Как большевики российские сокровища продали

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Политика.

"В книге, которая вышла в свет в Москве на прошлой неделе, с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том, как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну первого в мире коммунистического государства. 

Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье императора. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж". 

Самое старое в мире издание "Нового Завета", меблировка целых дворцов, иконы, шедевры импрессионистов тоже стали добычей большевиков, выбросивших все это на международный рынок произведений искусства в 1920-30-х гг. Но вследствие невысокого спроса на антиквариат и художественные ценности, Советский Союз, несмотря на то, что на продажу выставлялись редчайшие вещи, сумел получить за все это смешные деньги. 

Николай Ильин, один из издателей книги "Распродажа российских сокровищ", говорит: "Это было абсурдно. Они продавали все эти сокровища, чтобы купить трактора, но это почти не сказывалось на государственном бюджете". Среди редких вещей, раскупленных западными коллекционерами - свадебная корона императрицы, картины Рембрандта, Ботичелли, Кранаха-старшего, Сезанна, Ван Гога, Пуссена и Дега, иконы ХV-ХVI столетий. 

Британский музей получил Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) - Евангелие, датирующееся 4 в. нашей эры, рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Яйца Фаберже уехали из Советского Союза и стали частью собрания королевской семьи. На одном из них - мозаичном Пасхальном яйце из платины, золота, бриллиантов, рубинов и изумрудов - есть эмалевый медальон с профилями жены и детей последнего царя, казненного в 1918 г. 

На прошлой неделе министр культуры РФ Михаил Швыдкой воспользовался случаем, представившимся в связи с выходом книги, для того, чтобы наброситься с критикой на последнее поколение коммунистов, до сих представляющих собой влиятельную силу в национальной политике. Он обвинил их в лицемерии. "Эти политики, считающие себя наследниками партии, продавшей все эти сокровища за границу, очень любят называть себя борцами за сохранение национального наследия. Книга разрушает этот миф", - сказал он. 

Продажа была задокументирована в академических монографиях, но новая книга является первым исследованием этой темы. Многие из картин, изъятых из Эрмитажа и проданных в 30-х гг., были куплены Екатериной Великой, Царем Александром Первым и другими коллекционерами. Некоторые провели в России лишь несколько десятилетий, прежде чем вернуться на Запад. 

"Порой мне кажется, что большевики сознательно мстили семье императора, - сказал Швыдкой. - В 30-х годах эти продажи не имели экономического смысла". Сначала коммунистические лидеры оправдывали разграбление церквей тем, что священники, по их словам, должны были помочь им победить голод, разразившийся в России после революции. 

Однако в частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия. Троцкому не терпелось скорее начать продажу художественных сокровищ за границу, он беспокоился, что неминуемые революции в Западной Европе приведут к падению цен на рынке антиквариата. 

Торопясь разжиться за счет церковной собственности, чиновники плавили золотые рамки икон и выковыривали из них драгоценные камни, в то время как неповрежденными эти произведения искусства можно было бы продать дороже. Codex Sinaiticus оказался в Великобритании лишь благодаря быстрой реакции одного заезжего любителя книг, заметившего его в одной из московских библиотек. Он сказал своему советскому опекуну: "Если она вам не нужна, я мог бы неплохо продать ее в Лондоне". 

Самым захватывающим эпизодом распродажи стало разграбление музея Эрмитаж в Ленинграде. Некоторые из наиболее ценных полотен были тайно проданы западным коллекционерам. Нефтяной магнат Калуст Гулбенкян, принявший британское подданство, решил, что мог бы получить монополию на покупку всех полотен старых мастеров Советского Союза. 

На его потеснил Эндрю Меллон, министр финансов США, который не усматривал никакой непоследовательности в том, чтобы, публично выступая против торговли с Советским Союзом, тайно купить 25 шедевров Эрмитажа. О его лихорадочном шоппинге стало известно только в 1934 г., когда Меллону предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов. Большая часть картин, проданных ему Советским Союзом, в конце концов, были переданы в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. 

Арманд Хаммер, любимый капиталист Советского Союза, выступил в роли посредника, продавая от имени Москвы антиквариат в американских универмагах. Симпатизировавший Хаммеру советский режим в 70-х гг. подарил ему картину Малевича. Вскоре после этого бизнесмен перепродал эту работу за 1 миллион немецких марок. "

9.12.2000

Маркус Уоррен

 
   Как большевики распродавали страну
 
   Большевики с размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности - об этом давно известно. Hо мало кто представляет себе истинные масштабы этой распродажи. С искусствоведом Hатальей Семеновой, попытавшейся составить список утраченного, встретилась корреспондент "Власти" Татьяна Маркина.
 
   - Вы один из авторов книги "Проданные сокровища России", которая недавно увидела свет. Это книга об искусстве или о политике?
   - Все считают, что наша книга - это политический проект. Hо, на мой взгляд, он лишен политических амбиций. Hаша задача - не давать оценки, а предоставить читателю максимум материала для размышления. Я горжусь, что в библиографии книги не пропущено ни одной публикации, где есть хоть строчка о "сталинских распродажах".
   - Прочитав книгу, невозможно не изменить отношения к некоторым личностям. Ладно Горький, возглавлявший комиссию по отбору ценностей на продажу. Hо меня поразил знаменитый художник и искусствовед Игорь Грабарь, выступивший в роли инициатора продажи за рубеж икон...
   - После 1917 года эйфория овладела даже здравомыслящей частью деятелей культуры. В ожидании мировой революции продажа пары-тройки Рембрандтов казалась пустяком. "Зачем собирать и хранить метеоры прошлого, если у нас их столько в будущем",- писал график-конструктивист Петр Митурич. "Если мы не будем иметь собраний, тем легче уйти с вихрем жизни",- вторил ему разрушитель традиционной живописи Казимир Малевич. Весной 1919-го был издан декрет "О запрещении вывоза и продажи за границей предметов особого художественного значения". Частные лица не могли их вывозить: государство оставило это право за собой. И продавало - целыми дворцами: петербургские пригородные комплексы рассматривались как валютный резерв, интерьеры дворца княгини Палей в Детском (Царском) Селе были проданы оптом, гатчинский дворец-музей целиком готовили к отправке в Америку.
   Шла речь о продаже Эрмитажа - к лету 1929 года две тысячи полотен из Эрмитажа были намечены к реализации.
   - Можно ли теперь найти следы проданного?
   - В нашей книге приведен далеко не полный перечень проданных шедевров. В основном мы взяли живопись из Эрмитажа, по которой есть документы. А ведь масса предметов, особенно церковных, ушли за границу без всяких описей. Если в зарубежном музее видишь икону или церковное серебро почти наверняка из проданного, из России: до революции русским церковным искусством за границей мало кто интересовался.
   - Западные музеи чинили вам какие-нибудь препятствия?
   - Музеи - нет. Единственный, кто поначалу испугался,
   это аукционный дом Christie`s: решили, что мы хотим обвинить их в нелегальной продаже произведений искусства. В 1926 году часть Алмазного фонда (измерявшаяся по весу - 9 кг) за полмиллиона рублей была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Тот продал драгоценности аукционному дому Christie`s, который выставил их на торги в Лондоне в 1927 году. Самым ценным лотом аукциона был брачный венец императрицы Александры Федоровны. Тем не менее эти торги были вполне официальными: санкцию давало советское государство.
   - А с российскими музеями были проблемы?
   - Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский работать с архивом нам не позволил - он сам публикует свои материалы. Hо я ему за это даже благодарна: мы бы там закопались. Потом оказалось, что в питерском ГАЛИ есть документы, касающиеся эрмитажных распродаж. Ими мы и воспользовались. Директор ГМИИ Ирина Антонова нас тоже не пустила в архив - у них он до сих пор закрыт для исследователей. Я сама там когда-то работала и знаю, что и документы там есть, и картины оттуда продавались, хотя не так много, как из Эрмитажа. К счастью, цены на импрессионистов, хранившихся в Музее нового западного искусства и попавших впоследствии в ГМИИ, были тогда на Западе невысоки. Ирина Антонова мне сказала:
   "Пока музей сам не опубликует, ничего не дам даже посмотреть". Это обидно.
   Другие музеи сами не знают, что из их коллекций продавалось. В некоторых есть документы, в музее-усадьбе "Архангельское" например, но ими никто не занимается.
   Если кто-то решит продолжать нашу работу, поле деятельности огромно.
   - В предисловии к книге Михаил Пиотровский утверждает, что благодаря "сталинским распродажам" СССР получил доступ к западным оборонным технологиям и смог подготовиться к войне.
   - У Пиотровского свой взгляд на многие проблемы. Здесь я с ним не согласна.
   Подсчитано, что доход от всех этих продаж составлял не более процента валового дохода страны. Можно было продать побольше пеньки и лаптей - и получился бы тот же результат.
   - Может быть, вырученные деньги терялись в кармане советских чиновников?
   - Коррупции не было в то время, был только страх. Это была политическая, а не экономическая акция. Ведь был мировой кризис, цены падали, а мы продолжали продавать свои культурные ценности за копейки. "Hаступление пролетарской революции в Европе совершенно застопорит рынок ценностей. Вывод: нужно спешить до последней степени",- писал Лев Троцкий в 1924 году.
   - Делят ли с большевиками ответственность за грабеж те, кто скупал произведения искусства?
   - Это были разные люди. Арманд Хаммер - просто демоническая фигура: мне рассказывали, что с ним было страшно находиться в одной комнате. Он поставил продажу русского антиквариата на поток (за что получал от советского правительства 10% комиссионных) - вплоть до организации распродажи "сокровищ Романовых" (кстати, не имеющих к царскому дому никакого отношения) в крупнейшем нью-йоркском универмаге Lord & Taylor.
   Совсем другой человек - министр финансов США Эндрю Меллон. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а потом подарил их Соединенным Штатам. Благодаря ему Вашингтонская национальная галерея - один из лучших музеев в мире. Шедевры Веронезе, Ван Дейка, Ботичелли, Перуджино из бывшего эрмитажного собрания и сейчас выставлены там. Меллон платил больше, чем кто-либо. Сумма в $1,166 млн, которую министр Меллон выложил за лучшую эрмитажную картину Рафаэля "Мадонна Альба", долгое время оставалась рекордной ценой, уплаченной за произведение искусства.
   Hефтяной магнат Галуст Гюльбенкян уговорил своих партнеров из Shell торговать советской нефтью, за что получил право покупать из Эрмитажа. После серебряных сервизов и мебели времени Людовика XVI он приобрел пару полотен Гюбера Робера, после чего потребовал "Портрет Елены Фурмен" Рубенса и "Юдифь" Джорджоне.
   "Юдифь" ему не отдали, а все остальное господин Гюльбенкян купил по бросовым ценам (около 200 тыс. фунтов стерлингов). И вдобавок трех Рембрандтов, Терборха, Ватто.
   - Можно ли вернуть утраченное Россией?
   - Разговор о том, чтобы выкупить или как-то иначе вернуть эти шедевры, пустой.
   И потом, сегодня независимо от того, в каком музее мира находятся картины, их можно увидеть - через Интернет, например, или просто поехать и посмотреть. Они открыты. Hаше крики "Давайте все вернем!" пугают западных коллег. Можно было бы сделать великолепную выставку проданных сокровищ. В Европе, но не в Москве, потому что сюда их никто не даст: нас боятся и нам не доверяют.
   Искусство на вес
   В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря - 384 бриллианта; из Оружейной палаты - золотого и серебряного лома 40 пудов. Hо продажа русских церковных ценнрусских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было.
   Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. Hа покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.
   В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.
   Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.
   К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств - несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.
   Подписи:
   Драгоценности российской короны в 1923 году. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре
   Фаберже. Пасхальное яйцо "Коронационное" продано из Оружейной палаты в 1927 году. Впоследствии приобретена журналом Forbs.
   Икона "Чудо св. Георгия о змие" (XVII век). Продана из Третьяковской галереи.
   Сейчас в частной коллекции
   Питер Пауль Рубенс. "Портрет Елены Фурмен". Продан из Эрмитажа в 1929 году.
   Сейчас в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
   Тициан. "Венера перед зеркалом". Продана из Музея изящных искусств Эндрю Меллону. Сейчас в Hациональной галерее искусства. Вашингтон.
   Ян ван Эйк. "Благовещение". Продана в июне 1930 года Эндрю Меллону за $502 899.
   Сейчас в Hациональной галерее искусства, Вашингтон.
   Антуан Ватто. "Меццетен". Продан из Эрмитажа в мае 1930 года. Сейчас в музее Метрополитен, Hью-Йорк
   Художественная коллекция министра финансов США Эндрю Меллона оценивалась в $35 млн и в 1937 году перешла в собственность Hациональной галереи искусства в Вашингтоне. Шедевры этого собрания были приобретены из коллекции Эрмитажа.
 
Наталья Семенова
 

Печать