АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Исторический очерк о начале празднования дня Рождества Христова

Празднование дня Рождества Христова принадлежит к числу самых торжественных и самых древних христианских празднеств. Первенствующие христиане стали праздновать день Рожде­ства Христова вскоре после установления празднования всех воскресных дней в течение целого года. Когда именно нача­лось празднование Рождества Христова никто из отцов и историков Церкви не определяет; утверждают только, что день этот начали праздновать ранее всех других христианских праздников и что начало этого празднования кроется в колыбели христианства.

 Более всего занимались исследованием этого вопроса отцы Церкви IV века, но исследования их сводятся лишь к следующему: начало празднования дня Рождества Христова кроется в седой глубине первых веков христианства и восходит ко временам апостольским. В начале II века празднование дня Рождества Христова уже было праздником общественным, церковным. Ранее других оно введено было в Церкви Антиохийской. По некоторым источникам видно даже, что праздник этот окончательно установлен в 138 г. епископом Телесфором, что он принадлежал в то время к переходящим праздникам, праздновался то в январе, то в мае и праздновался боль­шею частию в один день с Крещением или Богоявлением. В восточных Церквах Рождество Христово праздно­валось вместе с Крещением всегда в январе; в Церквах западных оно пра­здновалось по преимуществу отдельно, называлось первым Богоявлением и праздновалось в декабре, чаще всего 25 декабря. Второе по древности свидетельство об этом празднике находим у Климента Александрийского (+217 г.). Есть также свидетельство о том, что праздник Рождества Христова ранее праздновался на Западе и оттуда перешел к восточным христианам. Некоторые исследователи определяли не только год, но и день Рождества Госпо­да: одни доказывали, что оно было в 28-й год царствования Августа - 25 Пахона (9 мая); другие - последователи Василида - утверждали, что оно было в 15-й год Тиверия - 15-го числа месяца Туби (12 января); третьи уверяли, что Спаситель родился 11-го числа того месяца (8 янв.), а четвертые, наконец, говорили, что Рождество Христово последовало 21-го или 25-го Фармуфия (10 или 20 апр.). Вследствие неодинакового определения дня Рождества Христова оно и празднова­лось в разные дни. Во всяком случае несомненно то, что праздник Рождества Христова праздновался почти во всем христианском мире уже в начале II-го века, хотя не в один и тот же день. Праздннк Рождества Христова на Востоке соединялся с Богоявлением на основании слов св. Луки о Крещении: «И той бе Иисус яко лет тридесять на­чиная» (Лук. 3, 23), свидетельствующих, что день Крещения был близок ко дню Рождества. Окончательное разрешение вопроса о праздновании дня Рождества Христова последовало в IV веке. Св. Кирилл, патриарх Иерусалимский (350-387 гг.), и папа Римский св. Юлий I (337-352 гг.), по предварительному взаимному соглашению, созвали для обсуждения этого во­проса совет из авторитетов тогдашнего духовенства как восточных Церк­вей, так и западных. Совет, по всестороннем обсуждении предложенного вопроса совместно с своими представителями Кириллом и Юлием, порешил: праздновать день Рождества Христова всем христианам в один день, имен­но 25 декабря, как праздновали до того времени западные христиане или Римская Церковь. С того времени все христианския Церкви, как восточный, так и западные. стали праздновать Рождество Христово в один день - 25 декабря (7 января по новому стилю - ред.). В подтверждение этого приводим свят. Иоанна Златоуста, который в 386 г. говорит о праздновании Рождества Христова в 25 день декабря следующее: «Этот торже­ственный день жителям Запада был известен из древности, а к нам перешел немного лет пред сим. Мы при­няли сей день от тех, которые имеют точное понятие о сем деле и живут в Риме; они, празднуя сей день гораздо ранее по древнему обычаю, принесли и к нам (на Восток) сведения о сем» (Т. II, 325-356). Долго живший на Западе св. Афанасий Великий (326-373 г.) в своем толковании на Евангелие Матфея то­же пишет, что Иисус Христос родился в 25-й год царствования Августа на 8-е календы январския, т. е. 25 декабря (Montf. Соl. Раtr. Т. 2, р. 27). Очевидно, и он усвоил понятие о дне Рождества Христова на Западе и потом ввел в Александрийской Церкви. Исключение в этом случае представляла Церковь Кипрская: Епифаний Кипрский (+ 403 г.) еще в начале V века писал, что Иисус Христос родился 6 января; но учение его признано всеми Церквами неверным. Некоторые отцы западной Церкви свидетельствуют, что хотя нет твердых исторических оснований утверж­дать, что воплощение Бога Слова последовало именно 25 декабря, но на решение в пользу этого дня Кирилла и Юлия могло влиять и то, что в этот день приходится равноденствие и происходит как бы «нарождение солнца». Иные предполагают, что 25-го декабря избра­но еще и потому, что язычники в этот день праздновали свои Сатурналии, а известно, что отцы Церкви при разрешении таких вопросов всегда об­ращали на это особенное внимание, не же­лая раздражать язычников, с одной стороны, а с другой - желая отвлечь христиан из язычников к своим празднествам. Несомненно также, что тогдашние язычники: скифы, сарматы, споры и поч­ти все вообще славянския племена тоже чествовали накануне этого дня своего бо­га Коляду, бога порядка и согласия. Назначая поэтому день 25-го декабря, отцы Церкви имели в виду, что христианский праздник Рождества возвысит значение этого дня, смягчит дикие игрища, происходившия накануне, покажет преимуще­ство христианских празднований пред языческими и тем предрасположит язычников в пользу распространявше­гося христианства, а самый праздник сделает всеобщим, народным. Известно, что в Польше и частью на юге России, в северо-западных и юго-западных губерниях, долго сохра­нялся обычай праздновать этот день, по­священный Рождеству, собраниями с танцами, песнями и проч.; самое время веселого препровождения времени носило название «коляды» или «коленды». Названия эти сохранились в простонародье до наших дней. Чтобы накануне дня Рождества не происходили никакия чествования и увеселения, наша Церковь на­значала в этот день пост - сочельник, который отличается от крещенского со­чельника меньшею строгостью, а иногда, на юге, и обилием яств, хотя постных. 

По тексту журнала «Воскресный день», №51-52, 1907 г.

«Православная Русь», №23, 1998.

Печать E-mail