АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Пантелеимон (Рожновский 1867-1950)

В миру Рожновский Павел Стефанович, родился 27 октября 1867 года в Витебской губернии [1] в семье шталмейстера Двора.

Окончил Новгородское реальное училище и Николаевское инженерное военное училище в Санкт-Петербурге со званием офицера, из которого был направлен офицером в саперный батальон в Вильну. Но с первых же дней военная служба стала тяготить его, в особенности офицерская среда, частые собрания с попойками, которые проводились в офицерских клубах вместе с дамами и девицами известного поведения. Жизнь была нравственно не вполне здоровая. Отслужив стаж в армии, он вышел в запас и стал проявлять себя как общественный деятель, как предводитель дворянства в Симбирской губернии.

В 1895 году вышел в отставку, поступил слушателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии. Горя ревностью о Православии, он взял на себя труд книгоноши и ходил по селам, глухим деревням, разнося крестики, бумажные иконки, Евангелия и духовную литературу. По окончании курсов 15 сентября 1897 года был пострижен в монашество в Казанском Спасо-Преображенском монастыре и рукоположен во иеромонаха.

С 1898 года - благочинный Преображенского монастыря, а затем настоятель Мироносицкой пустыни Казанской епархии.

В 1900 году возведен в сан игумена.

В 1904 году - настоятель Загаедского монастыря Иоанна Милостивого [2] Волынской епархии в сане архимандрита.

В 1905 году - настоятель Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря и благочинный монастырей Полоцкой епархии. За семь лет служения здесь привел вверенную ему обитель в цветущее состояние как с внешней, так и с внутренней стороны.

Архиерей в период распада империи

2 июня 1913 году был хиротонисан во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии. Хиротония была совершена епископами Полоцким Владимиром, Гдовским Вениамином и другими в Успенском соборе Витебска [3]. Местом пребывания викарного епископа был определен Полоцкий Богоявленский братский монастырь. С 3 ноября по 18 декабря 1913 года временно управлял Полоцкой епархией.

В 1917 году выступил со статьей в «Полоцких епархиальных ведомостях», в которой показывал, что ненависть мирян против духовенства и враждебность клириков против своих епископов происходят от еще ранее наступившего религиозного охлаждения и безразличия к Церкви и ее Таинствам. В таких условиях достаточно самой незначительной пропаганды, чтобы вызвать эту ненависть.

С 15 августа 1917 по 20 апреля 1918 года, в связи с отъездом в августе 1917 года Полоцкого епископа Кириона (Садзаглишвили) в Грузию, принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. Узнав о безчинствах большевиков, разоривших архиерейский дом и вошедших в алтарь Никольского собора в Витебске, спешно покинул Москву приехал в Витебск и 24 февраля 1918 года возглавил молебен в кафедральном Никольском соборе перед простреленной иконой Христа Спасителя. В последующие месяцы 1918 года безуспешно обращался в Витебскую ЧК с прошениями об освобождении невинно заточённых лиц [4]. Затем в 1918 году был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском Троицком монастыре, на территории подконтрольной полякам.

В конце 1920 года патриархом Тихоном был назначен на новообразованную Пинскую и Новогрудскую епархию. В 1921 году, когда западная часть Белоруссии оказалась в составе Польши, польский министр исповеданий пригласил к себе Белорусских иерархов и официально заявил им от лица польского правительства о необходимости автокефального церковного устройства. Архиереи выразили согласие с условием получения благословения на это патриарха Тихона. После этого епископ Пантелеимон, бывший среди приглашенных, получил возможность приступить к управлению епархией.

В 1922 году присутствовал на архиерейском Соборе Польской Автономной Православной Церкви (Московского Патриархата) в Варшаве, на котором обсуждался вопрос об образовании автокефальной Польской Православной Церкви. На Соборе он заявил протест против незаконных действий членов Собора. Отказался подписать конкордат с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше и так называемые «Временные правила об отношении Церкви к государству», составленные на основе указанного конкордата.

Ссыльный владыка в межвоенной Польше

По окончании Собора польскими властями был насильственно удален из епархии и сослан в Мелецкий монастырь на Волыни под надзор настоятеля. Там его поместили в маленькой келье и препятствовали священнодействовать. Не выслали его за границу потому, что он был поляк по происхождению (по отцовской линии), а его родной брат был членом польского правительства. Находясь в Мелецком монастыре, владыка не оставил своей деятельности, а, сколько мог в своем положении, вел борьбу за сохранение в Церкви юлианского календаря. Несмотря на запреты, он совершал Богослужения.

В 1925 году, по ходатайству архимандрита Тихона (Шарапова)  и за противораскольническую деятельность польских автокефалистов, патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа.

В 1928 году его перевели в Дерманский монастырь, а в 1930 году - в Жировицкую обитель, где он пребывал до 1939 года.

Для деревни приезд архиерея был большим событием. Его встречали торжественно. Очень скоро своей общительностью, доступностью, простотой и любовью покорил сердца местных жителей. Сохранилось много воспоминаний о его служении тех лет.

Владыка Пантелеимон обладал приятным баритоном, голос был громкий. Его проповеди отличались продолжительностью, как и его Богослужение. Когда он служил, то в храм шел с народом, образовывая своего рода крестный ход, с песнопениями. Девочки специально собирали цветы (зимой - цветную бумагу) и посыпали на его пути перед Литургией.

Он очень любил детей, раздавал им подарки. Во время своих прогулок с собой носил в карманах конфеты для них; а если конфет не было, то раздавал монеты для их покупки. На Рождество Христово устраивал в своих покоях праздничную елку для детей. Дети всегда приходили поздравлять его на Рождество и на Пасху, читали ему стихи и пели песни, некоторые из которых были специально посвящены владыке.

Отличался он и милосердием - однажды владыка разулся и отдал свои сапоги босому нищему. В иной раз - снабдил бедную семью деньгами, узнав что те не ходят в храм стесняясь бедной одежды.

Простота, кротость, духовная настроенность и в то же время каноническая и святоотечкая стойкость сделали имя владыки авторитетным среди всего населения межвоенной Польши. В 1936 году архиепископ Пантелеимон, в связи с враждебной деятельностью римо-католиков в отношении Православия, на вопрос польской газеты «Dziennik Wilenski» смело ответил о тяжелом положении Православной Церкви в Польше:

«...православные (в прессе) ни разу не названы своим именем, но постоянно называются схизматиками и даже говорится, что Святая Обитель (Жировицкая) теперь в руках наследников грабителей — схизматиков. Между тем, так выражаться не только некультурно, но в высшей степени обидно для всех, о ком это говорится, и грешно» [5].

Живя в Жировицком монастыре писал религиозно-нравственные сочинения, часть которых была издана в типографиях Литвы. Владимир Гриненко так вспоминал о писаниях владыки:

«Небольшие брошюры и листовки святителя... поспевали всегда в самые тяжелые минуты переживаемых православными гонений и делали свое благое дело. Эти послания к народу из-за стен монастыря были необычными проповедями. В них не было призыва к борьбе с насилием, или напоминания властям о безнравственности их действий, или обличения не устоявших или соблазнившихся, или каких-либо мрачных пророчеств... Нет. Он разъяснял народу всю красоту, всю силу, все духовное обаяние Православия. Не делая никаких сравнений с иными исповеданиями, он показывал народу ценность его веры такою, какова она и была на самом деле... Он приводил яркие примеры исповедничества среди наших святых всех исторических времен Руси и России, разъясняя, почему они поступали именно так, а не иначе, жертвуя подчас и жизнью исключительно только за Сладчайшего Иисуса, даровавшего нам через апостолов Своих Православие, нерушимо оставшееся до сих пор, прошедшее через множество испытаний. Плененный святитель пленял души православных их же Православием. В его словах свет немеркнущий разгорался и разгорался. И никакая «национализация Церкви», новый стиль, а затем униатизация и католизация не прививались к среде народной... Никто не мог запретить по существу смиренную и высокодуховную христианскую проповедь архиепископа Пантелеимона. Его врожденная тактичность здесь была на высоте. В то же время проповедь эта глубоко проникала в народное сознание. Это особенно было заметно при встречах святителя с народом...» [6]

Белорусский предстоятель во Второй мировой войне

По занятии Советским Союзом восточной половины Польши - т.е. западной Белоруссии и Украины - вышел из монастырской ссылки и начал устраивать церковную жизнь в новых условиях. Вскоре он направил в Московскую Патриархию прошение принять его и возглавляемые им приходы вместе с духовенством в юрисдикцию Московской Патриархии и назначить правящим архиереем Пинской и Новогрудской епархии. Одновременно писал в Москву, что он также принимает под свое архипастырское окормление Гродненскую епархию, которая осталась без архиерея после бегства епископа Саввы (Советова). Указом Московской Патриархии от 17 октября 1939 года за № 613 был назначен на Пинскую и Новогрудскую кафедру, а также ему был дан титул Белорусского экзарха Московской Патриархии, с поручением возглавить церковное управление в Западной Белоруссии [7]. В том же году владыка Пантелеимон дважды был вызван в Москву и имел собеседования с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. По свидетельству епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровского), по возвращении он:

"с радостью на лице говорил о Свете Христовом, излучающемся из сердец богомольцев, народа-страдальца, и с усмешкой щедро повествовал о богатых угощениях, которыми потчевали его хозяева страны и Московской Патриархии... м. Пантелеймон рассказал следующее, им лично в те посещения Москвы пережитое: — наш м. Сергий это — пленник безмолвный. Молитесь о нем и о всей страдалице Церкви. Церковь пленена, но враги Христа боятся Ее и в Ее поверженном состоянии" [8].

В июле 1940 года освобожден от должности Западно-Белорусского экзарха и назначен правящим архиереем новосозданной Гродненской и Виленской епархии [9]. 12 октября он ликвидировал духовную консисторию, и вместо нее было образовано Временное епархиальное управление. Но поскольку оно противодействовало подчинению юрисдикции Московского Патриархата, владыка ликвидировал и его. По примеру митрополита Иосифа (Семашко) он организовал другое управление в духовном центре епархии — Жировицком монастыре.

В 1940-1941 годах именовался архиепископом Гродненским и Барановичским.

В 1941 году, после того как митрополит Николай (Ярушевич) в силу военных действий не мог больше управлять церквами Западной Белоруссии, митрополитом Сергием (Страгородским) был вновь назначен экзархом Белоруссии с титулом Минский и Белорусский. Его кафедральным собором стал Преображенский в Минске.


Митрополит Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Филофей (Нарко), епископ Афанасий (Мартас), архиепископ Бенедикт (Бобковский)


Архиепископы Бенедикт (Бобковский) и Филофей (Нарко), епископы Степан (Севба) и Афанасий (Мартас)

В марте 1942 года Собором Белорусской Православной Церкви был возведен в достоинство митрополита с титулом "священноархимандрит Свято-Успенской Жировицкой обители". Немецкие оккупационные власти посредством Белорусской Рады требовали объявления автокефалии и национализации Церкви. Но владыка, вопреки их желаниям, оставался верным Московскому Патриархату. Из-за этого в мае немецкий генеральный комиссариат отстранил его от управления Белорусской митрополией, и 2 июня 1942 года автомобиль с чинами из СД увез митрополита и его келейника в Ляды, где он находился до поздней осени. На зиму он был перевезен в город Вилейку, где жил под надзором немецких властей.


Спиной к нам сидит Радослав Островский, стоит Курт фон Готберг, по правую руку от него митрополит Пантелеймон (Рожновский), а справа от официанта - архиепископ Филофей (Нарко).


Курт фон Готберг, Радослав Островский и митрополит Пантелеймон (Рожновский).

В апреле 1943 году архиерея пришлось привезти в Минск для возглавления Белорусского Собора и подписания его актов.


Минск. Крестный ход в январе 1944-го.

7 июля 1944 года, ввиду приближения Советской Армии, Белорусских иерархов, некоторых против их воли, вывезли в Германию. Железнодорожный состав, в котором насильно вывозили на Запад митрополита Пантелеимона, наскочил на партизанскую мину. Весь состав сильно пострадал, кроме вагона митрополита. Когда митрополит Пантелеимон проезжал поездом через Слоним, он пытался бежать из вагона, чтобы вернуться в Жировицкий монастырь и там ожидать прихода советских войск. Но немецкая охрана заставила его снова сесть в вагон и ехать на Запад.

В эмиграции

Митрополита Пантелеимона, вместе с его келейником архимандритом Ювеналием, привезли в Чехию, во Францензбад (ныне Франтишкови-Лазне). Потом он был переведен в Мюнхен. Митрополит Анастасий (Грибановский) уговаривал его присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей [10]. В отличии от других эмигрировавших архиеереев возглавлявшейся им Белорусской Церкви, митрополит не принял участие в Мюнхенских Архиерейских Соборах Зарубежной Церкви 1946 и 1947 годов. Однако, ясно что по крайней мере первый из этих Соборов счёл владыку Пантелеимона находящимся в составе Зарубежной Церкви [11].

Возглавлял белорусские приходы в лагерях перемещенных лиц. Проживал в лагере перемещенных лиц Шлейсгейм близ Мюнхена. О жизни митрополита Пантелеимона в эмиграции известно из воспоминаний священника Алексия Наумова, который был очень близок к архиерею в это время:

«В послевоенные годы митрополит имел обширную переписку с русскими, находившимися в разных лагерях Ди-Пи и на частных квартирах у немцев. Много было обездоленных, бедствующих, владыке отовсюду поступали деньги от разных лиц. Он был добр, милосерден, жалостлив к обездоленным людям и нестяжателен. Одна рука его принимала, а другая тут же раздавала. Я был при владыке его ближайшим помощником, он мне поручал делать денежные переводы по почте многим нуждающимся лицам... Владыка Пантелеимон был великий молитвенник и прозорливец. Свою прозорливость он скрывал от людей... Однажды я собрался поехать с кое-каким товаром, чтобы сбыть его среди немцев-байеров. Вечером захожу к владыке, не говоря ему о своем намерении продать товар завтра утром, прошу у него благословения, а он говорит: «Вот ты завтра едешь сбыть свой товар, заодно возьми и мой товар. У меня много накопилось разной ерунды, которая занимает место». Владыка начал собирать все, что ему было не нужно: брюки, рубашки, белье, зубную пасту, бритвенные ножички и т. п. Потом говорит мне: «Помолюсь Богу, чтобы торговля шла успешно». Действительно, на этот раз торговля была на редкость бойкая, какую бы цену не запрашивал, товар брали с охотой...» [12]

Скончался 30 декабря 1950 года в лагере Фельдмохинг под Мюнхеном. О его кончине вспоминает Владимир Гриненко:

«До последнего воскресенья авва совершал Литургии. Последняя и была им совершена в большой лагерной церкви Архангела Михаила 11/24 декабря. После Литургии владыка поехал в наш барак, где живет ключарь Михайловского храма о. Иосиф Гринкевич. Рядом с его комнатой живем и мы с супругой. Владыка, как всегда, посетил нас. Вид его был утомленный, но глаза светились той же детски-радостной добротой и любовью...
Накануне кончины Святитель сказал двум епископам — порознь: «умираю я», утешали. Сомневались. Он ничего не отвечал. Утром приехал к нему от нас священник. Был с ним до 2-х часов дня. Владыка говорил с ним, обменивался мыслями и... все чаще вздремывал. Снова говорил о Спасителе, о Церкви, и снова одолевала его дремота. После двух с ним оставалась сестра милосердия, держала руку на его пульсе. Все чаще он не отвечал на вопросы. Пульс бился все слабее. Когда это стало особо заметно, сестра дала знать, и владыка Венедикт стал читать отходную. Это было около 6-ти часов вечера. А в 6 часов не стало Святителя...
Похороны состоялись через три дня. На отпевании в церкви Шлейсгемского лагеря собралось очень много священников изо всех лагерей Ди-Пи Германии. Отпевание возглавил архиепископ Берлинский и Германский Венедикт. Митрополит Пантелеимон был погребен на Менхенговском кладбище.» [13]

Награды
ордена св. Анны 3-й и 2-й степеней (Высочайше удостоен за труды в бытность настоятелем Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря)
бриллиантовый крест для ношения на клобуке (от Московской Патриархии, 17 октября 1939)

Труды
Novogodnee poslanie ko vsem Belorussam, in: Prav. Rus' 1950, 1, 11.
Pravoslavie i inoslavnyja christianskaja ispovedenija, in: Prav. Rus' 1950, 11, 4-6; 12, 6-7.
Vozvanie glavy pravoslavnych Belorussov, in: Rus' 1950.

Литература
Церк. Вед., 1913, № 23, 321.
Приб. к "ЦВ", 1913, № 24, 1165.
ЖМП, 1952, № 2, 5; 1953, № 4, 36; 1957, № 9, 67.
ФПС I, № 151, 3; IV; V, № 148.
ФАМ 14.
Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 190-191.
Рапорт архп. Минского и Белорусского Питирима от 6 октября 1951 г..
Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 67.
Наука и религия, 1961, № 3, 41.
Изв. Каз. Еп., 1913, № 27-28, 833.
Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, 16.
Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 29f, 53, 76, 168, 171, 353, 369.
Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 133, 134, 136, 137, 144, 172, 223.
Alexeev, W., Stavrou, Th., The Great Revival, 112f.
Regel'son, 511.
Svitic, A., Prav. Cerkov' v Polse, 22ff, 36, 194-195, 214, 223.
Cerk. Vest. Zap. Evrop. Prav. Russ. Ekzarchata, 1951(29)2, 18-19.
Prav. Rus', 1950, 4, 6-8; 1951, 1, 12; 15.
Шейкин, Г. Н., Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр, Минск, 1997, 74.
Дорош, Н., Православный Гродно, Гродно, 2000, 182-187.
Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
Жировицкая обитель: Богословско-литературно-художественный листок (Жировицы), 2000, № 5 (18).
Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 516-517.
Серапинас, Виталий, свящ., Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.).

Использованные материалы
Страница сайта Русское Православие:
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1220
Александр (Матрёнин), еп., Шейкин, Г. Н., "ДВИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО," Православная энциклопедия, т. 14, 241-242:
http://www.pravenc.ru/text/171494.html - электронная версия от 24 февраля 2012
Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm
Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949:
http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
"Витебские страстотерпцы Священник Владимир Горидовец," Единое Отечество, 19 февраля 2010:
http://otechestvo.org.ua/main/20102/1907.htm
"Митрополит Пантелеимон (Рожновский) (1867-1950)," страница сайта Минских духовных школ:
http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html
"Монастырь › Cтраницы истории," страница сайта Минских духовных школ:
http://minds.by/monastery/history.html

[1]  По другим данным, как на странице Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html - в Костроме.
[2]  Или - Загорецкого, Загадаевского. См. http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm
[3]  Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1220. Статья "ДВИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО" Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/171494.html, указывает что хиротония состоялась в Витебском Николаевском кафедральном соборе.
[4]  "Витебские страстотерпцы Священник Владимир Горидовец," Единое Отечество, 19 февраля 2010, http://otechestvo.org.ua/main/20102/1907.htm
[5]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html
[6]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html
[7]  Афанасий (Мартос), архиеп., Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[8]  Митрофан (Зноско-Боровский), еп., В защиту правды. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[9]  Свитич, К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[10]  По странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html - "Митрополит Анастасий (Грибановский) уговаривал присоединиться к карловацкой ориентации. Но митрополит Пантелеимон до конца своих дней остался верным Русской Православной Церкви." По данным http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm - в феврале 1946 года вошел в состав Зарубежной Церкви.
[11]  Собор послал ему приветствие с выражением "сожаления по поводу отсутствия его по болезни". При этом его не считали находящимся в другой юрисдицкии - таковыми были перечислены, из находящихся в Германии, "Митрополит Александр Эстонский, Митрополит Александр Пинский, Митрополит Августин, Епископ Савва и Епископ Иоанн Рижский." См. протоколы Собора под редакцией Солдатова, http://www.metanthonymemorial.org/ROCORSOBOR1946.html
[12]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html
[13]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html



AВТОБИОГРАФИЯ

 митрополита Пантелеймона (Рожновского), 1867-1950

Ниже публикуем текст, обретенный в архиве Германской Епархии РПЦЗ (АГЕ, фонд 4, D 4/1). Рукописная автобиография митрополита Пантелеймона (Рожновского) написана на трех листах. Текст на двух листах с оборотом, третий лист заполнен с лицевой стороны.

Будущий владыка - в миру Павел Рожновский - родился 21 октября 1867 г. в Костроме в дворянской семье. Отец был поляком, католиком, мать - русской, православной. Павел окончил реальное и военно-техническое училища. Затем он учился на миссионерских курсах при Казанской Духовной Академии, по завершении которых принял монашество с именем Пантелеимон. Служил архимандритом Витебского Свято-Троицкого монастыря. В 1913 г. хиротонисан во епископа Двинского, викария Витебской епархии. Как и владыка Анастасий, он принимал участие в Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг. Патриарх Тихон назначил епископа Пантелеимона правящим Пинско-Новогрудской епархии, находившейся тогда уже в составе независимой Польши. Польское правительство репрессировало епископа за его твердое стояние в Православии и за отказ подчиниться «Временным правилам для Православной Церкви в Польше». Под надзором полиции, фактически заточенный в монастырь, владыка провел в общей сложности 18 лет.

В связи с разгромом Польши и началом советско-германской войны архиепископ Пантелеимон (этого сана он удостоился еще при патриархе Тихоне) возглавил Белорусскую Автономную Православную Церковь (БАПЦ).

Господь сохранил владыку до периода ДиПи (беженцы назывались Displaced Persons), когда необходимо было окормлять русских беженцев. Вместе с белорусским епископатом митрополит в 1946 г. вошел в состав клира РПЦЗ, как и все духовенство БАПЦ, но в работе Синода и Архиерейского собора активно не участвовал. Он проживал в лагере Малый Шляйсгайм и скончался 17 (30) декабря 1950 г., ненамного пережив митрополита Серафима (Ляде)1. Погребен был 20 декабря (2 января) 1951 г., в день святого Иоанна Кронштадтского, на кладбище села Фельдмохинг около Мюнхена.

До нас дошло послание владыки Пантелеимона, составленное им в августе 1950 г., незадолго до кончины. В этом послании отражены тревоги и беспокойство митрополита за единство Церкви, за верность ее чад, прежде всего за верность духовенства тем основам веры, которые были переданы от святых апостолов, от самого Христа. Послание было опубликовано эмигрантским журналом «Белая Русь», называвшим себя печатным органом антисоветского Национально-освободительного комитета. Вот текст этого последнего послания владыки Пантелеимона:
«Возлюбленные чада Христовы! От времен святого Владимира на Руси существовала Православная Церковь. Будучи основанной святыми апостолами, она имела своим Главой Возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа. Ныне за границей имеется часть этой Церкви; на Родине, в начале революции она возглавлялась патриархом Тихоном, и к ней принадлежали наши отцы и деды. Те, которые откалывались от этой Церкви, назывались раскольниками или сектантами. Теперь часть этой Церкви, находящаяся за границей, возглавляется Собором епископов, из которых некоторые были епископами еще в царское время. Нужно радоваться и благодарить Господа за то, что при православных, оторванных от Родины и находящихся в тяжелом состоянии, оказалась и Православная Церковь, могущая быть для них в утешение и помощь. Но - о ужас, - вместо того чтобы за границей быть примером в мудрости, единении и благочестии перед инославными и, в особенности теперь, когда по всем признакам приближается время воцарения антихриста, о котором предупреждает Священное Писание и Святые Отцы Церкви, - к общему стыду и несчастью, множатся враги Церкви - разные автокефалисты, баптисты и подобия их. Писатель Гоголь в комедии изображает ничтожного проходимца самозванца Хлестакова, обманывавшего глупых и испорченных людей, которые, к стыду своему, поверили ему. Но подобная хлестаковщина в религии есть верх кощунства. Она подобна тому, как Диавол, прикинувшись доброжелательным, соблазнил первых людей, и они, нарушив заповедь Божию, погубили себя и весь род человеческий. Да не будет этого здесь. Умоляю вас, возлюбленные, бойтесь новшеств в религии нашей, не поддавайтесь соблазнам, не идите за подражателями Иуды Искариотского и тех евреев, которые из-за воображаемых национальных выгод отверглись Христа. Но покайтесь, пока есть время, и по примеру своих отцов и дедов будьте в неразрывном единении с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. И тех, которые всегда стойки в Православии, умоляю: вразумляйте колеблющихся или даже отпавших. И знайте, что обратившій грѣшника отъ ложнаго пути его спасетъ душу отъ смерти, и покроетъ множество грѣховъ (Иак 5, 20). Благодать и мир Господа нашего Иисуса Христа да будет с Вами! Митрополит Пантелеймон Август 1950 г., Мюнхен-Фельдмохинг»


АВТОБИОГРАФИЯ МИТРОПОЛИТА ПАНТЕЛЕИМОНА (РОЖНОВСКОГО)

Документ написан в старой орфографии, однако без твердых знаков в конце слов. Переведено нами на новую орфографию. В остальном орфография и расстановка запятых оригинала сохранены. - Ред.
В 1921 году из приходов Минской Епархии, оказавшихся на территории Польской Республики, была образована Пинско-Новогрудская Епархия и Святейшим Патриархом Тихоном я был назначен правящим ее. За непризнание автокефалии Православной Церкви в Польше, я был интернирован в монастырь, где пробыл все время до прихода Советской Власти [переправлено из: власти], при чем Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан Архиепископа. После разгрома Польши в 1939м году и перехода части ее территории вод управление Советской Власти, я, находясь тогда в Жировицком монастыре, восприял управление Гродненской Епархией и почти всей Виленской Епархией, оказавшихся без Епископов. Сообщив о себе Местоблюстителю митрополиту Сергию, я, первоначально, на короткое время был назначен Экзархом Западной Белоруссии и Украины, впоследствии же возведен в сан Митрополита.

В 1941-м году немцы окупировали Белоруссию и открылась граница Восточной Белоруссии - Минск, Смоленск, Витебск, Могилев и т. д. Там кроме меня и моего Викария Венедикта Бобковского2[вставлено над строкой: Епископа Брестского] не оказалось ни одного Епископа. Между тем в Восточную Белоруссию нахлынула масса ксендзов и бабтиских проповедников. Для противодействия им было предложено приграничному духовенству проявлять наибольшую активность в деле духовного окормления
[лист 1 об.]
соседних восточных приходов, не имевших священников. По этой же причине была разрешена и поездка в Минск Иеромонаху Владимиру Финьковскому - настоятелю прихода Брестской области, приехавшему в Жировицы на автомобиле с немецкими чинами. Но Владимир Финьковский, сблизившись в Минске с военным начальством, возомнил себя самостоятельным администратором, оторвался от Епархиального Управления [вставлено поверх строки: и начал назначать священников на приходы.] Для ликвидации Финьковщины в Минск пришлось отправиться моему Викарию [вставлено поверх строки: Брестскому] Епископу Венедикту, который, воспользовавшись приездом в Минск гражданских властей, вошел с ними в соглашение, при чем Генеральный Коммиссар потребовал, чтобы Церковное Управление Белоруссии находилось в Минске и не имело никакой связи ни с Москвой (Патриархией), ни с Берлином (тамошним Митрополитом Серафимом), ни с Варшавой (Митрополитом Дионисием) и чтобы Православная Церковь в Белоруссии именовалась и была национальной и автокефальной. При этом указывалось, что и на Украине существует Автокефальная Церковь.

В уклончивом ответе на это требование, обходя вопрос об автокефалии, мною указывалось на обязательность для Православной Церкви быть в единении с прочими православными церквами и о моем согласии работать в желаемом для немецких властей направлении.

В это время образовались в разных городах Белоруссии шовинистические национальные комитеты и существовала белорусская администрация, работавшая под управлением немцев. Они усиленно настаивали на выполнении немецких требований. И в особенности сильно было их влияние в Минске. Очень большой вред при этом оказывали поляки и католики, объявившие себя белоруссами и работавшие во вред Православию.
[лист 2]
Так, например, всем школьным делом в Белоруссии заведывал ксендз Годлевский3, который [вычеркнуто: был помощником Председателя] [над строкой вписано: в то же время] очень [вместо: влиятельной организации, называвшейся переделано на:] влиял на организацию, называвшуюся «Самопомощью», [вычеркнуто: и] раскинувшую свои ветви во многих местах Белоруссии. Эта организация была настолько влиятельной, что она пыталась даже контролировать в Минске церковную благотворительность по отношению к беженцам и больным; городским Коммиссаром Минска был католик профессор Ивановский, оказывавший наибольшее покровительство штундистам: редакция Белорусской газеты, издававшаяся в Минске, состояла исключительно из католиков, из-за всех сил старавшихся вредить Православию. Когда же была образована Белорусская Центральная Рада, возглавлявшаяся Островским5, Церковное Управление получило от него декреты никого не рукополагать, ни перемещать, ни увольнять без дозволения Центральной Рады и тому подобные требования.

Также неблагоприятными были для Церковного Управления в Белоруссии действия Правящего Полесской Епархией Александра Иноземцева. [после точки над строкой вписано: поддерживавшего Владимира финьковского и находившегося в дружеских отношениях с Островским.] Наконец и среди духовенства в Минске не было полного единодушия и надлежащей стойкости.

Еще до образования Центральной Рады, мне было приказано Генеральным Коммиссариатом передать все Церковное Управление хиротонисованному мною во Епископа филофею Нарко6, после же нескольких месяцев я был вывезен из Минска политической полицией в маленькую деревушку Ляды, где был разоренный храм и каменный корпус, занятый школой, - остаток прежде бывшего монастыря. Здесь я пробыл почти пол года при очень тяжелых материальных условиях и, после непродолжительного пребывания в Минске, был вывезен в Вилейку, где меня
[лист 2 об.]
поместили вблизи политической полиции, на положении арестованного и заставили ежедневно являться в политическую полицию для регистрации. Находясь при таких безвыходных условиях, я вынужден был идти на уступки и постепенно соглашаться с некоторыми требованиями Немецких Властей.

   1. Во первых, пришлось переселиться в Минск - в этот кипящий котел, полный всяких интриг, предательств и насилий.
  2. В Минске поминание за богослужениями Местоблюстителя Митрополита Сергия вызвало сильное раздражение Немецких Властей и [вписано над строкой: их прислужников, а также] неудовольствие шовинистично настроенных личностей, вследствие чего пришлось прекратить это поминание.
 3. Памятуя Указ Святейшего Патриарха Тихона7, подтвержденный его Заместителем Архиепископом Агафангелом, относительно устройства Церковного Управления в случае невозможности иметь общение с Патриархией, я вынужден был согласиться на временное образование Белорусской митрополии, как самостоятельной Церковной Единицы, заключающей в себе несколько Белорусских Епархий, на которые были хиротонисованы во Епископов: филофей Нарко и Афанасий Мартос8, окончившие в Варшаве богословские факультеты, Стефан Севбо9 и Павел Мелетьев10, окончившие семинарии и Григорий Боришкевич11, окончивший Казанскую Духовную Академию. Вместе со мной и моим Викарием Венедиктом Бобковским они составили в Белоруссии Иерархию из 7 лиц. Впоследствии к этому числу присоединился еще из Украинского Епископата Иоанн Лавриненко. Все вышеупомянутые Епископы при отступлении немецких войск были эвакуированы по распоряжению немецких властей в Германию.
Когда я находился еще в Лядах, в Минске состоялось собрание
[лист 3]
из трех Епископов случайных духовных лиц и мирян, при чем я вынужден был согласиться, чтобы председательствовал на этом собрании Управлявший церковными делами филофей Нарко. Хотя Ляды находятся всего лишь в 50 километрах от Минска, но, вследствие, создаваемых властями, затруднений в сообщении со мной, я был в совершенной неизвестности о том, что происходило на этом церковном собрании и только впоследствии узнал, что, не смотря на настойчевые требования Немецких властей о провозглашении автокефалии, она все-таки не была объявлена, но было постановлено, предварительно, обратиться к главам автокефальных церквей и, конечно, к Матери Церкви о признании этой автокефалии. Тем не менее Немецкие власти, белорусские шовинисты, бывшие на услугах Немецких властей и в особенности полу-польская пресса, именующая себя белорусской, упорно называли Православную Церковь в Белоруссии автокефальной и национальной, какою она не была объявлена ни Церковным Управлением, ни мною. И не смотря на все настойчивые требования немецких властей о перемене печати по указанному образцу, я все время сохранял свой первоначальный штамп и прежнюю печать, в коих Православная Церковь в Белоруссии не именовалась ни автокефальною, ни национальною. Таковы события, которые пришлось пережить во время окупации немцами Белорусии. Но ужаснее всего были отовсюду поступавшие сведения о террористических действиях [над строкой вписано: и жестокостях] окупантов по отношению к населению. Были даже случаи сожения целых селений с детьми, [вычеркнуто: и] женщинами и церквами. Все это свидетельствовало о массовой оторванности людей от христианства.
[конец листа и текста.]

+   +   +

Примечания к Автобиографии митр. Пантелеймона

   1. Митрополит Серафим (Ляде/Lade) 1883-1950. Родился в Германии, г. Лейпциг, где есть русский храм. 1904 переход в русском храме г. Дрездена из протестантизма в православие. Учился в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Диакон (1907). Священник (1912). Московская Духовная академия (1912-1916). Кандидат богословия. Служил на приходах в Волынской и Харьковской епархиях. Преподавал в Харьковской Духовной Семинарии (1916-1919). Полковой священник в Белой армии (1919-1920). После кончины жены принял монашеский постриг. Епископ Змиевский — 1927. В 1930 г. вернулся в Германию. Принят в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), 1930 сперва обусловлено с титулом епископа Тегельского, потом Потсдамского, а после проверки принят Архиерейским Собором 1931 года как викарный епископ Западно-Европейской епархии с титулом Венского. 1938 - епископ Берлинский и Германский, архиепископ 1939. Примирительно общался с другими православными церковными образованиями (1939-1945), как митрополит с 1942 возглавляя СреднеЕвропейский митрополичий округ РПЦЗ. Скончался в Мюнхене. Останки перенесены на русское кладбище в Висбадене. (См. Г. Зайде. Правда и ложь. К 40-летию кончины митрополита Серафима (Ляде), Вестник № 6/1990, с. 19-25.)
   2. Архиепископ Венедикт (Бобковский) - 1876-1951. 1905 рукоположен во священника, 1914 священник в Новогрудке, где пребывает до 1937. После кончины жены в 1937 году принимает монашество и возводится вскоре в архимандрита Жировицкого монастыря, где пребывает до 1941 года. 30.03.1941 рукоположен во епископа Брестского, в 1942 году - архиепископ Гродненский и Белостокский. Входит в контакт с Русской Зарубежной Церковью и участвует в Венской епископской Конференции 1943 г. Эвакуирован в Германию в 1944 году. С 1946 года член Архиерейского собора РПЦЗ и заместитель председателя, митрополита Анастасия (Грибановского). После кончины митрополита Серафима (Ляде), главы Германской епархии, в 1950 году возглавляет один год Германскую епархию. Скончался в Мюнхене в 1951 г. См. Вестник Германской Епархии № 5, 2001.
   3. Wincenty Godlewski - католический священник, националист. См. Tadeusz Piotrowski, Poland’s Holocaust: Ethnic Strife, Collaboration With Occupying Forces and Genocide in the Second Republic, 19181947, Jefferson 1998, p. 148-157. А также: Э.С. ЯРМУСИК. КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ В БЕЛАРУСИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945). Монография. Гродно 2002. Особенно: Глава 5, КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ В ОКРУГЕ БЕЛОРУТЕНИЯ. Религия и церковь в планах белорусских национальных деятелей, c. 107-127.
   4. Проф. Ивановский - см. выше: глава 5 в книге Э. Ярмусика, Католический Костел...
 5. Островский Радослав Казимирович (18871976). Выступал в прессе за белорусскую независимость с 1917 года. Делегат Первого всебелорусского съезда. Участник Слуцкого восстания (1920). В 1921 году переехал в Вильну. 1934 депутат Сейма Польши. С начала немецкой оккупации начальник управы Минского округа. С момента основания Белорусской Центральной Рады в декабре 1943 года - президент Рады. Эмигрировал в Германию. С 1956 жил в США.
   6. Архиепископ Филофей (Нарко) - 1905-1986. Принял монашество (1928). Иеромонах (1928). Архимандрит (1934). Магистр богословия (1937). Собором епископов Белорусской Автономной Православной Церкви (БАПЦ) хиротонисан во епископа Слуцкого (1941). Архиепископ Могилевский и Мстиславский (1942). Управлял Белорусской митрополией. В 1944 г. эвакуировался в Германию, где вместе с другими иерархами БАПЦ принят в Архиерейский Собор РПЦЗ. Управлял Гессенским викариатством Германской епархии. Архиепископ Берлинский и Германский (1971). Был с 1982 г. на покое в Гамбурге, где и скончался.
   7. Митрополит Пантелеимон имеет в виду Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 года. Архиепископ Агафангел возведен в сан митрополита в 1917 году и был уже митрополитом, когда при появлении «обновленцев» и их попытке захватить власть в Церкви по смыслу сослался 5/18 июня 1922 года на данное Постановление, без упоминания номера и даты. Значение и смысл этого свободного волеизъявления высшей церковной власти в России воинственно оспаривались во времена гонений на Русскую Церковь. Высказывание митр. Пантелеимона отображает неуверенность в этом вопросе. На самом деле Указ № 362 (как его кратко именуют) имел огромное значение для истории Русской Церкви. Он был издан не только Патриархом, но объединенным присутствием всех трех высших инстанций Русской Церкви - Патриархом, Синодом и Высшим Церковным Советом на случай экстремальных условий. В 1922-1923 гг. во время ареста и заключения св. патриарха Тихона вся Русская Церковь (как в России, так и в Зарубежье) управлялась на основе данного Указа. Вместе с тем, Указ содержал и очень конкретную, далеко идущую перспективу развития Русской Церкви, независимо от эпохи гонений, поскольку он исторически коренится в решениях Всероссийского Поместного Собора от 7 сентября 1918 года. О роли Указа № 362 и его исторический перспективах см.: Прот. Николай Артемов, «Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 г. и закрытие зарубежного ВЦУ в мае 1922 г. Историческое и каноническое значение.» В книге: История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933), Материалы конференции в г. Сэнтендре (Венгрия), 13-16 ноября 2001 г., Мюнхен 2002, С. 93-212. Протоиерей Николай Артемов (Мюнхен). «Поместный Собор 1917-1918 гг. как основа и источник Постановления № 362 от 7/20 ноября 1920 г.», в сборнике: 1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, материалы международной научной конференции, Москва 19-20 ноября 2007 г., Москва, Издательство ПСТГУ 2008, стр. 117-134.
   8. Архиепископ Афанасий (Мартос) - 1904-1983. В 1927 г. принял монашество в Почаевской Лавре. Иеромонах (1930). Наместник Яблочинского монастыря, Польская Православная Церковь (1936). Архимандрит (1938). Хиротонисан во епископа в 1943 г. Эвакуировался в Германию в 1944. Присоединился к РПЦЗ в 1945. администратор Северо-Германского викариатства Германской епархии РПЦЗ. Викарный епископ в Австралии (1950-1955). Епископ (затем архиепископ) Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский в 1956 г.
   9. Архиепископ Стефан (Севбо) 1872-1965. В 1896 г. был рукоположен во священника, служил в Минской епархии. Протоиерей. Почти 30 лет служил благочинным в мест. Раково (Западная Белоруссия). Около 1913 г. овдовел. Боролся против автокефалии Польской Православной Церкви. В 1924 г. был арестован и до 1940 находился в заключении. После освобождения в 1940 г. присоединился к Автономной Белорусской Православной Церкви. В 1942 г. пострижен в монашество. После возведения в сан архимандрита в 1942 г. хиротонисан в Минске во епископа Смоленского и Брянского Белорусской Православной Церкви. В 1944 г. эвакуировался в Германию. В 1946 г. назначен архиепископом Венским и Австрийским в в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и переехал в Австрию. Архиепископ Венский и Австрийский (1946). Проживал в г. Зальцбург (Австрия). Скончался 25 января 1965 г. в Зальцбурге, где и погребен.
   10. Епископ Павел (Мелетьев) - 1880-1962. Монашеский постриг в Соловецком монастыре. Иеродиакон (1908). Иеромонах (1910). Миссионер. С 1920 г. повторно арестовывался советскими властями. 1925 освобожден и проповедовал в Москве, Калуге и Серпухове. В 1931 г. арестован, осужден на семь лет. В 1937 г. освобожден из лагеря. Скитался и летом 1941 г. оказался в Белоруссии. В 1943 г. хиротонисан во епископа Рославльского. Эвакуирован 1944. Летом 1946 перешел в Католическую Церковь. С 1948 в Бельгии. В 1962 был сбит насмерть автомобилем.
11. Архиепископ Григорий (Боришкевич) - 1889-1957. В 1916 г. рукоположен во священника. Эмиграция в Польше. В 1942 году Архиепископ Гродненский Венедикт (Бобковский) предложил овдовевшего митрофорного протоиерея Георгия Боришкевича в качестве кандидата в епископы для автономной Белорусской Церкви. Принял постриг и был возведен в сан архимандрита. 11/24 октября 1943 г. во время Божественной литургии в Свято-Николаевском соборе Вены произошла хиротония архимандрита Григория (Боришкевича) во епископа Гомельско-Мозырского Белорусской Автономной Православной Церкви. Эвакуирован 1944 в Германию. Присоединился к РПЦЗ. Епископ Бабергский, викарий Берлинско-Германской Епархии (1946), Монреальский и Восточно-Канадский (1947). Член Архиерейского Синода РПЦЗ (1950). Архиепископ (1952). Архиепископ Чикагский и Кливлендский (1954), Чикагско-Детройтский и Среднего Запада (1957).
В следующем номере будут опубликованы краткие «Воспоминания» митрополита Пантелеймона.
Следующие биографические данные основаны на монографии А. А. Корнилов, «Переправимся на ту сторону...» Деятельность православного духовенства в лагере перемещенных лиц Шляйсгайм (1945-1951), Нижний Новгород - Мюнхен 2011, стр. 59-61. Книгу можно приобрести в нашем мужском монастыре преп. Иова Почаевского.


«Вестник Германской епархии РПЦЗ» №5-6 2012

Печать E-mail