АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Синодик РПЦЗ: Игумения Серафима (Джанхо)

Сидят слева на право: Игумения Елизавета, Митрополит Филарет, Архиеп. Никодим. стоят: неизвестный, прот.Георгий Шереметов, монахиня Серафима (Джанхо), сестры обители и прот.Попов.

Игумения Серафима (в мiру Сусанна Джанхо) почила о Господе 2/15 августа, в день Перенесения мощей первомученика архидиакона Стефана. Матушка Серафима, принадлежавшая к древней православной иерусалимской семье, взяла на себя ярем монашества в юности, после обучения в Вифанской школе, основанной игуменией Марией (Робинсон) из Гефсиманской обители св. Марии Магдалины. Более пятидесяти лет она была тесно связана с покойной игуменией Елисаветой (Ампеновой), и была для Матушки Елисаветы тем, чем была ветхозаветная Руфь для Наоми. Она посвятила свою жизнь помощи и поддержке м. Елисаветы, которая родилась в тот же день, что и ее родная мать. Когда Советы инспирировали покушение на жизнь м. Елисаветы, она защитила ее, рискуя собственной жизнью. Когда сестры поселились в Англии, и, по благословению свят. Иоанна Шанхайского, основали Благовещенский монастырь, она отдала себя делу церковного образования молодежи. Два поколения русской православной эмиграции обязаны ей своим духовным формированием.

м.Р 017
Игумения Мария (Робинсон) с вифанскими школьницами перед церковью св.Марии Магдалины в Гефсимании; 1948 год.

Когда в 1995 г. м. Елисавета отмечала пятидесятилетний юбилей своего настоятельства, Архиерейский Синод наградил м. Серафиму наперсным крестом – первый знак признания ее замечательного служения Церкви. Крест возложил на нее архиепископ Марк. После смерти м. Елисаветы в феврале 1999, Синод назначил м. Серафиму настоятельницей обители, и в субботу перед Неделей свв. жен Мироносиц она была возведена в сан игумении. Может быть, потому, что она так решительно отдавала всю свою энергию, чтобы поддержать свою игумению, и не давала ничему иному помешать этому служению, ее собственное здоровье пошатнулось только после смерти м. Елисаветы. В последние пять месяцев своей жизни она особенно сильно страдала, однако диагноз (рак) был поставлен только в последние недели перед кончиной. Показательно, что она отказалась лечь в больницу на Страстной седмице, говоря, что должна присутствовать на богослужении, и, несмотря на то, что страшно страдала, оставалась «на посту» всю Светлую седмицу, настаивая, что она должна присутствовать, чтобы попрощаться с архимандритом Фролом, приехавшим из Джорданвилля, чтобы служить на Страстной Седмице и на Пасху. Предвидя ее кончину, матушку летом навестили брат из Германии и сестры из Палестины и Иордании. Ее положили в больницу в середине июля, когда сестрам обители и всем любящим матушку стало известно, как далеко зашла болезнь. Таинство Елеосвящения было совершено над ней уже в больнице; в последние две недели она почти каждый день причащалась Св. Таин. К ней почти ежедневно приезжали священники: архимандрит Алексий, иерей Вадим Закревский и иерей Петр Болк. Незадолго до ее кончины матушку навестил преосвященный Каллист (Вэр), епископ Диоклийский (Константинопольский патриархат), давнишний друг обители, хорошо знавший покойную игумению Елисавету и игумению Серафиму еще до своего обращения в Православие. За несколько дней до кончины м. Серафима еще была в состоянии разговаривать с архиепископом Марком по телефону. На праздник Св. Марии Магдалины в субботу 22 июля/ 4августа сестры отмечали день основания обители, и после Божественной литургии и последовавшего за ней молебна, матушку привезли из больницы домой, поскольку медицинские пособия уже были бесполезны. Ее поместили в келлию м. Елисаветы, так как в ее собственной маленькой келлии за ней невозможно было бы ухаживать. Она продолжала принимать посетителей, благословляла приходивших и подавала им слово ободрения, утешения или наставления до самого дня своей смерти. В первый день Успенского поста в понедельник 1/14 августа, перед совершением Божественной литургии в монастырской церкви, она в последний раз причастилась Св. Таин. После литургии она принимала тех, кто приходил получить ее благословение. После этого она претерпела еще одну ночь страдания в этом мире, и предала свою душу Господу в 5:30 утра во вторник в присутствии сестер, духовника архимандрита Алексия и нескольких самых близких прихожан. Сразу же после кончины был прочитан канон на исход души. На третий день гроб с телом перенесли в церковь. В пятницу 5/18 августа в 7:20 утра архиепископ Марк прибыл в Благовещенскую обитель в сопровождении о. Вадима Закревского. В 7:30 началось чтение часов, за которым последовала заупокойная литургия. Архиепископ Марк служил при сослужении архимандрита Алексия, иереев Вадима Закревского, Фомы Харди и Петра Болка, а также иеродиакона Саввы. После евангелия на литургии прибыл также преосвященный Каллист, епископ Диоклийский. Присутствовал также о. Samir Gholam из храма Св. Георгия, кафедрального собора Антиохийского патриархата в Лондоне. За литургией причастились все сестры, а также родственники покойной игумении, ее брат, приехавший из Германии, сестра из Палестины, и многие из молившихся. В конце литургии архиепископ Марк сказал слово на слова евангельского чтения Азъ есмь хлебъ животный (Ин 6, 51) о значении истинной жизни для монашествующих, и в частности о значении таинств и молитвы. По окончании литургии владыка Каллист сказал воодушевленное слово на английском языке о вечном единстве живых и мертвых в Церкви. После этого слова сразу началось отпевание матушки по монашескому чину. Архиепископ Марк распределил чтение между священнослужителями так, чтоб славянский и английский языки чередовались равномерно, потому что родственники матушки не понимают по- славянски, а также многие из благодетелей и друзей обители не принадлежат к русской культуре – это греки, православные арабы и англичане. По окончании отпевания архимандрит Алексий раздавал антидор и впоследствии сопровождал гроб на кладбище... После последнего целования и благословения колива, гроб с телом покойной был предан земле на кладбище Gunnersbury, по правую сторону от могилы м. Елисаветы... На девятый день, в четверг 11/24 августа в монастыре была отслужена панихида, а на сороковой день совершена Божественная литургия.

Вечная ей память и со святыми упокоение!

Вестник Германской епархии РПЦЗ, 200-5-6.

Печать E-mail