АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Свт. Иоанн (Максимович): О почитании святых Запада

СЛОВО О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ЗАПАДА. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ (МАКСИМОВИЧ) 

Святитель Иоанн Шанхайский чудотворец о малоизвестных православных святых Запада. Доклад архиерейскому Синоду. "Православные святые Британские, Англо-саксонские, готские и галльские, прославленные Русской Православной Церковью Заграницей".

Доклад Архиерейскому Собору, прочитанный святым владыкой Иоанном Шанхайским в 1950-х, (оригинальный текст для Доклада архиерейскому Синоду святителя Иоанна Шанхайского и Сан Францизского был написан им в старой орфографии и в соответствии с синтаксическими нормами Русского языка до 1917 г.) несущественно адаптирован мною, как и знаки препинания, и приводится мной, к сожалению, не по оригиналу, к которому у меня нет доступа, а по тексту в современной совковой антирусской орфографии. Смысл текста доклада оставлен мной –Л. У. (Ларисой Умновой-Валовой - ред.) - в полной неприкосновенности. Текст доклада Святителя Иоанна Шанхайского архиерейскому Синоду, приведенного здесь, воспроизводится, скорее всего, по стенографической записи с заседания Синода. Текст доклада приводится в сокращении.

* * *

«Поставляяй пределы языков по числу ангелов своих и собираяй от рассеяных сынов адамовых Церковь Свою, умножаяй в ней Святыя Своя яко звезды на небеси, просиявшия на Востоце и на Западе, Севере и Юзе» даровал нам для укрепления веры и молитвенной помощи своих святых.

Лишь весьма небольшой части их составлены церковные песнопения и память их отмечается повсеместно в церкви. Некоторые службы и жития были утрачены при последующих исторических событиях на Западе: секуляризация в Англии, реформация в Германии, кровавая революция во Франции. Бесчисленные сонмы иных святых известны и особо чтятся лишь в известных местах, в других же они отчасти указаны через повествования об их житиях и месяцесловы, в коих указаны дни их памяти. Месяцесловы, ставшие составляться от середины прошлого тысячелетия, в значительной степени составлялись определенными людьми по своему почину и значение их зависело от доверия церкви к его составителю и принятии его. Значительно позже стали составляться четьи-минеи, сборники житий святых. Русский народ чтил угодников Божиих, как просиявших в родной земле, так и за ее пределами, с которыми он был знаком по их житиям. И месяцесловы и жития святых неоднократно исправлялись и дополнялись у нас в России на основании вновь собранных данных. Основой для нынешних русских сборников житий святых являются четьи-минеи Святителя Димитрия Ростовского, являющиеся одним из его главных трудов. Впоследствии с дополнениями они были изданы Святейшим Синодом и на русском языке. В житиях святых древлеживших есть упоминания и о святых, память которых сейчас не отмечается и жития их почти не известны. Самый полный месяцеслов в России был составлен архиепископом Сергием Владимирским. Этот труд включает в себя множество святых Востока и Запада. Как на обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам.

Даже в ближайших по месту, духу и крови странах оказались неведомыми в России святые, имевшие с нею непосредственную связь своими трудами и жизнью. Таковы ученики св. первоучителей славян Кирилла и Мефодия - чудотворцы Наум, святитель Климент и другие, помогавшие своими наставлениями в переводе богослужебных книг на славянский язык.

Таковы Святые Иоанн Русский и Пахомий, уроженцы Малой России, попавшие в плен в 18-ом веке и чтимые в греческой церкви, но неизвестные в России, хотя и принадлежащие к святым русского происхождения. Также и кроме них много древних и новых подвижников имеется в других областях.

Поскольку страны те православные и святые прославляются православными церквами, то не может быть колебаний и сомнений в почитании тех святых наравне со святыми уже в России ведомыми. Вместе с жителями тех стран - Греции. Сербо-Черногории, Болгарии и Румынии - прибегать к ним и почитать должно всем православным.

В более сложном положении оказалось дело на Западе. Христианство было здесь проповедано в первых веках, во многих местах самими апостолами. В течение многих веков православие стояло здесь твердо и сюда даже устремлялись исповедники восточные искать опоры и убежища во время господства ересей (св. Афанасий, св. Максим-исповедник). Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь. Но в то же время отход и отпадение Запада от единой Вселенской Церкви затмили здесь истину и смешали ее с обольщением. Потребовалось установить, кто из почитаемых здесь за столпы и утверждение и святителей веры, действительно является таковыми. Эту работу нельзя было предоставить частным исследователям, т. к. это лежало на обязанности Епархии и она должна была то делать. Постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не являются их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада и он истинно является святым, почитаемым Православною Церковью.

Отсутствие на Западе песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым Всем Святым (в Великий Пост) просиявшим или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе купно прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в Синаксаре на тот день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнию различным векам и прославились разными путями.

То суть мученики первых веков, подвижники и святители. Последние два лика отчасти сливаются, т. к. многие из подвижников становились потом епископами. Относительно первых, т. е. мучеников, не возбуждается никаких сомнений. Они по своим страданиям за Христа являются такими же мучениками, как и иные, почитаемые Церковью, некоторые даже имеются в проверенных русских месяцесловах; и ныне о них упомянуто лишь потому, что они неизвестны большинству мирян, пользующихся лишь краткими месяцесловами и календарями. Таковы, например, святитель Пофин, епископ Лионский и остальные Лионские мученики. Необходимо указать живущим ныне вблизи мест их подвигов и останков святых мощей на те неоценимые духовные сокровища и призвать православную паству к почитанию их. Запад полон подобных мучеников. Еще в первые десятилетия нашего изгнания начались по частным починам паломничества к здешним святыням, но многим они неизвестны доселе, хотя известны другие достопримечательности.

Весьма чтимыми издревле являются мученик Виктор, пострадавший с обращенными им стражами Александром, Фелицианом и Лонгином. Над их гробницами преп. Кассианом Римлянином был создан свой монастырь, в котором [он — составитель] подвизался и почил. В православном месяцеслове имеется несколько мучеников с тем же именем Виктор, но из описаний их страданий видно, что это разные мученики.

Таким же чтимым издревле мучеником является св. Албаний вблизи Лондона; мощи его почивают там доселе, сохранилось подробное описание его подвигов. Упоминается в некоторых церковных памятниках легион св. Маврикия, пострадавший за Христа в горах Швейцарии, подобно дружине Андрея Стратилата на Востоке; сей Маврикий соимёнен другому Маврикию, пострадавшему с сыном Фотиком, но по месту и роду страданий видно, что это разные мученики.

Освятил своею кровию Тулузу и епископов Сотурнин, влачимый за Христа по улицам по улицам города в середине 3 века.

То все те мученики, кровь которых была семенем Христовым, которых Церковь почти ежедневно воспевает в различных «мученических» тропарях и стихирах и о которых так же упоминается там, где процвели и дали плоды семена их крови. Они являются тоже якоже кровьми, как и другим «иже во всем мире мученика» яко багряницею и виссоном украсилась Церковь. Первое монашество на Западе тесно связано с Востоком. Сведения о нем и его основателях сохранились в трудах их учеников или других близких по времени писателей.

Одним из основных духовных рассадников на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что святой Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он сотворил ряд чудес. С монастырем был духовно связан св. Павлиний Ноланский, по указанию которого туда пришел св. Евчерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором здесь сказано раньше. В монастыре том жил некоторое время преп. Кассиан Римлянин, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преп. Кассиан чтится всей всею Православною Церковью, хотя память его и совершается раз в четыре года, в католической церкви считается местно-чтимым, и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви священномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время французской революции. В том же монастыре подвизался св. Викентий Леринский чтимый на Востоке ещё более чем на Западе учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд о священном предании. Через Леринский монастырь с Востоком (От составителя: В то время духовной столицей православного мира был Константинополь, построенный св. равноап. Константином Великим на Востоке) связаны также Англия и Ирландия, т. к. этот монастырь явился духовной опорой просветившего Англию в 6-м веке преп. Августина и его сподвижников, там жил некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с Восточными монастырями в 11-м веке и даже по имеющимся данным некоторое время после падения Рима, разрыва Рима с Востоком.

Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют и доселе, и недавно ( от составителя: 1950-60 гг.) туда было совершено паломничество, оставившее глубокие впечатления на его участников, как и подробное житие св. Коломбы. Последователями преп. Коломба были преп. Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в 7-м веке и послужившие в Галлии и северной Италии утверждению там христианства и защите православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня.

Среди французских преподобных выделяются святые Геновефа и Клодоальд, сокращенно называемый Клуд.

Преподобная Геновефа, родившаяся в 423 году и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и проводила всю жизнь в молитве и крайнем воздержании. В детстве ее призвание провидел св. Герман Оксерский и благословил ее посвятить себя Богу. Духовно она была связана с преподобным Симеоном Столпником, знавшим о ней. Много чудес было совершено ею при жизни, из которых особенно славно спасение своими молитвами города Парижа от Аттилы. Память о том чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Аттила. Святая считается покровительницей Парижа, и ни уничтожение ее мощей в революцию, ни борьба против веры не смогли прекратить этого почитания.

Преподобный Клодоальд был родом из королевской семьи, погибшей во время междоусобиц. Выросши и поняв нищету земной славы, он не захотел домогаться своих прав, принял монашество и проводил строжайшую подвижническую жизнь. Некоторое время пребывал в строжайшем уединении, потом у него образовался монастырь, церковь которого по сей день хранит его мощи.

Бабкой преподобного Клодоальда была святая Клотильда, королева Франции, воспитавшая своего внука. Для Франции она имеет тоже значение, что для Руси св. Ольга и для Чехии св. Людмила, для Римской империи св. равноапостольная Елена. Благодаря ей ее муж Кловис первый окрестился, затем окончательно утвердился в православии. Она своею жизнью, наставлениями и молитвами проповедовала и утверждала христианство во Франции. После смерти супруга проводила жизнь свою в воздержании и заботах об оказавшихся в бедствии. Предупрежденная свыше о своей кончине за тридцать дней она мирно преставилась 3-го июня 533 года. Мощи ее хранились и обносились с крестным ходом до французской революции, когда были сожжены и теперь от них сохранились лишь частицы.

В утверждении христианства во Франции, проповеданном там еще в дни Апостолов, много потрудилось святителей последующих веков одновременно боровшихся с проникавшими туда ересями.

Особенно прославился святой Мартин, епископ Турский. Житие его имеется в Русских четиях-минеях, хотя помещено 12 октября, а не 11 ноября, когда он преставился и когда совершается его память. Учителем его был также всюду чтимый Илларий Пуатьерский.

Св. Мартин, память коего широко чтится, послужил просвещению не только Галии- Франции, но и Ирландии, т. к. Св. Патрикий просветитель ее, был его близким родственником и находился под его духовным влиянием.

Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и подобно св. Мартину святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 461 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости. Среди его современников, также потрудившихся в Ирландии, куда они приезжали для борьбы с пелагианизмом были два столпа церкви в Галии (Франция) святители Герман Оксерский и Лупп Троенский. Оба они прославились неустрашимостью в проповедании и охранении своей паствы от варваров, а также многими чудесами при жизни и после кончины.

Святой Герман Оксерский преставился в 439 году, мощи его хранились нетленными в течение многих веков, пока их не уничтожили кальвинисты. Святой Лупп, о котором в «Иллиотропионе» упоминает св. Иоанн Архиепископ Черниговский (впоследствии Митрополит Тобольский), принял монашество в Леринском монастыре и был тогда под руководством св. Гонората, достойного преемника св. Гонория, основателя той обители. Впоследствии св. Гонорат сделался епископом города Арля, где устроил церковь и был первым епископом св. Трофим, ученик апостола Павла. Св. Лупп же был избран епископом города Тройе, но продолжал вести строго подвижнический образ жизни. Спасши свой город от Аттилы и совершив ряд чудес, он погиб в 479 году. Мощи его хранились до французской революции, когда были сожжены и сохранились лишь небольшие части их.

Столетием позже тех святителей жил св. Герман, епископ Парижский. Из древности дошло его житие, из которого видно, что он отличался благочестием с раннего детства, бывшего весьма для него тяжелым. Принявши монашество в монастыре св. Симфориана, он проводил самую суровую жизнь, значительную своего времени молитве. Прославившись чудесами, он сделался впоследствии епископом Парижа, где продолжал прежний образ жизни, соединив его с трудами пастырскими и милосердия. Предуведомленный свыше в старости о своей кончине, он преставился 28 мая 576 года. Мощи его долго хранились в Париже, теперешнее их местонахождение не удалось установить. Его имя носит существующая поныне церковь, начатая постройкою по его заботам на месте капища Изиды в честь св. мученика Викентия. При нем была также построена церковь в честь святого Германа Оксерского, которого святой весьма чтил и которому подражал. Его деятельность и житие окончательно утвердили христианство во Франции.

В ней просиял целый сонм и подвижников, столпов православия и учителей и учителе благочестия в том краю. Позже началось просвещение христианством северо-восточной Европы. С этим просвещением связаны святительские труды святителя Ансгария, епископа Гамбургского и потом Бременского.

Житие святого Ансгария было описано его учеником архиепископом Римбертом, дошедшее до нашего времени. В семилетнем возрасте он имел видение, призвавшее его служить Богу. Воспитываясь в монастыре, он в 12-ти летнем возрасте он был пострижен. Бывшие ему видения побудили вести строгую подвижническую жизнь, а затем отправиться на проповедь язычникам, обитавшим в Северной Европе. Начав проповедовать на 21-м году жизни с Гамбурга, он затем перешел в Данию, где крестил короля с народом. Оттуда он отправился в Швецию. В 831 святой был посвящен во епископа Гамбургского и всех народов Севера. Проповедь его простирается на Швецию. Данию (древняя Христиания) и польбенских (полабских) славян (нынешняя северная Германия). Он был полон ревности и готов был пострадать за Христа. Скорбел он о том, что не получил венца подвига мученического, но был утешен голосом свыше и мирно отошел ко Господу 3-го февраля 865 года. Свои апостольские труды он соединял с внутренним самоусовершенствованием и временами уходил в уединение. Был полон милосердия, простирая его, где только узнавал о нужде, не ограничиваясь местом. Особенно заботился о переселенцах, вдовах и сиротах.

Св. Ансгарий при жизни совершил много исцелений но по своему смирению считал себя грешником. Добрые дела и чудотворения старался делать втайне. Но благодать Божия, почивавшая на нем, настолько была очевидна, и почитание его было настолько велико, что через 2 года после кончины он уже причисляется к святым и имя его уже имеется в Мартирологах и минеях 870 года. Нетленные мощи его хранились в Гамбурге до реформации, когда были преданы земле и сохранилась лишь часть их. Житие его проявлявшаяся через него сила Божией благодати, как и причисление его ко святым, когда Запад составлял еще часть Вселенской Православной Церкви, не должны оставлять сомнений в том что он святой угодник Божий. Святость св. Ансгария не может быть подвергнута сомнению из-за того, что его имени нет в греческом месяцеслове и богослужебных книгах, и тем отнюдь не определяется отрицание ее Церковью восточной. В греческих месяцесловах не было и доселе нет современников святого Ансгария св. Кирилла и Мефодия, хотя они хорошо были известны в Цареграде (Константинополе).

В различных местах Вселенной праведники одному Богу работали, единым духом водились и купно им прославлены. Волна революций и реформаций уничтожила их мощи на Западе как, дошедши до нашего Отечества, коснулась кощунственно и русских святых. Она пыталась уничтожить их память, как Иулиан Отступник сжигал святые мощи Преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего через них чудеса.

Св. Первомученик Британии Альбаний патриций 

Св. король-мученик Британии Эдвард 
 
 
Указ свт. Иоанна Шанхайского о почитании древних святых Запада

Пребывая в рассеянии в странах, где древле подвизались и прославились своими страданиями или иными подвигами святые угодники, чтимые Православной Христовой Церковью с древних лет, подобает нам достойно почитать их и прибегать к ним, не охладевая в то же время к святым угодникам Божиим, к коим мы прибегали и прежде в молитвах. В различных местах древней Галлии, ныне Франции, и других странах Западной Европы сохранились поныне священные останки мучеников первых веков и последующих, являвшихся исповедниками веры Православной. Призываем о.о. священнослужителей поминать на богослужениях – на литиях и в других молитвах – угодников Божиих, являющихся покровителями того места или страны, где происходит служба, и особенно чтимых, также на отпусте. В частности в пределах Парижа надлежит поминать священномученика Дионисия, преподобную Геновеву, также преподобного Клотуальда, в Лионе – священномученика Иринея, в Марселе – мученика Виктора и преподобного Кассиана, в пределах Тулузы – священномученика Сатурнина, епископа Тулузского, в Туре – святителя Мартина. В случаях неясности и недоумений обращаться к нам за разъяснениями и указаниями. Паству же призывать чтить сих угодников.

Указ № 223, 23 апреля 1953 г.

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.