АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Слово въ день Всѣхъ Святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ и прославленія Владыки Іоанна, произнесенное въ Парижѣ

ПАСХА СРЕДИ ЛѢТА

Слово въ день Всѣхъ Святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ и прославленія Владыки Іоанна, произнесенное въ Парижѣ (20 іюня / 3 іюля 1994 г.)
Нынѣ сердца наши горятъ радостью и во свѣтѣ этой радости, возводя наши очи ввысь, мы видимъ на небесахъ сіяніе сонма Русскихъ святыхъ.
Небеса сіяютъ безчисленнымъ количествомъ русскихъ князей, святителей, преподобныхъ и безсребренниковъ, юродивыхъ Христа ради и мучениковъ. Прославленные Новые Мученики и Новые Исповѣдники умножили это сіяніе на небесахъ; въ него влились сіянія преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ, праведнаго Іоанна Кронштадскаго, блаженной Ксеніи, проповѣдниковъ иноплеменниковъ, Святителя Николая Японскаго, Иннокентія Московскаго и Алеутскаго, и сегодня присоединившагося къ этому небесному свѣту Архіепископа Іоанна.
Сколько эти свѣтила на небесахъ понесли здѣсь на землѣ трудовъ и претерпѣли скорбей, одному Богу извѣстно. Часто узнаемъ мы о подвигахъ святыхъ только по внѣшнимъ признакамъ или событіямъ ставшимъ общеизвѣстнымъ, какъ въ случаяхъ гоненій, или юродства Христа ради или особой аскетической ихъ жизни.Но чаще всего сокрытъ отъ обычнаго взгляда подвигъ святыхъ, ношеніе ими креста не всегда замѣтно постороннему глазу, такъ какъ проходятъ они свое ношеніе креста въ кротости и смиреніи, отвѣчая на призывъ Христа и уподобляясь Ему, сказавшему: «Пріидите ко Мнѣ... Я успокою васъ, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ». Часто подвижники бывали и предметомъ пренебреженія и насмѣшекъ за ихъ образъ жизни не входящій въ современныя общепринятыя нормы соціальной жизни.
Но передъ Владыкой міра они отбираются не по общепринятымъ нормамъ нашей земной жизни. Царь отдѣлитъ однихъ отъ другихъ, поставитъ овецъ по правую Свою сторону, а козловъ по лѣвую и скажетъ первымъ: «Пріидите, благословенные Отца Моего, унаслѣдуйте Царство, уготованное вамъ отъ созданія міра. Ибо алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы напоили Меня; былъ странникомъ, и вы приняли Меня; былъ нагъ, и вы одѣли Меня; былъ боленъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко мнѣ». Тогда праведники скажутъ Ему въ отвѣтъ: Господи! когда это все было?... А Царь отвѣтитъ: это вы для Меня дѣлали, когда дѣлали для малыхъ сихъ. — А другимъ Царь скажетъ: «Идите отъ Меня...», и тѣ станутъ недоумѣвать, гдѣ же они видѣли Христа алчущимъ, жаждущимъ, нагимъ, больнымъ...
Передъ нами образъ святителя нашихъ дней. Онъ изъ тѣхъ, которые исполнили все то, что заповѣдалъ Господь о «малыхъ сихъ», и которые /с. 12/ слышатъ голосъ Его: «Пріидите благословенные Отца Моего, унаслѣдуйте Царство, уготованное вамъ отъ созданія міра...». Святитель Іоаннъ живя на землѣ ничего для себя не искалъ, ничего земного не стяжалъ, не ожидалъ для себя ничего, ибо когда получалъ что-либо для себя у него появлялось удивленіе и дѣтская радость. И мы можемъ вообразить какъ онъ теперь стоитъ передъ Владыкой міра и смиренно спрашиваетъ Его: Господи неужели это я Тебя видѣлъ, когда видѣлъ человѣка нагимъ и больнымъ и шелъ къ нему?...
Жилъ онъ совсѣмъ не тѣлесной жизнью, въ тѣлѣ жилъ, но не тѣломъ. Воспитанный житіями святыхъ, онъ жилъ всецѣло, что касается себя самого, небесной жизнью. Когда онъ принялъ по послушанію пастырскій и архипастырскій подвигъ, онъ не на іоту не отказался отъ своей небесно-подобной жизни; только ему пришлось примѣнять постоянно правила общественной жизни, для обезпеченія необходимыхъ условій и благоустройства земной жизни своихъ пасомыхъ. Все остальное, не входящее въ эти рамки, было имъ игнорировано, какъ излишнее и ненужное для спасенія, какъ отводящее отъ небесной жизни. Этого онъ не только не могъ допустить для самого себя, но и для своихъ пасомыхъ, какія бы ни были въ отвѣтъ ему недоумѣнія, огорченія и обиды.
Да, Владыка Іоаннъ былъ строгъ во всемъ, что касается Церкви и Божественнаго закона. Отъ священниковъ и прислужниковъ онъ требовалъ абсолютнаго порядка въ алтарѣ, не позволялъ какой-либо вольности или даже разговоровъ. Такъ какъ для него молитва равнялась бесѣдой съ Богомъ, а Богослуженіе общеніемъ съ Небесной Церковью, онъ немедленно исправлялъ ошибки и упущенія въ порядкѣ службы. Строгъ онъ былъ и къ прихожанамъ, не разрѣшая женщинамъ цѣловать кресты или иконы съ помадой на губахъ и настаивалъ на томъ, чтобы антидоръ, раздаваемый въ концѣ Литургіи, принимался натощакъ. Онъ считалъ недопустимымъ устроеніе баловъ и прочихъ увеселеній въ какунъ воскресныхъ и праздничныхъ дней. Онъ былъ строгъ ко всему, что относилось къ Православному ученію.
Въ основѣ такого поведенія — страхъ Божій, обладавшій имъ съ ранняго возраста, служившій основой и всему подвигу святыхъ. А постояннымъ двигателемъ служила возженное въ немъ съ дѣтства родителями усердіе неколебимо стоять за правду и истину, «и душа моя», сказалъ онъ на своей хиротоніи, «была плѣнена примѣромъ тѣхъ, кто предалъ за нее жизнь».
Назначенный епископомъ въ Шанхай, святитель Іоаннъ явилъ себя тамъ великимъ подвижникомъ и молитвенникомъ, милостивымъ пастыремъ и чудотворцемъ. Но добрыя дѣла его распространились по всей вселенной, ибо надлежало быть ему епархіальнымъ архіереемъ и въ Западной Европѣ и въ Америкѣ. Теперь его нетлѣнныя мощи /с. 13/ почиваютъ въ Санъ-Францисско. Просвѣтилъ онъ, при своемъ странствованіи, жителей многихъ народовъ: китайцевъ, французовъ, голландцевъ, американцевъ.
Архіепископъ Іоаннъ былъ воистину вселенскимъ святителемъ и чудотворцемъ.
Дѣлателемъ Божіимъ онъ былъ посвсюду, куда его приводилъ Господь. Повсюду онъ молился, утѣшалъ, мирилъ, исцѣлялъ, наставлялъ, созидалъ и укрѣплялъ. Укрѣплялъ вѣру и приготовлялъ земныхъ жителей къ небесному селенію.
Святителю отче Іоаннѣ и нынѣ просвѣти нашъ умъ свѣтомъ твоего разума, напои нашу душу любовью твоею, исполни сердце наше чистотою твоею, и воздвигни насъ на служеніе Господу нашему и ближнему своему, дабы намъ сподобиться узрѣть тя во славѣ твоей въ селеніихъ праведныхъ.
Молитвами Пречистыя Богородицы и Приснодѣвы Маріи, всѣхъ Новомучениковъ и Исповѣдниковъ, всѣхъ подвижниковъ Русской земли и святителя Іоанна да спасетъ Господь землю Русскую и возродитъ на ней Святую Русь. Аминь.
 
Источникъ: «Пасха среди лѣта». Торжественное прославленіе Святителя Іоанна Шанхайскаго чудотворца въ Санъ-Францисско 19 іюня / 2 іюля 1994 г. — Villemoisson (France): Изд. Миссіонерскаго Фонда Зап.-Европ. Епархіи Русской Православной Церкви заграницей, 1996. — С. 11-13. 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.