Вокруг возглавляющего приходы Московской Патрирхии в США епископа Юстиниана разгорается финансовый и сексуальный скандал

Автор: i-sobor. Дата публикации: . Категория: Московская Патриархия.

Из Нью-Йорка с чистой совестью.

Журналистское расследование нового масштабного скандала, разгорающегося вокруг управления патриарших приходов РПЦ МП в США.

 

Часть первая

История о. Павла (Водолагина) записана с его слов и по его просьбе в первых числах марта 2014 года с целью предать гласности описанные события, если ситуация будет оборачиваться худшим образом. Вот сегодня… уже хуже некуда. Опровергнуть свои слова, что-либо добавить или изменить за истекшее время о. Павел не захотел.

Хуже не потому, что чьей-то жизни угрожает опасность, хотя и это не исключено, а хуже потому, что аморальные отношения внутри представительства Московской патриархии в Америке за последнее время стали достоянием общественности и легли глубокой тенью на все русские православные юрисдикции. Если в РПЦ МП считают, что случаи, подобные этому, норма, то это их дело. Пусть живут с ними, но не надо экспортировать свой образ церковной жизни в те места, где нормы поведения и церковного служения имеют цивилизованный характер.

Итак. 28 февраля 2014 года на адрес представительства Русской Православной Церкви Московского патриархата в США адвокат о. Павла Водолагина – священника РПЦ МП и бывшего настоятеля патриаршего собора в городе Сан-Франциско - направил уведомление о том, что его клиент обвиняет клир кафедрального патриаршего Свято-Николаевского собора в финансовых нарушениях и сексуальных домогательствах. В письме сказано, что описанные о. Павлом Водолагиным действия отдельных священнослужителей храма по отношению к нему по законам США могут быть квалифицированы как вымогательство, нанесение морального ущерба и намеренное торможение карьерного роста. Адвокат предлагает совместно обсудить сложившуюся ситуацию и сумму денежной компенсации, а в случае отказа от переговоров, дело будет незамедлительно передано в судебные инстанции города Нью-Йорка.

Письмо было получено под расписку в секретариате Свято-Николаевского собора, что зафиксировала адвокат Алена Шаутсова. После ознакомления с пунктами обвинения у священноначалия патриаршего представительства во главе с архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом (Овчинниковым), как смело можно предположить, возникло нервное потрясение, и они незамедлительно обратились в дорогостоящую манхэттенскую адвокатскую контору за помощью. В ответном заявлении, составленном высокооплачиваемыми стряпчими, было мудро подмечено, что в США церковь отделена от государства и посему материальные претензии не имеют смысла. И дело запахло судом. Причем не церковным, а самым настоящим.

В этот момент о. Павел Водолагин, начав осознавать всю опасность спровоцированной им ситуации, обратился ко мне с просьбой зафиксировать его показания и предать их гласности в том случае, если ситуация вокруг него и этого дела примет опасный оборот.

Абсурдность ситуации стала очевидна после реакции на мой запрос, сразу же посланный в Свято-Николаевский собор по данному делу. Официального письменного ответа я не получила, но по телефону мне было сообщено, что "это все неправда, а о. Павел "сидит на колесах", наркоманит, является алкоголиком, психом, лжецом и шантажистом. Причем давно".

Если так оно и есть, то это ж какие кадры присылает Московская патриархия для руководства своими приходами в США?! Бесценные! И много там таких еще? Замечу, что лично на меня о. Павел такого зловещего впечатления не произвел и выслушала я его со всем вниманием.

Отец Павел Водолагин около двух лет являлся настоятелем патриаршего собора в Сан-Франциско (штат Калифорния) – ни больше, ни меньше – представителем РПЦ МП в западном благочинии США. Стало быть, заведомо зная о склонности своего клирика к столь мерзким вещам, управляющий патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан почему-то назначает его настоятелем одного из своих ключевых приходов. Или что-то здесь не так.

В юрисдикции Патриарших приходов США уже давно "что-то не так". Аморальное поведение некоторых священников этой юрисдикции уже несколько лет компрометирует всю Русскую Православную Церковь, поэтому историю о. Павла Водолагина должна узнать православная паства США. А, возможно, и правоохранительные органы. А лучше, если органы налоговой службы. А хорошо бы еще и комиссия по сексуальным нарушениям со стороны служителей церкви. Но полезней всего это будет для прихожан Свято-Николаевского собора на 97-й улице в Манхэттене.

Кто в этой истории прав, кто виноват, кто откровенно лжесвидетельствует, а кто не ведает что творит – покажет жизнь. Но сам факт того, что такая ситуация возникла, свидетельствует о нездоровом климате в этой организации.

...Знакомы владыка Юстиниан и Павел Водолагин, по словам последнего, давно – со времени обучения в духовной семинарии. Ну, для кого давно, а для кого как – Павлу Водолагину сегодня 28 лет, из которых пять лет он пребывает в монашеском чине. Объяснить свой поступок – принятие пострига в 23 года - толково он не может, но Бог ему судья, это далеко не первый случай в истории современного монашества. Дальнейшее общение монаха и иерарха продолжилось в одном из приходов Санкт-Петербурга, куда о. Павел (Водолагин) был назначен вторым священником, а владыка Юстиниан частенько заезжал в гости к настоятелю, с которым приятельствовал. Зачем приезжал? На массовые действия, которые описываются обычно не очень приличными словами. Причем не он один приезжал, и другие владыки съезжались. Потом службы совместные совершали, как водится. Красиво – архиерейским чином.

На мой настоятельный вопрос – а не участвовал ли сам о. Павел в этих мероприятиях? - тот заявляет категорическое "нет" и брезгливо крутит головой. Тогда откуда знает подробности? А от прихожанина – Тимура Аверьянова, известного в Питере дилера по поставке гомосексуальных партнеров (по большей части, молодых солдатиков) в среду художественной богемы, а заодно и в другие среды, где на них есть спрос. Персонаж он в Питере известный, совершенно не скрывается – охотно пиарится в социальных сетях, и ничего не боится, так как имеет медицинскую справку психически неполноценного, что уже несколько раз позволяло ему уходить от закона. Православный. Службы посещает регулярно, активный член прихода. По словам о. Павла, владыка Юстиниан пользуется услугами Тимура достаточно давно. Аверьянов, будучи человеком беспринципным (у него же справка есть), запросто предал гласности свою СМС-переписку с владыкой, в которой обсуждался вопрос нового клиента. Скриншоты этой переписки находятся у адвоката о. Павла. Я их читала. По мерзости их можно приравнять к жесткому порно. Вопрос – настоящие ли они? Пока неизвестно. Если это необходимо будет установить, то суд сделает запрос в административный ресурс телефонной сети и оттуда дадут ответ.

В 2010 году, получив должность управляющего патриаршими приходами в США, владыка Юстиниан предложил о. Павлу (Водолагину) занять место священника в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка. Я еще раз настоятельно спрашиваю о. Павла - не делал ли владыка каких-то еще предложений, но в ответ получаю отрицательную реакцию, довольно бурную. Ну, нет – так нет. В конце концов, в народе общеизвестно, что владыка Юстиниан, его келейник и секретарь в новых "родственниках" не заинтересованы. Кстати, о назначении на должности в состав клира Свято-Николаевского собора и келейника о. Евгения Гончаренко, и секретаря о. Никодима (Балясникова) было упомянуто в журналах Синода РПЦ МП, а вот о назначении о. Павла я что-то ничего не видела. Ну, может, пропустила.

Тем не менее, о. Павел (Водолагин) в 2010 году в Нью-Йорк прибыл. Первые же его фотографии на сайте Патриарших приходов произвели сильное впечатление на православную общественность – мне тогда позвонили сразу же несколько человек с вопросом: кто это? На тех фотографиях был юноша с длинными белыми вьющимися локонами и кротким глубоким взглядом из-под белых ресниц. Дело в том, что у о. Павла редкий оттенок волос – они реально белые, как у альбиносов. Облачение и крест в руках дополняли романтический образ молодого монаха, и православные девушки Манхэттена потянулись к воскресным литургиям на 97-ю улицу. Во время которых владыка Юстиниан говорил немыслимые вещи про "протестантское враждебное окружение".

Вместо почетных пастырских обязанностей о. Павел был послан на хозяйственные работы. Штат у собора маленький – кто-то же должен вести хозяйство, готовить еду и пр. – все своими силами. Но такое служение при кухне не заладилось, и о. Павел довольно быстро, через несколько месяцев, отбыл на родину к месту прежнего служения в Питер, где он все-таки был действующим священником.Это его версия. Не исключаю, что были и другие обстоятельства, о которых он не упоминает.

Если бы на этом все закончилось, это было бы замечательно, причем абсолютно для всех, но русское православие никогда не искало легких путей. Через год – весной 2011 года - владыка Юстиниан вновь отыскал о. Павла (Водолагина) и сделал ему заманчивое предложение занять место настоятеля Свято-Николаевского патриаршего собора в Сан-Франциско – одного из самых старых, который был освящен еще в 1934 году в составе Американской митрополии. Почему? Ну, это только сам владыка может объяснить, а предположить можно что угодно. Мне вот интересно, что по этому поводу думают в Отделе внешних церковных связей РПЦ МП?

Дальше читайте внимательно. Между о. Павлом (Водолагиным) и администрацией Патриарших приходов заключается официальный трудовой договор (думаю, он хранится в архиве), в котором указывается зарплата настоятеля – 1,200 долларов в месяц, оговаривается медицинская страховка, оплата мобильной связи и другие детали найма на работу. Договор подписывается и вступает в силу. Это номинально. А в реальности вступает в силу устный договор, озвученный владыкой Юстинианом, по которому о. Павел не претендует на медицинскую страховку, оплату мобильной связи и пр., но может по своему усмотрению использовать доходы от церковных треб и свечного ящика.

Следите еще внимательней: ежемесячный чек на сумму 1,200 долларов о. Павел должен будет класть на свой счет и тут же выписывать чек на эту же сумму и высылать его обратно на адрес Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке с пометкой "donation" ("пожертвование").

Отец Павел на эти условия согласился. Он охотно объясняет почему: Америка, Калифорния, солнце круглый год, океан, престижная должность настоятеля собора, относительная свобода действий …или бесправное, практически нищенское положение второго священника в вечно сером и мрачном Питере…

По счастью жена российского консула в Сан-Франциско оказалась верующей и часто приглашала нового настоятеля отобедать, какой-то врач крестил ребенка и оказал услуги, конечно, прихожан маловато, но в свечной ящик что-то капало. Как предполагает автор, в Сан-Франциско произошло и знакомство о. Павла с некоторыми распространенными, увы, в Америке веществами, что предопределило дальнейший выбор места его лечения (см. ниже). Но это ничем не подтвержденное субъективное предположение.

Вернемся к ежемесячному чеку на сумму 1,200 долларов. Главный вопрос в том, кто с него уплачивал налог. В принципе, это прописывается в трудовом договоре. Но, чего уж греха таить, бывает в нашей стране, что обе стороны "забывают" уплачивать налог и тогда довольно скоро садятся в тюрьму по статье о противозаконных финансовых операциях, называемой в народе "money laundry". Естественно, все себя считают умнее налоговой службы и придумывают целые схемы по "отмыву" и "откату". Особенно любит народ играть с нон-профитными (некоммерческими) организациями, которые предусматриваю льготную систему налогообложения. И так как каждый храм с приходом является в США нон-профитной организацией, в том числе, судя по всему, и все три десятка приходов РПЦ МП, то имеет смыслпоинтересоваться – а из каких патриарших приходов еще ежемесячно возвращаются чеки с зарплатой?

Впрочем, в администрации патриарших приходов есть проверенный временем бухгалтер, который, я надеюсь, следит за душевными порывами руководства. Также был и бухгалтер и в калифорнийском приходе о. Павла. Но почему-то уже через год налоговая служба удержала с личного счета о. Павла, в качестве штрафа за неуплату налогов, 700 долларов. Отец Павел честно признается, что в финансовых делах совершенно не разбирается, единственное, что он делал регулярно, – отсылал чек с пометкой "donation" в Нью-Йорк. Это святое. В остальном он полагался на бухгалтера и был сильно удивлен, что тот его не поставил в известность о разбирательстве с налоговой инспекцией. Как оно было на самом деле, опять же можно с легкостью проверить, подняв бухгалтерские документы, если это понадобится для расследования.

В мае 2013 года владыка Юстиниан предлагает о. Павлу оставить службу в Калифорнии и переехать в Нью-Йорк – опять в Свято-Николаевский собор. Что владыкой руководит на этот раз – понять решительно сложно. Очевидно, что настоятель и руководитель из о. Павла вышел никакой, глубокой воцерковленности он не проявляет, к богословским наукам не тяготеет, мало того, вступает в какие-то отношения с прихожанами – у юношей занимает деньги, а на девушек и вовсе заглядывается.

Русская народная забава – наступать на те же грабли пока не сломается черенок, - видимо, не чужда архиепископу Наро-Фоминскому: он предложил о. Павлу заняться текущими административными делами патриарших приходов. Стол и кров в храме за счет прихода, на карманные расходы – с треб. По той же схеме. Работа временная, ввиду нетрудоспособности секретаря, который опять слег по традиционно русской причине.

Сюрреализм православного служения в патриарших приходах в США на этом не заканчивается. Дальше про романтическую его составляющую. Вызвав о. Павла к себе в кабинет, Его высокопреосвященство попытался приблизиться к нему, ну и совершить какие-то предосудительные действия. Это почти удалось, но тут раздался скрип – перевернулись в ковчеге частицы мощей Святейшего Патриарха Тихона, который некогда в этом кабинете учредил Русскую православную миссию в Америке. По словам о. Павла, высвободив свое причинное место, он решил "дать владыке в морду". Но не дал. Мне очень было интересно – что же его остановило? Говорит, что – богобоязненное уважение к старшему по чину и по возрасту. А также неожиданно проснувшееся монашеское смирение.

Несколько дней о. Павла преследовали приступы брезгливости, кошмары и спазмы рвотного рефлекса. Раз пять в течение нашей беседы я переспросила его: неужели он раньше не догадывался, что такое возможно? Мало, что ли, нагляделся на такое за время своего служения? За просто так, что ли, дается место в кафедральном соборе Нью-Йорка? На что он ответил, что все знал и что сто раз видел вокруг, но на себя не проецировал. Белый и пушистый. Кстати, белые кудри сейчас состриг под ноль.

Павел Водолагин боролся с химерами, но христианские идеалы уже были подорваны, душа страдала – священство и монашество ушли на второй план, и он покинул кафедральный собор РПЦ МП в Нью-Йорке. Реально, с чемоданом. И поселился у весьма милой и приветливой прихожанки из числа православной молодежи, с которой еще ранее подружился. Дружить они стали у нее дома, преодолевая монашеские обеты. Если отбросить иронию, то история эта скорее трагичная. Конечно, если поверить версии Павла Водолагина. Но, зная нездоровую атмосферу внутри патриаршего представительства в Нью-Йорке, все почему-то в нее верят. Как на самом деле было, мы не узнаем никогда...

Дальше вся эта эпопея приобретает характер мелких мстительных разборок, которые подогревали Свято-Николаевский кафедральный собор в Нью-Йорке и без того жарким летом 2013 года. Павел Водолагин попросил у владыки Юстиниана официального выхода из монашества. Ему было отказано, но были предложены деньги за неразглашение вышеописанных событий – судя по невнятным его объяснениям, 10 тыс. долларов. Ну, это приблизительно столько, сколько он недополучил по трудовому договору. Он отказался. Видимо, приплюсовывая к материальному ущербу еще и ущерб моральный, надеялся на большее. Тут лучшим образом подойдет идиоматический оборот – "Святая простота"!

Как Вы поняли, скучно тем летом в соборе не было: монах Павел (Водолагин), радикально поменяв свои жизненные принципы, получив отказ от "размонашивания", попросил у владыки благословения на свадьбу. Очень удивился, что было опять отказано, а вместо этого было предложено пройти психиатрическое обследование. Ну, вот тут я первый раз в жизни владыку очень понимаю.

По совету добрых людей, было решено Павла Водолагина определить в наркологическую клинику. Но не американскую, а российскую. Ту, где периодически проходят лечение и другие члены клира. Находится она в Санкт-Петербурге, вернее в его окрестностях, лечат там бесплатно по американской методике. Лечат, надо отметить, успешно.

"И меня посадили в самолет, даже не дав собрать вещи", - говорит Павел Водолагин. Как можно взрослого почти 2-метрового мужика без его согласия затолкать в самолет – я не понимаю. Он говорит, что впал в расслабленное гипнотическое состояние и расценил это как монашеское послушание. По прибытии в клинику, как Павел объясняет дальше, у него взяли анализ слюны – никаких следов алкоголя или наркотиков обнаружено не было. И, тем не менее, в клинике его оставили. И хоть к главному врачу – милой женщине - у него претензий не было, он все же, убоявшись методов карательной психиатрии, из клиники сбежал. На четвертый день – пока искал теплые вещи и обдумывал план, как добраться до Питера.

Из Питера по скайпу связался с владыкой Юстинианом и главврачом наркоклиники путем одновременного сеанса связи. Врач не потребовала его возвращения в клинику, а владыка сказал, что "рабочую визу они ему закроют, и чтобы возвращаться в Нью-Йорк он даже не думал". Через день Павел Водолагин вернулся в Нью-Йорк и сразу же направился в адвокатскую контору.

Вот так. Интересного продолжения у этой истории, насколько мне известно, пока нет. Ни одному из адвокатов не удалось из этого материала сделать настоящий "кейс" - чтобы его принял к рассмотрению суд. Если захотеть, это возможно, но такой адвокат должен быть хорошо оплачиваемым, а Павел Водолагин может всего лишь пообещать 30 % от суммы, которую выплатят за причиненный моральный ущерб. За такие мелкие, к тому же – мифические, деньги хорошие адвокаты в Нью-Йорке не работают.

Священноначалие Свято-Николаевского патриаршего собора ушло в "несознанку" - ничего не знаем, Водолагин лжец. Сам Водолагин надежды не теряет – продолжает шантажировать, распространяя все более забавные подробности своего монашеского послушания в лоне РПЦ МП. Об этом деле уже слагают увлекательные истории по обе стороны океана.

Стоит ли во всем этом разбираться? Скорпионы в банке! Но я хочу в очередной раз обратиться к руководству ОВЦС Московского патриархата: в связи с тем, что у священноначалия патриарших приходов в США по осени заканчивается рабочая виза, отзовите своих сотрудников на родину. За четыре года они умудрились скомпрометировать не только всю Русскую Православную Церковь, но и институты монашества, священства, имя и дело пастыря. Но самое главное – они, не обладая ни умом, ни церковным тактом, внесли распри и интриги в и без того хрупкие отношения между русскими православными юрисдикциями Америки.

И, для вашего же сведения, не надо нам в будущем насаждать ваш "Русский мир" с такими вот духовными пастырями. У нас есть свой выстраданный мир, который мы бережно здесь сохраняем не одну сотню лет в истинном и дорогом для нас образе.

Светлана Вайс, Нью-Йорк,
для "Портала-Credo.Ru"

Печать