АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Святитель Иоанн Шанхайский в воспоминаниях очевидцев

Шанхай — Сан-Франциско

Я помню как в 1934 году, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы прибыл Владыка Иоанн из Югославии в Шанхай. Мы его долго ждали. Наш шанхайский архипастырь, Владыка Симон, скончался в 1933 г. Тогда Начальник духовной миссии, Архиепископ Виктор, написал прошение в Синод о назначении нового викарного епископа в Шанхай. Из Синода он получил ответ, что к нам пошлют такого же молитвенника каким был Архиепископ Симон. Долго мы ждали нового архипастыря — день его приезда был большим торжеством для нашего города. Все священнослужители, общественные организации и школьники собрались у кафедрального собора в этот день для встречи Владыки Иоанна. Владыка прибыл, в соборе отслужили краткий молебен, а затем состоялся прием. Помню, как на трапезе Владыка Иоанн, увидев сахар, улыбнулся: “Это так много сахара?” “Да” ответили мы, а он сказал: “У нас это недоступно — нету”. За трапезой Владыка произнес слово.

Первое доброе дело Владыки Иоанна в Шанхае было основание приюта. Владыка собирал детей на улицах города. Сперва нашел 4-х детей, а затем набралось больше. Один богатый человек пожертвовал большой дом на приют. Самому маленькому приютянину было 4 года. С детьми Владыка был очень ласков.

Владыка Иоанн круглый год, ежедневно, совершал Божественную Литургию. Ему сослужил очередной священник. Службы длились очень долго. С приездом Владыки Иоанна, вечером совершались вечерня с повечерием. На повечерии обязательно наперед вычитывались от одного до трех канонов святым. В 6 ч. утра служились полунощница, утреня и Литургия. У Владыки Иоанна слуха не было, однако он заставлял все положенное петь. На вечерне и утрени он стоял с духовенством на клиросе. К духовенству Владыка относился очень строго. Полиелей всегда пелся полностью (т.е, весь псалом). Многим людям не нравилось то, что богослужения длились так долго.

За ежедневными Литургиями Владыке Иоанну прислуживали дети из приюта. Приют находился минут 30 быстрой ходьбы от собора. Когда был дождь, дети приходили в храм босяком и босяком же прислуживали. Владыка Иоанн служил в сандалиях. Он никогда лежа не спал. Он был очень чистоплотный — ежедневно в 4 часа утра принимал холодную ванну, даже зимой.

Помню, что Владыка Иоанн особо почитал дни памяти мучеников. Почему то осталось в памяти, что он любил святого мученика Трифона.

В 1938 году Владыка Иоанн отбыл на Всезарубежный собор в Югославию и перед отъездом получил многочисленные поручения от паствы. На соборе Владыка Иоанн был секретарем и среди поручений были жалобы на него же, которые он спокойно читал.

После Второй мировой войны многие русские эмигранты в Шанхае взяли советские паспорта, в том числе и духовные лица. Начальник миссии, Архиепископ Виктор, принял советский паспорт, а также и старший священнослужитель нашего собора, протопресвитер Михаил Рогожин. Мы с Владыкой Иоанном этому примеру не последовали. Помню, что Владыка Иоанн получил извещение от советского консульства, что в Шанхай прибудет Архиепископ Виктор. Владыка Иоанн созвал все духовенство и на совещании сказал, что не будет встречать Владыку Виктора и мы его поддержали.

По прибытию из Пекина в Шанхай, Архиепископ Виктор, в сопровождении 8-ми комсомольцев, направился к собору, где о. Михаил отслужил молебен. Мы наблюдали за происходящим из церковного дома. На следующий день мне пришлось встретиться с Архиепископом Виктором. Он называл нас “Иоанновцами”. Владыка Виктор мне говорит: “Вы все за Владыку Иоанна”. А я отвечаю: “Да, а Вы знаете почему мы за Владыку Иоанна? Если хотите знать, я Вам скажу. Кто выписал Владыку Иоанна? Вы его направили к нам. После приезда Владыки Иоанна, Вы много раз приезжали сюда и обращаясь к Владыке Иоанну говорили — “Владыка, я уважаю Вас, почитаю Вашу высокую жизнь, управляете Вы хорошо. Также продолжайте, а если священнослужители Вас не слушают, бесприказано их наказывайте”. — Владыка, Вы так говорили? Говорил, — отвечает Владыка Виктор. — Поэтому мы его и слушаем.

А теперь Вы против Владыки Иоанна. Вы теперь советский подданный и с Вами не может быть никакого общения. Я китаец, наше духовенство осталось белым, а Вы советский. Делайте как Вы хотите”...

После эвакуации русских из Шанхая, Владыка Иоанн поехал через Гонконг на Филиппины. Впоследствии Владыка Иоанн был назначен в Бельгию. В Шанхае о. иеромонах Модест, который скончался игуменом на Святой Земле, был близок по духу к Владыке Иоанну, а в Сан-Франциско, о. архимандрит Митрофан был очень преданный Владыке. Ввиду того, что Владыка с утра до вечера был занят, он почти всегда опаздывал на богослужения. Он весь день бегал по больницам и домам. У него не было понятия о времени — часы он не носил. За богослужениями Владыка всегда сам проповедовал, но его было очень трудно понять. Перед проповедью все прислужники выходили на середину храма, чтобы слушать Владыку.

Владыка Иоанн очень любил богослужение и устав. В Шанхае каждый четверг бывало пастырское совещание. Если кто отсутствовал, то Владыка от него требовал раппорт-объяснение. На этих совещаниях больше всего времени уделялось вопросам богослужебным. Владыка спрашивал духовенство особенности некоторых предстоящих служб, проверяя их знания.

Едой Владыка Иоанн совсем не интересовался. Ему готовили еду, но никогда не знали, когда он будет кушать. Чай он любил, но спиртные напитки никогда не пил.

О жизненных делах Владыка Иоанн со мной никогда не говорил — только о духовных вещах. Даже когда были неприятности в Сан-Франциско в связи с постройкой собора, Владыка ни с кем не делился своими переживаниями. В Сан-Франциско паства Владыку любила — он спас всех Шанхайцев-беженцев.

Протопресвитер Илья Вен

Источник

Печать E-mail