АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архиепископ Никон (Рклицкий): Преподобный Иов Почаевский

 Преподобный Иов родился в Галиции, в пределах Покутья, около 1550 года, происходил он из галицкорусских дворян. С ранних лет начал он обнаруживать склонность к духовной жизни и на 10 году от рождения тайно ушел от своих родителей в соседний Угорницкий монастырь Преображения Господня; на 12 году жизни он был пострижен в монахи с именем Иова, а когда ему было 30 лет, он был посвящен в иеромонахи и вскоре после этого принял схиму с именем Иоанна.

В то же время на него обратил внимание ревностный тогдашний поборник православия князь Константин Острожский, по усиленной просьбе которого Иов был переведен из монастыря Угорницк в Крестный монастырь на Волыни в г. Дубно. Это было около 1582 года. Вскоре Дубенские иноки выбрали его своим игуменом, и в этом звании он подвизался около 20 лет, ревностно устраивая свою братию, подвергавшуюся влиянию унии и латинства и оберегая Православную Церковь от иезуитской пропаганды и от насилия униатов.

Пользуясь покровительством князя Константина Острожского, преп. Иов заботился о распространении православных книг среди народа и для этой цели держал в своем монастыре искусных переводчиков и писцов и по свидетельству составителя его жития, ученика его Досифея «писанием таковых книг упражняшеся», справедливо находя, что подобные книги в те времена составляли единственную опору для православных против латинских притязаний.

Однако, преследуемый униатами, он должен был около 1604 года оставить Дубненскую обитель, после кончины его покровителя и защитника кн. Острожского и тайно удалиться на Почаевскую гору. Почаевские подвижники, почувствовав в пришельце высокую нравственную силу и, вероятно, ранее еще о нем осведомленные, единодушно избрали его игуменом своего устрояемого на новых началах общежития.

Совершая духовные подвиги, преп. Иов в то же время быстро расширил имущественное благосостояние монастыря. Святостью своей жизни, примерным благочестием и соответствующими наставлениями он сделал то, что многие из соседних помещиков, еще не склонившихся к унии, сделали значительные пожертвования обители.

Особенно много сделали для обители супруги из соседнего м. Бережец — дворяне Феодор и Ева Домашевские. Они на свои средства в 1649 году построили над самою скалою с живоносною Стопою Пресвятой Богородицы большую каменную Св. Троицкую церковь. В этой церкви 23 июля 1675 года, во всё время осады Почаевской обители турками, над ней явилась Пресвятая Богородица в необычном сиянии с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. На украшение этого храма Домашевские пожертвовали свои фамильные сокровища, состоявшие из золотых и серебряных вещей и других драгоценностей. После освящения этой церкви в нее перенесена была чудотворная икона Божией Матери, и по древне-православному обычаю поставлена была в иконостасе над царскими вратами. В то же время Домашевские для поддержания обители на будущее время пожертвовали значительный капитал в 33 тысячи злотых, за что иноки должны были похоронить их в новосозданном храме св. Троицы. После этого монастырь увеличился и преп. Иов продолжал ревностную борьбу с врагами Православия в своих проповедях и заботился о распространении книг. Однако, с кончиной Анны Гойской для обители наступили трудные времена, так как обитель подвергалась гонению со стороны наследников Гойской, которые разграбили монастырское имущество и даже похитили чудотворную икону Божией Матери. Преподобный Иов должен был судиться с ними около 25 лет и, наконец, после больших трудов, он добился того, что самая икона и значительная часть разграбленного имущества возвращены были монастырю.

1 мая 1626 года преп. Иов Почаевский послал царю Михаилу Феодоровичу Романову письмо, в котором указывал на нищету обители, на пожар, уничтоживший церковное имущество, дарованное Московскими царями, жаловался на множество противников благочестия, умаления сынов Церкви православной и просил царя Михаила Феодоровича помочь в деле украшения обители. Преп. Иов в своем письме говорил, что православные христиане в «Лядской стране» молятся о том, чтобы Московский царь их всех объединил под своею державою. Подлинник этого письма хранился в Московском архиве, а Почаевская Лавра впоследствии сняла с подлинника фотографию.

Впоследствии об этом письме упоминал архиепископ Антоний в своем слове «О божественном промышлении над Русской землею, явленном в событиях при воцарении Дома Романовых», сказанном в связи с предстоявшим в 1913 году праздновании 300-летия царствования Дома Романовых.

Преп. Иов не только ревностно заботился о своей обители, но и чутко отзывался на все события в жизни православной Церкви на Западе России. В 1628 году он принимал деятельное участие в происходившем в Киеве под председательством митрополита Иова Борецкого соборе, на котором 15 августа 1628 года было издано Синодальное решение, в котором все бывшие на соборе заявили, что они «твердо стоят в православной восточной вере, не мыслят об отступлении в унию и под клятвою обещаются не уступать и к тому увещевают весь православный народ». В числе прочих это заявление подписал и преп. Иов по своему схимническому имени: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Не менее замечательна была и внутренняя религиозно-нравственная жизнь преп. Иова. В Почаевской Лавре сохранилась природная каменная пещера, где преп. Иов проводил целые дни, а иногда и недели без пищи и воды, предаваясь богомыслию и молитве. Составитель жития его, Досифей, присоединяет к этому. Что от долгих неустанных стояний на молитвах ноги у преподобного отекали так, что покрывались язвами. В то же время Иов любил заниматься и физическим трудом: садил и прививал деревья в монастырских садах, чистил садовые дорожки. Он выкопал сохранившиеся до сего времени, находящиеся к западу от Лавры два больших пруда.

В 1646 году помещица соседнего села Ирина Ярмолинская пожелала устроить в своем имении монастырь во имя  Иоанна Милостивого. Для этого она составила завещание и на этом завещании просила подписаться своего духовника, преп. Иова, который подписался здесь так: «Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный и проч…»  

21 октября 1651 года, спустя четыре месяца после поражения Хмельницкого под Берестечком, Иов имел откровение, что через семь дней он должен скончаться.

28 октября Преподобный отслужил литургию и, по окончании её, «воздав последнее целование братии», мирно отошел ко Господу. Он был погребен в южном саду, у так называемой Радзивилловской дороги. Спустя семь лет после этого, митрополит Киевский Дионисий Болобан, вследствие бывшего ему откровения, прибыл в Почаево и здесь, освидетельствовавши мощи Преподобного и найдя их нетленными, открыл их для всеобщего почитания.

Особенности жития преподобного Иова впоследствии нашли себе отражение в службе и акафисте, составленных владыкой Антонием в честь преподобного Иова.

Источник: Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. т. II. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии. г. Нью-Йорк,1957 г., сс. 259-262.

Сверено с оригиналом

Печать E-mail