АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоуский. Любите друг друга. Жизнеописание

«Не забывайте детишек…Простите меня ради Христа,  да не забывайте

 в своих святых молитвах. Напишите в помянничек…» – завещал приснопамятный

 Преосвященнейший Иона, епископ Ханькоуский, стяжавший своею

сугубо-аскетическою жизнью  и богатейшим опытом общую к себе любовь

 и почитание: «подвигм добрым подвизахся» (2 Тим. 4, 7)

Преосвященный Иона (Покровский), в миру Владимир, родился 17 апреля 1888 г. в Козельском уезде Калужской губернии и рано лишившись родителей по плоти, происходивших из крестьян, был усыновлен неким сельским диаконом Покровским. Весьма благоуспешно окончив духовное училище и Калужскую семинарию, юный Владимир в 1909 г. поступил в Казанскую духовную академию, где он на IIIкурсе принимает ангельский чин с именем Ионы и отправляется в Введенскую Оптину пустынь, где насыщается премудростью от духом горевших старцев – преподобных Иосифа и Анатолия.

Вернулся же он в академию в сане иеромонаха и, окончив ее в 1914 г., стал преподавать Священное Писание в качестве приват-доцента. Но, «как глаз нуждается в руках и других частях тела, так и вера нуждается в деятельной добродетели» (блаж. Феодорит, епископ Кирский), и о. Иона, имея непоколебимую веру, возжелал служить защищавшим Веру, Царя и Отечество наше от врагов во дни I мировой войны, став военным священником, а затем в 1916 г. главным священником 11-ой армии.

В 1918 г., будучи преследуем захватившими власть большевиками, о. Иона выехал из Казани и отправился в Пермь, но там он был нечестивыми богоборцами избит, арестован и отправлен для суда в Тюмень, но по пути, а именно в Тобольской губернии, белым войскам удалось его освободить. Из Тобольска он по Иртышу отправился в Омск, где определением ВЦУ был возведен во игумена с должностию главного священника Южной армии. После поражения последней, он был вынужден покинуть многострадальную Родину через Туркестан и пустыню Гоби, приняв неудобоносимый крест изгнанничества.

Через Западный Китай, игумен Иона приехал в Шанхай, а затем был назначен в Русскую духовную миссию в Пекине, где возводится в архимандрита. В сентябре 1922 г. в том же граде совершилась архиерейская его хиротония во епископа Тяньцзиньского, викария Пекинской миссии с назначением его настоятелем Иннокентиевского миссионерского собора в г. Маньчжурии. Архиереи, участвовавшие в наречении и хиротонии, были: начальник миссии, архиепископ Пекинский Иннокентий, епископы Забайкальский Мелетий и Шанхайский Симон (впоследствии архиепископ Пекинский). Прибыв в Маньчжурию 19 окт.1922 г., новохиротонисанный архипастырь начинает свой святительский подвиг, совершая апостольское хождение в народ ради спасения пасомых и людей, ищущих истинной веры.

Епископ Мелетий (позже митрополит Харбинский) так описывает первые шаги его архипастырской деятельности: «…Население Маньчжурии, как пришлое из разных мест России, в религиозном отношении не было воспитано надлежащим образом. Новый обширный и благолепный храм миссии был посещаем богомольцами в малом количестве, церковная проповедь была в очень слабом виде. Ревностный служитель Церкви Божией и выдающийся проповедник, молодой и энергичный епископ Иона прежде всего взялся за устроение своей паствы в религиозно-нравственном отношении. В своем храме он устанавливает уставное богослужение, заводит прекрасный хор, неустанно проповедует, храм наполняется богомольцами и, наконец, делается тесен. Однако для энергичного епископа Ионы это оказывается недостаточным. Он по приглашению городского совета, преподает также в местной гимназии Закон Божий. Полюбившие его учащиеся, узнав, что сдача экзамена по Закону Божию для них необязательна, заявили о своем желании подвергнуться экзамену по этому предмету, и все обнаруживают хорошие познания»…

Тут Преосвященный Иона основывает и приют, принимая прямое участие в жизни и воспитании детей, как свидетельствует епископ Камчатский Нестор в своем письме детям приюта в Маньчжурии: «Владыка Иона еще с нами, и особенно с вами, дорогие деточки, ибо о вас более всего заботился и помышлял он во время жизни и не оставил вас после смерти. Вспомните его завещание, где он так трогательно, так тепло говорит о вас и почти исключительно о вас…Всего себя отдал епископ Иона делу милосердия, все свое сердце отдал он вам,  этой любовью, этим милосердием устремляясь к Богу, он зовет идти по той же дороге и своих милых детей. Следовать этому призыву, детки, - это единственный способ для вас быть благодарными епископу Ионе за все, что он вам сделал…»

Желая отдохнуть «среди детворы» (как выражался Преосвященный) от многотрудной святительской деятельности, Владыка уходил в любимый им детский приют.

Усердно исполняя заповедь Христову о деятельной любви к ближним, епископ Иона был выдающимся общественным деятелем, заботившимся о благосостоянии и вечном спасении вверенной ему Пастыреначальником паствы. За 3 года пребывания своего на Маньчжурской кафедре им было создано:         

  1. Детский приют, в котором содержались 30 сирот, в возрасте от 5 до 14 лет.
  2. Низшее и Высшее начальные училища, где обучалось безплатно до 500 человек.
  3. Безплатная столовая, ежедневно кормившая 200 человек.
  4. Безплатная амбулатория, выдававшая медицинскую помощь и лекарства беднейшему населению Маньчжурии.

Преосвященсвятитель иона(покровский). епископ ханькоускийный Иона также издавал листки духовно-нравственного содержания и выступал с чтением лекций на Харбинских богословско-философских курсах. Владыка своею образованностью, духовной настроенностью, благотворительной деятельностью и общительностью привлекал людей всех сословий, званий и возрастов. Но, несмотря на все сие, он был необычайно смиренномудр и скромен, как повествует нам И. Крупенин: «А как просто жил владыка Иона! Не верилось, что это «князь Церкви», владыка и господин. Ни поваров, ни кухни у него не было. Питался он весьма скромно и просто. Любимым блюдом его был жареный картофель и черный ржаной хлеб. Одежда и обувь владыки были более чем скромны. Заплаты являлись обычным украшением того и другого. Зачастую портной  сапожник отказывались чинить: заплаты не держались. Но если в жизни был скромен владыка, зато в смерти он явил величие и высоту духа».

Духовная ценность человека определяется не только его жизнью и деятельностью, но и смертью, т.е. тем, как он предает душу свою «в руце Божии». И всемилостивый Господь, «иже праведныя любяй», желая призвать сего Преосвященного в Небесные Свои обители, о которых написано: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1 Кор. 2, 9), написал имя епископа в книге жизни, даровав ему «конец благий».

Свидетелем его последних минут был архиепископ Харбинский Мефодий (позже митрополит): «Прощаясь с болящим, я настойчиво сказал ему несколько раз, что нужно исповедоваться, завтра же я приду к нему с Чашей Св. Даров, тут же стоял врач, дежуривший у постели больного, который на мое предложение сделал утвердительный знак. Тотчас же по моем отбытии, был приглашен духовник. Увидев его, больной Владыка понял, что наступает уже последний момент, и спросил врача: «Неужели уж так скоро мой конец?» Получив утвердительный ответ, болящий стал готовиться к исповеди и Св. Причастию (Владыка получил заражение крови при ангине). Надевая мантию, он сказал:  «Пора собираться». Исповедался и приобщился Св. Таин. Разоблачившись, он сел и напечатал на пишущей машинке   свое предсмертное завещание…Изложив свою последнюю волю, он встал, взял требник и сам прочитал себе канон на исход души. Я стоял сзади и вместе с ним молился, врач только слегка поддерживал его сзади. Прочитав канон, он стал прощаться с присутствующими, которые стояли за занавеской в смежной комнате. Прося прощения, он поклонился всем в ноги и присутствовавшие со слезами на глазах в свою очередь поклонились ему в ноги, прося прощения, и подходили по одному, принимали от него благословение…Благословив всех присутствующих архиерейским благословением, он сел на кровать, велел себя разуть, затем лег на постель и сказал: «Я умираю». Ему дали в руки крест и свечу…Я стал читать отходную. Умирающий все что-то говорил. Когда я прочитал кондак «Душе моя», стал читать икос, внезапно у меня подступили слезы к глазам, в этот момент умиравший испустил последний вздох и скончался…»

святитель иона (покровский), епископ ханькоускийИнтересно отметить, что перед своей кончиной, исповедавшись у духовника о. Алексия, причастившись и написав завещание, владыка велел окружающим клирикам облачить его в епитрахиль и поручи преп. Амвросия Оптинского и указал к погребению одеть его в белое облачение с митрой, полученной им от маньчжурской паствы и похоронить за алтарем рядом с основателем подворья миссии, о. Михеем, которого он за несколько дней до своей кончины отпевал. Архиепископа же Мефодия просил совершить над ним  монашеское отпевание и возложить золотой наперсный крест недавно почившего иеромонаха Михея на о. Павла Шиляева, известного в Китае композитора и церковного регента Иннокентиевского собора. В это время в соборе совершали молебствие о здравии Преосвященного при многолюдном стечении молящихся и детей приюта, о которых Владыка Иона многим напоминал при прощании с пасомыми, говоря: «Не бросайте детишек, берегите их». Перед Владыкой держали иконы Божией Матери (благословения Митрополита Антония), которую он велел положить себе в гроб, и св. евангелиста Иоанна Богослова. И вот, десницею твердо держа св. крест, Владыка изрек последние свои слова: «Простите, молитесь за меня», и тихо преставился от сей кратковременной жизни в  вечноблаженную с Богом. После сего Владыка Мефодий подошел к новопреставленному епископу и закончил чтение канона на исход души.

Отпевание Владыки возглавил архиепископ Харбинский Мефодий с сонмом духовенства при 8 тыс. молящихся (все население г. Маньчжурии в то время было около 10 тыс. человек). С глубокой скорбью и обильными слезами провожала его «в путь всея земли» многолюдная его паства с клиром и детьми горячо любимого им приюта. В соборе во время одной из панихид по епископе Ионе внезапно скончался от разрыва сердца А.Т. Гантимуров, глубоко переживавший скоропостижную кончину Владыки. Накануне 9-го дня был совершен парастас, а в самый день – литургия, после которой было устроено собрание в память Владыки, начавшееся служением заупокойной литии.

Для нас кончина Владыки славна, победоносна и весьма поучительна! Епископ Иона, преподав нам высочайший урок христианской жизни и смерти, напомнил нам благоназидательные слова преп. Ефрема Сирина: «Время покаяния коротко; Царствию же Небесному нет конца!». Владыка, несмотря на свою молодость, всегда готовился к смерти и жизни будущего века, приводя к исполнению душеполезные слова «Пролога в поучениях»: «Настоящая наша жизнь есть поле, в которое мы должны сеять семена, т.е. дела добрые для жизни будущей. Будем сеять, и семена наши возрастут, принесут плоды, и этими плодами, т.е. последствиями от добрых дел, будем наслаждаться в обителях Отца Небесного. Не посеем здесь доброго ничего, ничего хорошего не увидим и в веке грядущем» (22 ноября).

Оставив мир сей «во зле лежащий», Владыка не оставил любви своей к детям, о чем свидетельствует чудо исцеления некоего отрока, страдавшего болезнью ног и видевшего епископа в час его блаженного преставления в сонном видении, при котором приснопамятный Владыка сказал: «На… возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои отдай мне!» Об исцеленном отроке повествует покойный прот. Николай Киклович, клирик Харбинской епархии: «Со смертью не прекратилась эта любовь и чувство уважения к нему, а наоборот, еще больше стали любить и почитать его, но уже не как обыкновенного смертного человека, а как угодника Божия, что особенно сказалось на деле после исцеления Владыкой больного отрока Нколая, которому медицина не в силах была оказать помощь и отказалась от него совершенно (мальчика лечил в самом начале болезни врач В.В. Ляпустин, лечивший и Владыку - сост.). Вот в эту то минуту, когда человеческая помощь оказалась безсильной помочь страждущему человеку, и семья эта впала в отчаяние за будущее этого отрока, тогда-то и явилась на помощь страждущему сила Божия в лице новопреставленного Владыки Ионы. Месяц тому назад, пишущему эти строки, исцеленный в ночь и час кончины Владыки Ионы отрок, а ныне мужчина цветущего вида 27 лет Николай, женатый, имеет двух дочерей-отроковиц, свой дом, занимается своим хозяйством, подробно поведал у себя на квартире о своем исцелении. После чудесного видения только скончавшегося Владыки Ионы, он тут же проснувшись, встал в ночи совершенно здоровым, отбросил свои костыли и начал в полночное время ходить по комнате».

Летом 1994 г., в Кургане, в преклонных летах скончался Николай Дергачев, проживавший некоторое время в г. Кустанае, где его в 1989 г. посетил А. Бакшеев, почитатель святителя, харбинец, ныне проживающий в Австралии: «…Я разыскал этого мальчика, жил он в благоустроенной квартире, беседовал с ним. Получилось как в сказке или как чудо. Живя в Китае, мы читали эту книжечку о Владыке и ни как не думали, что придется встретить этого мальчика. Я взял у него портрет епископа Ионы…Он в раме и висит около икон. И я молюсь ему как святому».

Через несколько лет по благословенной кончине епископа Ионы вышел специальный сборник описаний различных случаев благодатной помощи, являющих чудодейственную Божию силу, заступлением и предстательством святителя преизобильно изливаемую на прибегающих с верою и любовью к его молитвенному ходатайству у престола Господа Славы.

И вот, многие бывшие питомцы детского приюта и духовные чада Владыки возжелали обрести его всечестные останки и совершить их открытие  перенесение в Св.-Троицкий монастырь в Джорданвилле, дабы они стали предметом благоговейного чествования от всех усердно и единодушно чтущих память этого святителя и чудотворца. В феврале 1994 г. В.И.Уфаев, тщанием «Общества бывших маньчжурцев», отправился в Китай, где добился разрешения властей на вывоз честных останков. Предварительно, живущей в Харбине рабой Божией Валентиной Хан была проведена большая подготовительная работа по поиску места захоронения Святителя Ионы. В июле месяце, в день Великого Князя Владимира (имя покойного Владыки в миру), он приступил к проведению раскопок на месте погребения у алтарной стены взорванного в 1964 г. Иннокентиевского собора. Мощи, к сожалению, не были обретены, повидимому, они были уничтожены при взрыве храма, камни которого были разобраны населением. На II своей сессии 10/23 ноября 1994 г. Архиерейский Собор нашей Русской Православной Церкви Заграницей, выслушав с большим вниманием доклад Архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония о попытках «Общества бывших маньчжурцев», ныне проживающих в Сан-Франциско, обрести останки епископа Ионы, постановил: «Передать маньчжурцам благословение от Архиерейского Собора и похвалить их ревность и преданность памяти святителя Ионы и благодарить их за старания найти его останки». На последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в сентябре с.г. постановили совершить его церковное прославление 7/20 октября 1996 г.

Завершим сие краткое повествование словами митрополита Харбинского Мелетия: «Преосвященный Иона выполнил самую главную заповедь Христову: голодного накормил, жаждущего напоил, странствующего принял, нагого одел, больного посетил, делая все это нуждающимся братиям, он через них делал угодное Господу Иисусу Христу, от Которого да услышит сладчайший глас: «Благий и верный рабе, прииди и наследуй уготованную тебе обитель у Отца Моего»!

Молитвами же его да поможет нам Господь, дивный во святых Своих, исполнить главный завет новопрославленного святителя – любить друг друга.

И тогда мы сможем называться его почитателям, ибо, как некогда изрек божественный Златоуст, «истинное почитание святого есть подражание ему.

В Троице покланяемому Богу нашему, давшему нам нового ходатая у престола Своего, славу, благодарение и поклонение возсылаем, во веки веков. Аминь.

Источник: «Православная Русь», 1996, №21 (1570, 1/14 ноября, сс.3-5.

Святитель иона (покровский), епископ ханькоуский

Тропарь и кондак Святителю Ионе, Епископу Ханькоускому

Тропарь, глас 4-й:

Пастырь добрый был еси русским людем,/ пристанище обретшим во чуждей стране,/ всяко наставляя их,/ наипаче же любви Христовой,/ образ любве нелицемерныя во всем показуя,/ темже, святителю отче Ионо,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3-й:

Детем не возбранил еси приходити к тебе, богоблаженне,/ пекийся о насущных их,/ и храмину им создал еси,/ по кончине же твоей их не оставил еси,/ отрока бо разслабленна в сонном видении исцелив,/ сего ради вопием ти:// Радуйся, чудодейственниче, Ионо преславне. 

                Молитва иже во Святых отцу нашему Ионе, епископу Ханькоускому

О, преблаженне Ионо, подвижниче предивный и о нас к Богу молитвенниче непрестанный! Саном архиерейства почтен быв, ко Христу дивную любовь показал еси и благодатию Его на труды и подвиги укрепился еси, пастве же твоей и отроком послужил еси, сего ради, еще сый на земли, велие к Троице дерзновение имел еси; егда  же о предстоящей нечаянной кончине своей весть от врача приял еси, ко Господу с верою и смиренною молитвою притекл еси, волю Божию приемля, таже скорбя о пастве, паче же о детех, Господа просил еси не оставити их сирых; ныне же прибегающии к теплому предстательству твоему, прилежно молим тя: оком благосердым любве твоея воззри на нас грешных, помощи твоея требующих: верныя в ревности поддержи, борющияся со страстьми в подвизех укрепи, ленивыя ко исправлению скоро подвигни: всем же нам вкупе, якоже заповедал еси наипаче блюсти заповедь Христову, еже любити друг друга, помози и посещения благодати Святаго Духа испроси. Да, вся наставления твоя храняще, сподобимся и мы Царствие Христово наследити и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.