Митрополит Агафангел: Об осколках, расколах и перспективах собирания

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

В последние годы появилось и активно распространяется странное, казалось бы, мнение, согласно которому вполне правильно и, якобы, законно отделяться "группам православных" и вести свою "церковную" жизнь обособленно и независимо от других, как они думают, подобных им групп. Как выразился один из возглавителей таких, уже весьма многочисленных, образований: "Церковный корабль разбит, и мы спасаемся на щепочках этого корабля".

Явление это получило широкое распространение только в самом начале 21 века, до этого таких мыслей в православной среде, начиная с первой Пятидесятницы, не было вовсе. Были, так сказать, глобальные расколы – монофизиты, католики и прочие, у нас – старообрядцы. Но так, чтобы массово дробиться без достаточных причин на группки из несколько десятков или сотен человек – такого ещё не было.

В последнее время даже перестали ссылаться на Указ №362 Патриарха Тихона, вернее, на его ложную трактовку, согласно которой этот Указ, якобы, узаконивает дробление Церкви (хоть, в действительности, этот Указ в п.2 прямо предписывает собирание Церкви при первой появившейся возможности, а п.9 вовсе отлучает от Церкви "непослушных" делу собирания). Ныне даже перестали ссылаться на исповедание ереси, как причины для "отделения".

Сейчас стало принятой нормой просто делать заявление, что та или иная группа "отлагается" без всяких на то предусмотренных канонами причин. И всё. Поругались, не поделили – и этого, якобы, достаточно. Или ещё проще – "отлагаться" просто по факту, без всяких заявлений и объяснений, и, даже, уведомлений (как это сделал не так давно удалившийся в ПЦУ ныне запрещённый протоиерей Олег Николаев из Бердянска).

У современных раскольников совершенно утрачено осознание гибельности раскола.

Стало "немодным" и "слишком утомительным" вспоминать, что Церковь может быть только одна, что полнота благодати содержится только в этой Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Что раскол не может нарушить единство Церкви – Церковь всегда была и остаётся одна, при том, что отпадают отколовшиеся от её Единства. Как Христос Один и Един – так и Церковь одна и едина. Вопреки этому очевидному догмату, многие теперь считают, что может быть единство без евхаристического общения – единство без Христа в его основании. Стали с серьёзностью рассуждать, что Церковь, будто бы, разделилась на равноблагодатные "осколки" – но именно в этом утверждении заключена суть экуменической ереси.

Сейчас, к сожалению, еретиков-экуменистов подавляющее большинство – как в среде "мирового православия", так и в среде "альтернативного".

* * *

Согласно учению Церкви, раскол – это разделение тела Церкви, и при этом разделившиеся части не могут оставаться равноблагодатными и спасительными. Церковь Христова – это то сообщество верующих, которое на протяжении всей своей истории не разделялось с первенствующей христианской Церковью, основанной Христом, и не отпадало от неё путём раскола, ереси или иных лжеучений. Каждый член истинной Церкви в глубине своей совести должен быть уверенным в том, что сообщество, к которому он принадлежит, никогда не отделилось от Церкви Христовой и, соответственно, от Самого Христа. Должна сохраняться и не быть разорванной нить апостольской преемственности от Христа до сегодняшних представителей священноначалия.

При этом бытует ложное убеждение, что такая преемственность сохраняется в механической передаче хиротоний от одних епископов к другим. Согласно этому заблуждению, даже многие еретики (такие как, например, католики и монофизиты), якобы, сохраняют апостольскую преемственность. Но это не так – все ушедшие в раскол или отпавшие в ересь теряют апостольскую преемственность, несмотря даже на то, что, возможно, получили хиротонии от законных епископов. Раскол и ересь прерывают нить преемственности, и отпавшие нуждаются в восстановлении в истинной Церкви, которая только и хранит эту преемственность. Как и по какому чину Церковь эту преемственность восстанавливает – это вопрос Церкви, который обычно трактуется в плане оказания духовной помощи тем немощным, кого она принимает. Чиноприёмы менялись на протяжении времён, но, в любом случае, это был приём в лоно истинной Церкви. Для одних и тех же раскольников или еретиков, в разные времена могла применяться разная практика: это могла быть или новая хиротония, или просто покаяние, или как-то иначе – решение в таких случаях возлагается на усмотрение Церкви. Были примеры воссоединения через взаимное покаяние (Митрополиты Антоний и Евлогий), и просто по факту установления общения. Церковь всегда в таких случаях поступает, руководствуясь миссией проповеди Евангелия и спасения.

* * *

Но и сам по себе раскол можно условно поделить на две категории – конструктивный (или тактический), и деструктивный.

Тактический – если лидеры целенаправленно добиваются своей выгоды или своей "справедливости", это, можно даже сказать, не совсем раскол, в его классическом понимании, а своего рода тактический ход – ради получения автокефалии, например. Подобных случаев было немало в истории. В конечном итоге подобные раскольники изначально намерены вернуться в сообщество, которое они покинули, но уже в новом качестве. Обычно, это им удаётся. Такие раскольники понимают, что находятся в расколе со всеми вытекающими последствиями, но ради своих целей готовы "потерпеть" это состояние какое-то время – как говорил один протоиерей: каноны есть каноны, а жизнь есть жизнь. Классический пример тому – Киевский патриархат (конечно, учитывая то, что они стремятся вернуться не в Церковь, а мировое сообщество церквей).

Деструктивный раскол – это, так сказать, раскол ради раскола, вернее, ради амбиций конкретных расколовождей. Этот раскол ничем хорошим не заканчивается, разве что после смерти вождя, его немногочисленная паства возвращается откуда вышли (или не возвращается). Или вождь раскола, вдруг, покается (что бывает крайне редко). Такой раскол не желает вернуться в Церковь, поскольку понятие Церкви в подобном расколе утрачено или очень искажено и этот раскол граничит с ересью и, как правило, в неё перетекает. Результатом такой деструктивной позиции может быть только деградация и вымирание, что, как мы видим, во многих случаях происходит сегодня. Пример такого деструктивного раскола – недавнее "отделение" от нас без всяких канонических причин бывших епископов Андроника и Софрония.

Следует сказать, что на фоне такого понимания раскола, появилось множество групп, уже даже не раскольников, а просто откровенных авантюристов, которые под видом "ИПЦ" или "катакомбников" или "царебожников", "противников кодов и паспортов" или прочих им подобных самозванцев, образовывают свои мелкие секты, которые, чаще всего, банально и открыто одурачивают несчастных, попавших под их влияние, людей (это, кстати, одна из печальных перспектив, к которой обычно приходит деструктивный раскол). Примеры приводить не буду, те, кто этими вопросами интересуются, их прекрасно знают.

* * *

Действительно, Церковь может под давлением разных внешних обстоятельств, разделиться – то есть, потерять контакты между своими частями (как это случилось, например, в СССР). Может случиться и то, что случилось в связи с унией части РПЦЗ с Московской Патриархией – когда в разное время и по разным причинам возникли отдельные "осколки" бывшей РПЦЗ. При этом у разных разделённых частей РПЦЗ оказалась "своя правда", ради которой они обособились. В принципе, им можно и оставаться с этой своей правдой. Но подлинная Церковь Христова не может удовлетворяться замкнутым положением, один на один со своими обидами и претензиями. Подлинная Церковь всегда открыта, всегда следует заповеди Христа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 29.19-20). "Идите, научите", открытость, – вот одно из важнейших свойств истинной Церкви в которой Господь "во все дни до скончания века", и которое противопоставляется в Евангелие сидению учеников Господа, ещё не веривших в Воскресение Учителя, за закрытыми дверями "страха ради иудейска" (см. Ин 20.19).

Подлинная Церковь во времена отсутствия физических гонений не может прятаться за закрытыми дверями – это прямо следует из Евангелия (апостолы проповедовали даже несмотря на гонения). Я продолжаю верить, что на территории как бывшего СССР, так и во всём мире, кроме отпавших от Истины церквей, есть группы, может, не столь многочисленные, сохранившие неповреждённое Православие. И, вполне допустимо, не все они имели возможность, по разным причинам, встретиться друг с другом. Поэтому необходим хоть бы поиск диалога – исходящего из стремления рассказать друг другу свою правду. Может, в таком диалоге обрящется понимание, найдётся общее, станут возможными взаимные уступки ради единства во Христе. Это единственный здоровый и правильный путь. Само нежелание такого диалога – явный и очевидный признак совершившейся деградации и впадения в сектантство.

* * *

Наши небольшие приходы обычно существуют трудами одного человека – это или настоятель, или активный мирянин. Если он умирает, то с ним умирает, как правило, и приход. Если такой осиротевший приход рядом, то иногда удаётся организовать его обслуживание, но, к сожалению, чаще всего по объективным причинам – не удаётся. Церковь должна иметь достаточное количество людей, особенно молодёжи, чтобы готовить смену и поддерживать жизнеспособность приходов в будущем. Для этого необходимо межприходское общение – совместные певческие и молодёжные съезды, конференции, собрания, что возможно только в случае, если рядом будет достаточное количество приходов. Без этого, к сожалению, не получается. Это актуальный вопрос, касающийся нашего выживания, о котором мы никогда не должны забывать.

Наш Архиерейский Синод постоянно призывает к диалогу всех, кто согласен его проводить. Но, к сожалению, пока сталкиваемся только с "сидящими за закрытыми дверями" и не слышащими стук в их дверь. Проходить же сквозь закрытые двери нам не дано.

Я об этом пишу далеко не в первый раз не потому, что расчитываю, что прямо сейчас все начнут предпринимать попытки объединяться, а только потому, что молчать нельзя и об этом надо говорить снова и снова. Как всегда, надеюсь, что Божиим промыслом среди "сидящих за дверями" всё же найдутся те, кто ещё сможет нас услышать и пополнить общие ряды Христова воинства в нынешние, апостасийные, дни.

Дай нам, Господи, послужить Тебе и Заповедям Твоим!

Митрополит Агафангел

2019 год.

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать