АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архиепископ Аверкий: Готовимся ли мы к празднику Рождества Христова?

Архиепископ Аверкий (Таушев): Чего мы еще не потеряли и что мы должны беречь, как зеницу ока?Среди зимы — 25 декабря по нашему православному календарю встречаем мы великий и радостный праздник Рождества Христова. Это — явление в наш грешный мiр Самого Воплотившегося Бога Слова. Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом, для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти, тяготевших над человечеством после грехопадения наших прародителей Адама и Евы. «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» — так говорит об этом величайшем в истории человеческого рода событии св. Апостол и Евангелист Иоанн (Иоан. 1, 14).

«Вот настает», поучает великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, праздник честнейший и важнейший всех праздников. Кто назовет его матерью всех праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это — Рождество Христово по плоти; в этом празднике имеют начало и основание и Богоявление и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это — праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это — Пасха; и не послал бы Святаго Духа, а это — Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки» (Беседа VI о бл. Филогонии).

Понятно поэтому, что св. Церковь всех нас, христиан, еще задолго призывает готовиться к встрече этого великого и радостного праздника. Она желает, чтобы мы приготовили свои души к его торжественному празднованию постом и покаянием, заранее вошли в дух и настроение этого праздника, дабы тем самым разумно и сознательно, плодотворно и спасительно для души было наше празднование.

Готовимся ли все мы, как должно, к этому дивному празднику пришествия в мiр Сына Божия? Сознаем ли, как разумные твари, все необыкновенное величие празднуемого в этот день события? Переживаем ли его, как подобает истинным последователям Христовым?

Увы! мало теперь таких истинных христиан даже среди православных! А враги Христовы в этой стране, где мы теперь живем, да и во многих других странах, не говоря уже о нашей несчастной Родине-России, постарались, если не совсем искоренить этот праздник, то лишить его всякаго смысла и значения, сделав его каким-то безличным и бездушным «сезонным праздником», когда принято делать друг другу подарки. Жадные до наживы торговцы, еще задолго до наступления дня этого праздника, рекламируют продажу таких подарков: торговля у них, по установившемуся обычаю, идет очень бойко, и они отлично на ней наживаются. О Родившемся же в день этого праздника Христе, Спасителе мiра, никто почти и не думает! Празднование этого дня сопровождается увеселениями и развлечениями, ничего общего с Рождеством Христовым не имеющими. И в последнее время, на наших глазах, с каждым годом о воспоминаемом в этот день величайшем событии мировой истории человечества все больше и больше замалчивается.

Так искусно и умело ведут свою «работу» враги Христовы!

Печально, что и многие наши православные русские люди вовлекаются в это стихийное течение «холодной войны» против христианства.

А между тем, наша св. Церковь учит нас совсем иной встрече этого великого праздника и призывает нас, еще за 40 дней до наступления его, достойно готовить себя к его радостному празднованию. Конечно, и подарки делать друг другу не только можно, но и похвально. Однако, не в одном этом должно состоять наше празднование. Истинно, по-христиански праздновать наши христианские праздники можно только тогда, когда мы прежде всего и больше всего позаботимся об очищении наших душ от всякой греховной скверны и нечистоты.

И вот, с этой именно целью, наша св. Церковь еще с первых веков христианства установила перед праздником Рождества Христова сорокадневный пост, во время которого христиане говеют, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Этот Рождественский пост начинается с 15-го ноября по нашему православному календарю, и так же, как и Великий пост, называется в Церковном Уставе «Четыредесятницей», или «Филипповым», потому что начинается он сразу после дня памяти Ап. Филиппа 14-го ноября.

Богослужение в некоторые дни Рождественского поста напоминает собою великопостное Богослужение — читается молитва преп. Ефрема Сирина с поклонами и, вместо литургии, совершаются часы с междочасиями и изобразительные (обедница) с чтением дневного Апостола и Евангелия.

Пост этот не отличается столь большой строгостью, как Великий пост: по понедельникам, средам и пятницам запрещается вкушать рыбу, вино и елей, а в остальные дни запрещается только рыба, зато по субботами, воскресным дням и великим праздникам, а также в дни празднования памяти великих святых, если эти дни случатся во вторник или четверг, разрешается вкушать рыбу, а если они придутся в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушать только вино и елей. От 20 до 24 декабря включительно вкушать рыбу нельзя. Последний день поста 24-го декабря называется «сочельником», или правильнее — «сочевником» от «сочива», которое полагается в этот день вкушать за трапезой. Сочиво это то же, что «коливо» то есть «скудное кушание». Это — кушание из сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя. Едят его, размочив водой или с медом. Оно же называется «кутиею». У православных всегда сохранялся благочестивый обычай — не есть ничего до появления первой вечерней звезды, которая напоминает о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа Спасителя. Этот обычай внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю — совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова.

«В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает», поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется «благоволения Божия предображением», так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!» (1-ый ирмос рождественского канона).

С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок.

И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении.

Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго».

На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести».

В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися…», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

В день 16-го декабря св. Церковь прославляет св. пророка Аггея, за 470 лет до Р. Хр. провидевшего будущую славу второго храма Иерусалимского, в который придет Спаситель мiра

В день 17-го декабря празднуется память св. пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, которые за 600 лет до Р. Хр. видели царство грядущего Мессии.

За две недели до Рождества Христова св. Церковь воспоминает всех ветхозаветных праведников-Праотцев, благодаря благочестию которых сохранилась среди людей вера в грядущего Мессию и стало возможным Его явление в мiр. А в последнюю неделю перед праздником Рождества Христова, именуемую неделей Святых Отец, св. Церковь прославляет предков Господа Иисуса Христа, от которых Он произошел по плоти, причем на литургии читается Евангелие от Матфея, излагающее Его родословие.

Особенно умилительны и торжественны дни так называемого «предпразднства Рождества Христова», которые начинаются еще за 5 дней — 20-го декабря. В эти дни все Богослужение говорит нам о приближающемся великом празднике, и все верующие призываются готовить себя к достойной встрече его. Дивные песнопения и чтения этих дней так ярко и образно рисуют нам все величие наступающего праздника и вводят наши души в глубокое переживание его. Службы этих дней не менее умилительны и значительны, чем служба самого праздника, и много теряют те, кто лишены возможности на них бывать и их слышать. Они напоминают собой службы Страстной седмицы.

Особенно торжественно справляется с самых древних времен Навечерие Рождества Христова 24-го декабря. Издревле совершаются в этот день, если он не придется в субботу и воскресение, Царские Часы, называемые так потому, что на них с особенным благоговением присутствовали цари, приходившие поклониться новорожденному Царю царей, и им возглашалось тогда многолетие с произнесением их полного царского титула. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед аналоем, на котором полагается св. Евангелие, как бы в значение того, что Христос-Спаситель ныне уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам. Пред Евангелием и по всему храму воскуряется фимиам, в воспоминание смирны и ливана, принесенных волхвами с Востока новорожденному Царю Иудейскому. На часах читаются ветхозаветные пророчества о Рождестве Христовом, а также апостольские и евангельские чтения, свидетельствующие об исполнении этих пророчеств. Чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими эти чтения и прославляющими наступающий праздник.

После часов, если навечерие не приходится в субботу или воскресение, совершается литургия св. Василия Великого, предваряемая вечерней, на которой опять читаются ветхозаветные пророчества о явлении в мiр Мессии. По отпусте литургии, среди храма, торжественно прославляется наступивший праздник пением тропаря его: «Рождество, Твое, Христе Боже наш» и кондака: «дева днесь Пресущественнаго раждает», и все поздравляют друг друга с наступившим праздником Рождества Христова.

Так св. Церковь исподволь, постепенно, в течение сорока дней готовит нас, верующих, к встрече этого великого и радостного праздника, который в Богослужебных книгах называется «Пасхою, праздником тридневным». Великая духовная радость Церкви в день этого праздника особенно выражается в торжественном пении пророческих слов св. пророка Исаии на великом повечерии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» В древности всенощное бдение в канун этого праздника продолжалось действительно всю ночь до самого утра, как свидетельствует об этом церковный песнописец пр. Косьма Маиумский: «От ночи до утра славословим Тебя, Человеколюбче!» (5-я песнь его канона).

Так в течение веков готовились христиане к встрече великого и радостного праздника явления в мiр истинного Мессии — Спасителя мiра, о приходе которого предвозвещали ветхозаветные пророки, и так встречали его.

Что мы видим теперь?

Враги Христовы всегда старались, а теперь с особенной энергией стараются отнять Христа у христиан и, благодаря оплошности самих христиан, достигли очень многого: заставили современных христиан праздновать Рождество Христово… без Христа!

Ничего нет плохого и предосудительного в установившемся обычае устраивать в день этого праздника «елку», особенно для маленьких детей, и делать друг другу подарки, но не хорошо, если елка и подарки затмевают собою Христа, иной раз вплоть до полного забвения о Нем! Будем помнить, что Христос, Спаситель наш, для нас, христиан, всегда должен быть на первом месте, вцентре всей нашей жизни, а тем более — в дни празднования Его прихода в мiр, «нас ради человек и нашего ради спасения».

Если у нас этого нет, то мы — вовсе не христиане и напрасно носим это святое имя!

И еще должны помнить, что стыдно нам, христианам, идти на поводу у врагов Христовых, борющихся со Христом, по внушению диавола, и нас стремящихся так или иначе, тем или иным образом, вовлечь в эту борьбу на своей стороне. Неужели мы, в угоду им, или за какие-то блага, коими они нас прельщают можем изменить нашему Господу и Спасителю?

Да не будет!!

Архиепископ АВЕРКИЙ (Таушев)

Из сборника «Современность в свете Слова Божия: слова и речи» т. 4.

:: РУССКIЙ ПАСТЫРЬ ::

Печать E-mail