Св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій: Поученіе въ день Казанской Божіей Матери

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Православная Церковь.

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой покровъ прибѣгающимъ (Троп. Каз. Божіей Матери).

Слышите, братія и сестры, что воспѣваетъ св. Церковь о Пресвятой Госпожѣ нашей, Царицѣ Богородицѣ: она поетъ: «Заступница наша усердная, за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой покровъ прибѣгающимъ». Эти слова пресвятой матери Церкви о Пресвятой Матери Божіей — самая чистая истина, они говорятъ то, что бываетъ непрестанно на самомъ дѣлѣ, ибо Пресвятая Богородица, въ матерней любви Своей къ намъ, предстательствуетъ объ насъ предъ престоломъ Божіимъ день и ночь: день и нощь молишися о насъ, говоритъ Ей св. Церковь въ богослуженіи полночномъ, и скиптры/с. 522/ царствія Твоими молитвами утверждаются. Каждый изъ васъ видалъ и видитъ часто, что Пресвятая Богородица изображается на иконахъ или съ обѣими молебно простертыми къ Сыну Своему и Богу руками, или съ одною простертою на молитву къ Нему рукою, ибо въ этомъ послѣднемъ случаѣ она на другой рукѣ держитъ вседержавнаго Сына Своего, держащаго всю тварь горстію [1]. Это видимое изображеніе наглядно показываетъ намъ невидимое дѣло, непрестанно совершающееся въ мірѣ духовномъ, на небѣ, неусыпную молитву о насъ предъ Богомъ Божіей Матери; ибо на небѣ не знаютъ почнаго успокоенія, какъ у насъ — на землѣ; тамъ вѣчный день, вѣчное бодрствованіе, вѣчное всерадостное славословіе Творца, непрестанная молитва о насъ. О, какъ утѣшительно, братія мои, думать и быть увѣрену, что на небѣ есть такая всегдашняя, усердная и неусыпающая Заступница и Ходатаица о насъ грѣшныхъ предъ Богомъ! Чего не можетъ Она исходатайствовать роду христіанскому, присно Ее блажащему, прославляющему, величающему? Да, можетъ все исходатайствовать, впрочемъ только тѣмъ изъ христіанъ, которые не уснули въ грѣховной смерти, которые сами съ вѣрою простираютъ къ Ней свои руки съ молитвою о помощи, или въ молитвѣ славословія и благодаренія, которые сами стараются по христіански жить, Христовы заповѣди исполнять и, хотя согрѣшаютъ по немощи человѣческой и по нѣкоторому забвенію, — но вскорѣ востаютъ, познавая лесть грѣха, и снова принимаются за добрыя дѣла, за свое спасеніе. Такимъ христіанамъ много помогаютъ молитвы Божіей Матери, но не дѣйственны молитвы Божіей Матери для нерадивыхъ къ мо/с. 523/литвѣ и ко всякому доброму дѣлу, по нерадѣнію падающихъ изъ одного грѣха въ другой, изъ одного порока въ другой, ибо дары Божіей благодати воспринимаются нами чрезъ вѣру, чрезъ наше собственное желаніе и исканіе ихъ: Богъ не мечетъ бисеровъ Своихъ предъ свиньями, да не попрутъ ихъ ногами своими (Мѳ. 7, 6). Впрочемъ, что я говорю не дѣйствительна? — Нѣтъ, даже и для нихъ дѣйствительна молитва Божіей Матери, ибо Она проситъ и о нихъ Сына Своего, чтобы Онъ еще и еще потерпѣлъ имъ, — не очнутся ли они отъ сна грѣховнаго, не познаютъ ли бездну зла, въ которой они прогрязли, не пожелаютъ ли небесной помощи, не воздохнутъ ли къ Богу? И сколь же многихъ Она воздвигла молитвами Своими изъ глубины грѣховной! — Примѣромъ тому можетъ служить преподобная Марія Египетская, которая изъ величайшей блудницы сдѣлалась величайшею праведницею, равноангельною. Именно молитвы Божіей Матери сдѣлали то, что она очнулась отъ сна грѣховнаго, притекла къ покаянію и рѣшилась измѣнить свою жизнь.

Братія мои! Пресвятая Богородица есть Царица и Матерь наша по благодати; Она — исполненная любви Матерь Всетворца и Спасителя нашего, — по человѣчеству Его; никто больше Ея, послѣ Спасителя, не любитъ людей; никто больше Ея не болѣзнуетъ объ нихъ, — никто больше Ея не печется о ихъ вѣчномъ спасеніи; какъ же Ей не молиться объ нихъ матерски, да не вринутся они въ адъ, и въ огонь геенскій на вѣки? И — прибавлю, какъ же намъ то не молиться о себѣ, какъ же намъ-то не позаботиться о себѣ, о своемъ вѣчномъ спасеніи, вѣчномъ блаженствѣ, и если Она Царица и Матерь /с. 524/ наша и Матерь Божія, то да чтимъ Ее по достоянію, не устами только, — но особенно дѣлами — кротостію, смиреніемъ, воздержаніемъ, чистотою, послушаніемъ Богу, соблюденіемъ Его заповѣдей, преданностію Его волѣ, терпѣніемъ. Она Начальница мысленнаго назданія, т. е. Она первая по святости и величію въ Церкви Христовой, какъ Царица, но и мы — члены Церкви Христовой, хотя и немощные; постараемся же вести себя достойно такой великой Начальницы нашей, — да ревнуемъ, по силѣ своей подражать Ея кротости, смиренію, чистотѣ, преданности волѣ Божіей, терпѣнію, любви къ Богу и ближнимъ. Не забудемъ прибѣгать чаще въ державный покровъ Ея съ вѣрою, упованіемъ и любовію, и Она будетъ непрестанно заступать всѣхъ, прибѣгающихъ съ вѣрою въ державный покровъ Ея, — всѣхъ въ напастяхъ и скорбяхъ и болѣзняхъ, обремененныхъ грѣхами многими, предстоящихъ и молящихся Ей умиленною душею и сокрушеннымъ сердцемъ предъ пречистымъ Ея образомъ со слезами и невозвратно, — несомнѣнно, — полагающихъ на Нее надежду; Она подаетъ избавленіе отъ всѣхъ золъ и всѣмъ полезное даруетъ, ибо Она божественный покровъ рабомъ Своимъ. Аминь.

Примѣчаніе: 
[1] Празд. Обрѣз. Госп., стих. на Госп. воззвахъ.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С. 521-524. 

Источник

Печать