АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Блаженнейший Митрополит Анастасий: О знании

Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский) 

Беседы с Собственным Сердцем
(Размышления и Заметки)
 
О знании
 
В ТЕЧЕНИЕ ВЕКОВ человечество с жадностью припадает к доступным ему источникам знания и только для того, чтобы убедиться в том, что оно черпает из сокрушенных кладенцов, которые не только не удовлетворяют его духовной жажды, а скорее только распаляют ее; чем более узнает наш ум, тем яснее начинает понимать, что обнять и постигнуть все тайны мира для него значит то же, что исчерпать черепком море. Отсюда рождается неудовлетворенность и томление духа, которое люди, насыщенные знанием, испытывают еще со времен Екислезиаста: Вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это томление духа: потому что в многой мудрости много печали и кто умножает знание — умножает скорбь (Еккл. 1:16-18). "Я знаю только, что ничего не знаю" признается потом Сократ, подводя итоги своей мудрости, которой до сих пор еще изумляется мир.
 
В новейшее время ему вторит Гете устами Фауста. Сознание бесплодности своих научных и философских изысканий, которым последний посвятил всю свою жизнь, довело его до отчаяния, и он готов был насильственного рукою прекратить свои мучения, если бы не услыхал в последний момент хор ангелов, славословящих Воскресение Христово.
 
Глубокий и искренний Карлейль с каким то благоговением останавливается пред необъятною громадой знания, смиряющей гордыню нашего разума. "Наука много сделала для нас, пишет он, но жалка та наука, которая захотела бы скрыть от нас всю громаду, глубину, святость нескончаемого знания, куда мы никогда не сможем проникнуть, и на поверхности которого знание плавает подобно легкому налету. Этот мир, несмотря на все наше знание и все наши науки, остается до сих пор чудом, удивительным, неисповедимым волшебством для всякого, кто задумывается над ним" (Карлейль "Герои и героическое в истории," стр 11).
 
Наконец, автор "Заката Европы" — Шпенглер этот Экклезиаст наших дней, устами которого изживающая себя современная культура произносит приговор над самою собой, изрек подлинно мудрое и вовсе не скептическое слово, когда сказал: "Надо много знать, прежде чем станешь настолько мудрым, что начнешь сомневаться в смысле и ценности знания" ("Закат Европы" стр. 440. Перев. Гарелина).
 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.