Прот. Вениамин Жуков: Письмо к вопрошающему о положении Церкви

Автор: Интернет Собор. Дата публикации: . Категория: Альтернативное Православие.

Картинки по запросу протоиерей вениамин жуков

Дорогой о Господе Алексей!

Если бы я отвечал по пунктам на все Ваши вопросы или затронутые темы, мы бы, вероятно, ни к какому результату, ни в одну, ни в другую сторону не продвинулись. 

Были бы прения по каждому вопросу в отдельности, напоминающие прения на Первом Вселенском Соборе относительно важнейшего вопроса о сущности Иисуса Христа: собралось 315 отцов и мнения разделились на принятие Христа как Сына Божия, рожденного, не сотворенного, и на отказ от этого определения. Споры продлевались и не приводили ни к какому результату. И тут слово попросил еп. Спиридон Тримифунтский, которому его долго не давали, так как он считался необразованным и недостаточно подготовленным для таких дискуссий. А вышло как раз совсем неожиданно, потому что свят. Спиридон стал излагать свою горячую веру в Творца, создавшего, по образу и подобию Своему, человека, обладающего свободной волей; затем упомянул его соблазнение и падение, и в итоге послание Сына Своего Единородного для его вразумления и спасения.

Когда свят. Спиридон закончил свою речь, главный оппонент православных, некий философ, после раздумья сказал: «Пока состязание со мной велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, - доказательства бессильны против неё, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мной да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

Поэтому я хотел бы вознести обсуждение о Церкви к её первоисточнику. 

Христос создал особый организм из верующих в Него как Сына Божия. Этот организм есть Тело Его, Он же и Глава Его и Свидетель Таин Божиих. Он Сам о Себе сказал: Я Путь, Истина и Жизнь. 

Он также сказал, что пришел в мир «да свидетельствует Истину». Следовательно, если кто Его ученик и последователь, тот свидетельствует Истину. Эта связь между Учителем и его последователями ясно выступает в Гефсиманской молитве, когда Христос молит не о всех, а о тех, которых Отец дал Ему, ибо слова которые Отец дал Ему те же, что Он дал им, благодаря чему они знают Христа как Сына Божия и Спасителя.

Вера без дел мертва, так же и исповедание Истины без свидетельства бездейственно.

Пилат тоже заинтересовался Истиной, но тут же ушел, потому что этот вопрос не был для него существенным.

Последователи Христа призваны быть в жизни Церкви участниками в домостроительстве Божием. Иначе мы только потребители Божией благодати или, как водилось в Советском Союзе, потребители культовых услуг. Да не будет. И реакцией на это было исповедничество и мученичество.

Потребность исповедовать Истину Христову характерна православному христианину. За Православие люди были гонимы и умерщвляемы на протяжении всей истории Церкви. 

В России под игом безбожников исповедники уходили в катакомбы и только так могли стоять за Истину. Их вылавливали и уничтожали. В Западном мире положение было иное: гонение на христиан велось тоже последовательно, но не убийством тел, а убийством душ. Но поскольку официально действовала свобода вероисповедания, русские эмигранты, осознав глубокое значение разрухи великого православного государства, обрели здесь живую веру, и, благодаря выдающимся водителям церковным, исповедничество Истины Православной веры стало основой всего устройства церковной жизни за границей, а весь православный мир дивился архиереями исповедниками, каковыми были наши Первосвятители и святители. 

Истинным духом Христовым звучат слова при наречении в епископа будущего митрополита Анастасия:

«Путь Христова служенія начинается отъ Іордана. Я вижу, какъ Богочеловѣкъ смиренно склоняетъ Свою главу подъ руку Предтечеву, дабы исполнить всякую правду. Христосъ исполня­етъ всякую правду, и ты, посланникъ и послѣдователь Христовъ, долженъ исполнить все, что повелѣваетъ тебѣ долгъ твоего званія. Ты долженъ исполнить всякую правду, какая только начертана въ Евангеліи и уставахъ церковныхъ. 
Я вижу затѣмъ, какъ Божественная Истина исходитъ въ міръ да свидѣтельствуетъ истину. Я вижу, какъ воплощенное Слово Божіе благовѣствуетъ всѣмъ Евангеліе Цар­ства Божія, ублажаетъ смиренныхъ, обличаетъ лицемѣрныхъ и гордыхъ, пылаетъ огнемъ ревности на осквернителей святыни. И народъ, томимый духовною жаждой, тѣснится вокругъ Источ­ника воды живой и свидѣтельствуетъ предъ всѣми Его Божественнуюсилу, ибо Онъ говоритъ, какъ власть имѣющій (Матѳ. 7, 39).
Не зри на лица и не угождай духу вѣка сего, который будетъ обѣщать тебѣ земныя выгоды. Если обрѣтешь смиренную добродѣтель, возвышай ее и поставляй на свѣщницѣ, да свѣтитъ всѣмъ. Если же увидишь ложь и лицемѣріе, — разоблачай ихъ предъ всѣми, хотя бы они были облечены въ порфиру и виссонъ.
Не взирай на немощь твоего слова. Если ты будешь возгрѣвать живущій въ тебѣ даръ благодати (2 Тим. 1, 6), твои уста будутъ всегда исполнены Духа.   

И не столь важно, в какой должности тот или иной христианин призван служить Истине, так как всякое дыхание да хвалит Господа. 

Когда турки угрожали Константинополю, православные греки обратились за поддержкой в Рим с готовностью признать
первенство папы. В 1439 году во Флоренции православные архиереи подписывали унию с Римом, и только один Марк Эфесский отказался её подписать. По заключению собора, папа спросил своих посланников: «А Марк подписал?». Когда ему ответили, что нет, то папа сказал: «Значит, эта уния ничего не стоит». 

Но не только архиерей, а и простой константинопольский монах Максим Исповедник отстоял против всех истинную веру, тогда и сказал: «Если и патриарх причастится, я не причащусь» (т.е. с еретиками моноѳелитами).

Такими хранителями православной веры усеяна вся история Православной Церкви.

Напротив, страх за жизнь или просто привязанность к жизненному комфорту умножали в людях компромисс со своей совестью, с нравственностью и правдой. Последнее явление увеличивается стремительно в странах изобилия всего.

В середине прошлого века свят. Иоанн Шанхайский писал: 

«Перед концом земной жизни в ней будут смятение, войны, междоусобицы, голод и землетрясения.
В общественной жизни будут иметь руководящее значение силы, готовящие возможность появления антихриста.
При антихристе будет массовое отпадение от веры. Изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение, и ласковое зло будетподдерживать такое общее настроение. В людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

Во время гонений в Советском Союзе Архиепископ Илларион Троицкий писал:

"Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, что тепе­решняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к реше­нию выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании доб­ра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4, 2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епи­скопами. На "законном" основании можно и антихриста принять...».

Я не цитирую эти слова в порядке некоего риторического соревнования; я всей душой убежден в правильности этих строк и в том, что они применимы в настоящее время.

С первого взгляда может показаться, что после долгих гонений на веру Россия возвращается к своему христианскому прошлому и что восстанавливается Святая Русь. 

После почти восьмидесятилетнего своего владычества над страной, Диавол так сразу не сдаст свое владычество. Мы знаем по Священному Писанию, как нечистый, изгнанный из души человека, стремится вернуться на усвоенное свое жилье с еще большей силой. И по себе знаем, как настойчиво он нам напоминает о наших страстях.

С другой стороны, Западный мир погрузился в погоню за комфортной жизнью, чему поддалась и большая часть русской эмиграции в США. РПЦЗ, ставши под омофор МП, была в первую очередь озадачена сохранением и укреплением достигнутого земного благополучия в зажиточных странах мира и пользованием большой автономией, но также и сохранением своей национальной идентичности, как и все остальные народы поселившиеся в Америке, особенно традиционной русской церковной жизни. 

Сохранилось ли при этом исповедничество православного христианина? Выступают ли её иерархи в защиту веры, как это было еще два десятка лет назад? 

Когда папа и патриарх встречались на Кубе и подписывали невероятный документ, никто не отреагировал. Любовь к Церкви выражалась тогда позолотой куполов. Кажется, я один отреагировал, но мое слово ничто по сравнению с тем, что раздавалось от имени свободной Русской Церкви Заграницей!

Да и архиереи уже не те, что были. Припоминается мой разговор с одним из последних маститых архиереев за рубежом, архиепископом Антонием Женевским (+ 1993 г.). Ухаживая за ним некоторое время до его кончины, я сказал ему вдруг: «После Вас, Владыка, все уже будет не так». Он спросил: «Почему вы так думаете?». Я ответил не задумываясь: «Потому что архиереи уже будут не те». 

Это был результат наблюдения о происходящем вокруг нас. В долгосрочном наблюдении вписываются все происходящие изменения и просматривается их направление. Люди не те, что были. Наблюдается у людей растущее равнодушие ко всему, не относящемуся к их непосредственной потребности, деградация нравственности и ответственности. Архипастыри и пастыри, перестав опираться на основы святоотеческого исповедания веры, стали толковать о церковной жизни каждый по своему восприятию. Последователи Святых Отцов стали исчезать в прошлое. И компромисс на основании личного мнения стал господствующим.

Во многих аспектах христианской жизни можно было наблюдать отступление в угоду мира. 

Например, в 1986 г. папа пошел в римскую синагогу поклониться главному раввину, после того как Рим упразднил понятие о богоубийстве. Заставили и патриарха Алексия II пойти с поклоном к раввинам; только в Москве это было бы предательством, пришлось ему встретиться с ними в Нью-Йорке в 1991 г., была соответствующая речь, после которой примерно пятьдесят священников перестали поминать своего патриарха (т.н. движение «непоминающих»).  Возможно, не все задания он тогда исполнил, почему и состоялась вторая поездка патриарха два года спустя. В те времена ко мне обратился некий епархиальный деятель, выразивший пожелание нескольких десятков священников примкнуть к Зарубежной Церкви. Это было невозможно при начинающемся собственном ослаблении, и я ответил, что мы маленькая Церковь, следовательно мы не можем вместить такое количество клириков.

Попутно, 17-24 июня 1993 г. в Баламанде, в Ливане, состоялась VII сессия Совместной комиссии по диалогу между католи­ками и Православной Цер­ковью. Темой собрания было обсуждение унии как «метода единства прошлого» и «совре­менное искание полного литургического общения». Был выработан документ, согласно которому представители 5 православных Церквей признают католическую конфессию «сестрой-церковью».

В 2016 году происходит встреча патриарха с папой на Кубе, и подписывается общее соглашение, где стояние за православную веру прежних времен упраздняется такими словами: «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21)». Этой цитатой кто только не пользовался в современных экуменических движениях! Итак, подвиги наших отцов, отдавших жизнь свою за истинную веру во Христа, расцениваются православным иерархом как плод «человеческой слабости и греховности»! При этом евангельская цитата извлечена из своего контекста: Христос не о всех молился, а о тех, которых Отец дал Ему, так как они Его суть. В этом исповедании ни Марк Эфесский, ни Игнатий Брянчанинов, ни Иоанн Кронштадтский не явили «человеческой слабости и греховности»! 

Эта встреча поразительна смешением понятий: «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева, и святые, которых мы почитаем». 

Касательно святых первого тысячелетия, у православных есть четкое понятие об истинном вероисповедании, в силу которого не признаются святыми даже подвижники первого тысячелетия, исповедавшие ересь, как, например, ересь о филиокве (исхождение Духа Святого от Отца и Сына), внесенную Римской церковью в Символ веры, установленный на Вселенских Соборах в Никее (325) и Царьграде (381) и об изменении которого последний Собор санкционировал анафемой. 

Касательно Божией Матери, ссылка на Еёсвидетельство об общем Предании полностью игнорирует неприемлемый католический догмат о Непорочном зачатии! Правильное понимание значения Божией Матери в мироздании является важнейшим учением Православия!  

Неужели все то, что мы черпали из Св. Писания и Св. Предания, из учения Святых Отцов, все то, драгоценное, что прошло мимо равнодушного к Истине Пилата, все то, о чем свидетельствовал Марк Эфесский и чему учил Григорий Палама, все, что разъяснял Иоанн Кронштадтский об отступничестве католиков, что олицетворил стяжанием Святого Духа преподобный Серафим Саровский, все умученные за веру униатами, при жесточайшем гонителе, канонизированном Ватиканом Иоасафате Кунцевиче.., неужели все это утратило свою первостепенную важность?! 

Я принадлежу и служу Русской Православной Церкви, в ней я родился, от неё я все получил из того, что получил, и в ней, надеюсь, кончу свой путь на земле.

Относительно Истинной Православной Церкви в Молдовии. Это епархия Русской Православной Церкви Заграницей, зарегистрированная в Молдовии. Поэтому она не «Истинная Православная Церковь Молдовии», а «Истинно Православная Церковь вМолдовии». В зарегистрированном Уставе в Молдовии значится в 4-м пар., что «она принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей под председательством Митрополита Виталия». Такое было вынесено постановление Европейского суда по обжалованию решения правительства Молдовы, отказавшегося её регистрировать. В заголовке нашего официального бланка значится: «Русская Православная Церковь Заграницей (В) (В как Виталий), под омофором Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Кишиневского и Молдовского». В подписи фигурирует: «Антоний, Архиепископ Кишиневский и Молдовский, Председатель Синода Русской Православной Церкви Заграницей (В)». 

Мой Владыка архиепископ Антоний Женевский говорил: «Мы за границей сохранили легитимность Русской Православной Церкви от времен апостольских».

В 2000 году большая часть РПЦЗ предпочла удобное соглашение с МП и, в какой-то степени, отдала свою легитимность как свободной части Русской Православной Церкви за «чечевичную похлебку». Нынешний глава нашей маленькой РПЦЗ, тогда в 2001 году еще иеромонах, был одним из первых отозвавшихся на воззвание Митрополита Виталия. Что же, поелику русские архиереи предпочли чечевицу, то свободную Русскую Церковь возглавил молдовский архиерей, он же и архиепископ Молдовской епархии.

После этих уточнений юридического характера, прошу прощения, если мое письмо Вам покажется длинным и утомительным. Я постарался Вам написать о Церкви так, как я чувствую.

Храни Вас Господь Бог.
Пр. В. 
22.11/05.12.18

Источник

Метки: рпцз-вж

Печать