной миссии Московского патриархата архимандрит Леонид (Лобачев). В богослужении участвовал и духовник этой обители иеромонах Исаия. Оставшиеся в Горненской обители  насельницы с большой радостью встретили архимандрита Леонида. В монастыре возобновились регулярные богослужения.

...Бывшая игуменья Горненского монастыря Тавифа осталась верна РПЦЗ и прожила в  Елеонском монастыре  совсем недолго. К ней с большим уважением относились игуменья Павла (Клюева; в схиме Антония) и все елеонские  сестры. 30 декабря 1949 года матушка Тавифа скончалась  от инсульта. Похоронили  новопреставленную монахиню на другой день после ее смерти. 

Литература:
1. Горненский женский монастырь на Святой Земле. Составитель: иеромонах Серафим (Мелконян). — Иерусалим: Русская духовная миссия в Иерусалиме Московского Патриархата. —1997.
2. Архимандрит Августин (Никитин). Град Иудов в Горней. — ж. Нева,  № 8. 2016.
3.Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. Издание Русской Духовной миссии в Иерусалиме. № 1, часть 2; 2012. С. 103—104.

Метки: рпцз, святая земля, горненский монастырь

Печать