АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУ

Путь к церковному миру

Слово при открытии Епархиального Съезда 1935 г.

Преосвященнейший Владыко, Всечестные Отцы и Братья-Делегаты и все почтенные гости! Приветствую Ваше Высокое Собрание и молю Бога, чтобы Он, Милосердный и Премудрый, не оставил нас в этот ответственный момент, но помог нам по христианской любви и по Его Божией правде решить поставленные нам сегодня вопросы..

Я вижу здесь многих, прибывших из дальних городов — Детройта, Питтсбурга, Монреаля, Чикаго и др. Важность дела и любовь к св. Церкви и Русскому Народу побудили Вас преодолеть все трудности далекого пути и затратить, может быть, последние средства, чтобы явиться сюда.

Также собираются, не смотря на все трудности и затраты, отцы и братья-депутаты с Тихоокеанского побережья — в Сан-Франциско и с Западной Канады — в Эдмонтоне, для решения тех же фундаментальных вопросов и для свидетельствования своей живой веры.

А вопросы пред нами поставлены, именно, фундаментальные, первостепенной важности, роковые. От решения их зависит все дальнейшее направление нашей церковной жизни.

Сегодня — день памятный, роковой, кардинальный.

Самое главное при решении этих вопросов взять правильную меру, верное направление.

Будем мудры, чтобы справедливыми мерами, — каноном — подойти к решению. Ошибка на один градус — к погибели.

Здесь, перед престолом, я свидетельствую, как я смотрю на предстоящую нам задачу.

Вот уже было несколько попыток разрешить эти поставленные перед нами вопросы: как устроить теперь после революции нашу Церковь, водворить в ней мир и созидательную работу и явить её силу.

Вам, конечно, известно, как многие решили зтот вопрос в большевицкой неволе. Сначала оттуда писали за границу к нам на волю: «мы не можем руководить отсюда вашей церковной работой, — организуйтесь сами и устройте свою временную центральную власть».

Последнее письмо, написанное оттуда с такой искренностью, заканчивается, приблизительно, так: «Друг мой и учитель! нет, разве только на том свете мы увидимся и скажем друг другу то, что у нас на душе» (м. Сергий м-ту Антонию).

Это был, как бы, надгробный памятник, поставленный невыдержавшим испытания маловерием над Россией и Русской Церковью.

После того последовали требования лояльности и прещения. Не хватило веры в Божий Промысел и в Божие к нам милосердие. Поставили крест над святой Русью и поспешили приспособиться к давившей со всех сторон большевицкой действительности.

Что же? И нам здесь ориентироваться на «смерть святой Руси»? Нет, да не будет! Для нас Россия и Русская Церковь живы, как жив Господь Бог наш. И если здесь, в свободной Америке, предпринимаются попытки решать церковные вопросы, ориентируясь на большевиков, то это можно объяснить — разве только психическими особенностями поборников большевицкой ориентации.

Мы же с вами, слава Богу, психически нормальны, и нам с такими радетелями о Матери Церкви не по пути. Этим нас не искусишь.

Есть другое, более тонкое искушение, которое — признаюсь — едва и меня не увлекло.

Страшная катастрофа, постигшая Россию, очень напоминает падение Цареграда и Византии. Эти исторические параллели могут увлечь далеко с исторического пути на путь сепаратизма:

«Россия — де, пала, мы в Америке — её наследники — поведем церковное дело самостоятельно. Нам не нужно никакого объединения с прочими частями, никаких санкций и утверждений, никакого всезаграничного Церковного Центра, никакого подчинения и контроля. Третий Рим — Москва пал, — мы, американцы, здесь возьмем в свои руки власть и вырастем в четвертый». Но ... избави нас от лукавого.

По существу, это — та же ориентировка на надгробный крест умершей России, как и большевицкая, плюс — гибельный сепаратизм и присвоение общего достояния. Да сохранит нас Господь от этой повальной заразы нашего темного безвременья.

Если бы даже и была доля правды в той параллели современной России с павшей Византией, если бы за грехи Господь и покарал наш народ на долгие годы, как когда-то евреев на 70 лет Вавилонского плена, — то и тогда мы еще с тем большим состраданием и старательностью должны собрать все оставшиеся на свободе от большевиков частички нашей Церкви не в одной только Америке, но и в Китае, Маньчжурии и Корее, по Балканам и Западной Европе, по Африке, Южной Америке и Австралии — по всему свету, и соединить их в один организм, в один священный пламень, и беречь его, как семя и надежду будущего возрождения.

Так поступил когда-то великий пророк Иеремия после разрушения врагами Иерусалима и храма. Он собрал разбросанные врагами с жертвенника еще дымившиеся полена, соединил их в один костер, вздул священный огонь и положил тот огонь в сокровенное место (кладезь глубокий). Там тот священный, негасимый огонь поддерживался, тлел, пока праведный Ездра не вынес его вновь на жертвенник в возобновленном храме Иерусалимском (2 Макк. I, 19-32).

Сохраните же и вы, Отцы и Братья, собравшиеся во едино, огонь русской веры и Церкви, пока не пройдет лихолетье, пока не пошлет Господь отрады и нашей страждущей Русской Земле. Но я не смотрю так мрачно на нынешнее состояние нашей Церкви и Народа. Мне предносится другой, современный, полный бодрости и надежд пример, и я рекомендовал бы вашему высокому собранию ориентироваться именно на него.

Вот теперь обе несговорившияся русские юрисдикции с большим упованием взирают на Сербскую Церковь и Её первоиерарха — Патриарха Варнаву: одни — требуя через него все новых и новых уступок и отступлений от церковной дисциплины, другие — с терпением и надеждой ожидая, что у него окажется такое же мерило и к воспитавшей его Русской Церкви, какое он применяет к своей родной — Сербской.

Сколько лет у нас продолжается разделение церковное? — 8, ну, 10 лет. Еще не успели за это время у вас, Отцы и Братья, даже поседеть волосы. А вот у сербов разделение церковное длилось более 300 лет, через десять поколений! Кто нас разделил? — Не знаю. Думаю, русское недомыслие. А для того, чтобы сербов разделить, работали турки, греки и особенно немцы. Выработана была целая система, воспитаны были целые кадры работников для раздувания вражды, для углубления розни.

Но вот, после великой войны сошлись сербские епископы из-под Турции, из-под Греции, с Сербского Королевства, из Черногории, из Карловацкой Патриархии, из Босно — Герцоговинской автокефальной и Далмацийской автономной церквей ... Семь юрисдикций, семь школ, семеь уставов и укладов церковных. И через все эти старательно поставленные врагами препоны и рогатки подали сербские епископы друг другу руку и сказали: преодолеем трехсотлетнее разделение и будем одной Сербской Церковью.

И избрали они тогда, как знамя объединения, самого старейшего из своей среды Кир Димитрия в патриархи. Нужно было употребить целых десять лет упорного труда под мудрым руководством нынешнего Патриарха, а тогда митрополита Скоплянского Варнавы для консолидации этих семи частей Сербской Церкви.

А каким почетом и послушанием окружили сербы первого своего очень уж престарелого (85 лет) патриарха Димитрия! Он был для них чича, дедушка, знамя единства, и ему не замечали и прощали все немощи его старости.

А какая преданность закону и дисциплине! Даже митрополиты, если они мешали достижению намеченного единства, лишались кафедры и посылались в монастырь (Иларион).

И вот теперь — единая, консолидированная в своих, некогда разрозненных частях Сербская Церковь. Верим, что этот опыт наших братьев сербов воодушевит и нас, поможет и нам прийти к единству, организованности и дисциплине Русской Заграничной Церкви.

Итак, Отцы и Братья, с твердой верой в возрождение Русской Церкви и Русского Народа, не по большевицкой ориентации на надгробный крест погребенной ими России, и не в сепаратистической погоне за призраком четвертого Рима, но по твердым следам братьев сербов наметим себе путь к заветной цели: к единой, дисциплинированной Русской Зарубежной Церкви.

По благословению Собора Архиереев Русской Заграничной Церкви и председателя его Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого, объявляю Съезд открытым с основной и столь необходимой ныне целью: защитить единство Русской Зарубежной Церкви.

Будем помнить, что мы собрались в храме, собрались после Божественной Литургии.

Пусть это наше заседание будет для нас как бы продолжением священнодействия. И пусть ни одно жестокое, укорительное слово не изойдет из уст наших. Но в благости, смирении и христианской любви приступим к обсуждению поставленных на программе вопросов, чтобы помог нам Господь мира и единения достигнуть столь желанного церковного мира, любви и порядка.

19 марта 1935г.

Архиепископ Виталий (Максименко)

Мотивы моей жизни. 1955.

Иерархи Северо-Американской митрополии в конце 1930-х. Сидят: архиепископ Адам (Филипповский), митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко); Стоят: епископ Макарий (Ильинский), епископ Леонтий (Туркевич), епископ Иероним (Чернов), епископ Арсений (Чаговец), епископ Вениамин (Басалыга)

Печать E-mail

Комментарии   

# Доклад Владыки Виталия...Протоиерей Евгений 23.10.2015 10:50
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ДО И ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ, ДОКЛАД ЕПАРХИАЛЬНОМУ СЪЕЗДУ
19 марта 1935 г. в Бруклине Н.-Й.


Преосвященнейши й Владыко, всечестные отцы и братья делегаты!
Я должен сделать Вам доклад о современном состоянии Русской Православной Церкви заграницей и в Америке. Трудная и широкая это тема и вряд ли можно ее исчерпать в получасовой речи. Но тема эта написана мукою и кровью Православного Русского народа, так что если бы я чего не досказал, Вам дополнит то Ваша Русская душа и сострадательное сердце.

1. Русская Православная Церковь перед войною.
Вы помните эту нашу Родную Величественную Матерь-Русскую Церковь, как она стояла до войны? На шестую часть вселенной раскинулась. Более 100 миллионов членов. Сколько она племен и народов слила воедино с русским народом! Какое господственное ее положение было в Христианском мире! Она оказывала высокое покровительство и помощь вселенским Патриархам, славянским и прочим православным церквам. 115 епархий, огромные миссии в Китае, Америке, Японии, Корее, Персии, Иерусалиме. 160 архиереев, более пятидесяти тысяч подготовленных священнослужите лей, еще более церквей, 1000 монастырей. Более 50 000 иночествующих. 4 академии, 80 семинарий, 2,5 миллиона учащихся в церковных школах. Расцвет православной богословской науки. Огромное, церковное издательство. Благолепнейшие храмы, небоподобные богослужения. Сонм святых и праведников, возшедших в Церковь торжествующую на небе и сияющих своими высокими примерами для церкви Русской воинствующей на земле. А эти торжества веры в Чернигове, Сарове, Белграде, когда среди несметного множества верующих как бы само небо сходило на землю, и повторялись знамения и чудеса времен евангельских!.. И как бы последний торжественный акт, последнее перед катастрофой напутственное завещание - Московский Собор 1917-1918 гг. с святейшим Патриархом во главе, с мудрыми и дальновидными церковными постановлениями.

2. Катастрофа 1917-18 гг.
И вот катастрофа 1917-18 гг. Мы все ее помним. Она выжжена огнем страшных терзаний и мук в каждой русской душе. С какой страшной силой и ожесточением обрушился тогда III-й интернационал на Русскую Православную Церковь! Кощунства, осквернение святынь, разграбление церквей, пытки, мучения, расстрелы верующих православных, начиная от первосвятителей и кончая простолюдинами и женщинами. Сотни тысяч, миллионы мучеников и исповедников воссияли тогда небесным светом в диадеме Русской Церкви. Нет, и в первые века христианства не было таких страшных мук и не просияло столько мучеников и исповедников, как в те дни в Русской Церкви.
Я вспомню только два случая, что пояснит крепость веры и величие подвигов тех дней.
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир. Помню, я с ним служил последнюю литургию в Великой Церкви Киево-Печерской Лавры. Не успел я возвратиться в свой монастырек, как донеслась весть о его мученической кончине. За ним ночью пришли большевики. Он одел клобук и панагию, потом шубу и, уходя, тихо сказал келейнику: "Скажи братии, пусть помолятся за упокой души моей". Он знал, куда его ведут, и шел спокойно, твердый духом. На утро его нашли истерзанным и во многих местах простреленным на крепостных валах.
Или вот молодой еще Митрополит Вениамин. Его после пыток вывели на смерть. Последние слова его были: "Моя душа принадлежит Богу, любовь моя - русскому православному народу, а тело мое - возьмите, делайте с ним, что хотите".
Сколько лет продолжается это ожесточенное мучительство! Одни не выдержали, приспособились, сдались на милость врагов. Другие ушли в катакомбы и ждут Божией отрады и нашей помощи отсюда, со свободы.
На самый центр, на массив Церкви навалил всею тяжестью безбожный большевизм и смертельно прижал ее к земле. Не забывайте, Отцы и братия, этих смертельно утесненных. Аще забуду тебя, Родная мать - Церковь Русская, забвена буди десница моя!..

3. Разгром окраин.
Центр, массив Церкви Русской смертельно притиснут, придавлен навалившимся большевизмом. Но остались свободными периферии, окраины: на Дальнем Востоке, в Прибалтике, в Польше, Румынии. Увы, они тоже подверглись страшному разграблению: истощайте, истощайте до основания ее!..
В Финляндии - изгнан православный архиепископ, приходы переведены на новый стиль, славный монастырь Валаамский разгромлен. Эта часть Русской Церкви оторвана и объявлена автокефальной.
Тоже в Латвии и Эстонии, где также объявлены автокефалии и разгромлен древний Печерский монастырь.
Тоже и в Польше: оторван 6-миллионный Русский народ от Русской Церкви, объявлена автокефалия Польской Церкви, а русский народ переименован и перерабатываетс я в украинцев. 750 православных церквей и святую Почаевскую Лавру добивались отобрать у православных католики.
В Бессарабии, попавшей под Румынию, двухмиллионный православный народ тоже лишен прав, переведен на новый стиль и румынское богослужение. Все русское подвергается гонению, русские священники предаются суду, сажаются в тюрьмы, с них снимают духовную одежду-рясу и отрезают им бороды и волосы.
Еще тяжелее положение на Афоне, попавшем под Греческую власть. Там в русские монастыри никого не пускают и ждут, пока перемрут старые русские монахи, чтобы завладеть Русскими монастырями и их ценностями.

4. Зарубежная Русская Церковь.
Что же осталось еще после такой катастрофы в России и разграбления на окраинах?
Осталось коренное население Русское на Дальнем Востоке, осталась свободной бывшая подъяремная Русь (до 5-ти мил.), ныне пробуждающаяся и желающая войти в общерусскую семью. Осталось до 3-х миллионов русской эмиграции - ум и воля русского народа.
В частности - вот краткий очерк Зарубежной Русской Церкви.
В Югославии - многочисленная русская эмиграция, организовавшаяс я в русские приходы. Ими управлял м. Антоний Киевский и Галицкий и при нем Синод.
В Болгарии эмигрантские приходы управлялись Архиепископом Серафимом. Там же Архиепископ Дамиан вел пастырское училище.
В Иерусалиме и Палестине - значительные владения Русской Церкви и эмигрантские приходы возглавлял Анастасий, архиепископ Кишиневский, теперь архимандрит Димитрий. В Персии Миссией и эмигрантскими приходами ведал начальник Миссии архимандрит Виталий, а ныне - Серафим.
Все вышеперечисленн ые епархии, миссии, приходы и епископы всецело входят в Русскую Заграничную Церковь и подчиняются Собору Заграничных Архиереев и избранному им Синоду.
В Западной Европе до 1926 г. тоже все церковные русские образования подчинялись Всезаграничному Собору и Синоду, но теперь существует там две юрисдикции. Одни приходы подчинялись м. Евлогию, его викариям: архиеп. Владимиру (Ницца), Сергию (Прага), Александру (Брюссель) и Иоанну (Париж). Другие приходы остались по-прежнему под ведением Собора и Синода.
Тоже и в Америке после 1928 года: одни остались под ведением Собора и Синода: Архиепископы Тихон, Виталий, Иоасаф, Феодосий. Другие - организовались в так называемую Платоновскую юрисдикцию. Особо стоит архиеп. Адам, возглавляющий приходы бывшей подъяремной Руси.
Правда, Америка своей свободой или своеволием перещеголяла все страны: здесь и большевистская юрисдикция с экзархом Вениамином и еп. Антонином, и живоцерковная с Кедровским, и украинцы-самосв яты и жуковцы. Но все это - не созидательные, а разлагающие образования, и в счет их не будем брать.

5. О юрисдикциях.
Юрисдикции, сепаратизм - это болезнь, которою должна была переболеть после революции наша церковь.
Самым типичным выражением этой болезни является "украинская церковь", где политические мотивы поставлены выше религиозных, и в жертву политике принесено все предание и уклад церковный.
Но и каждая юрисдикция имеет такие же болезнетворные, крайние элементы.
Мне представляется эта болезнь вроде тифа, когда поражается все тело, и должны переболеть вся кровь и все частички тела. Но, слава Богу, как после тифа в теле человеческом, так и у нас в церковном теле пошло уже на выздоровление, на объединение. Я разумею юрисдикции Соборную, Платоновскую и Адамовскую.
Мы должны в каждой из них увидеть ту правду, которой она сильна.
Адамовская группа - это представители Подъяремной Руси. Они прошли долгую и тяжелую школу. Они сильны числом и сплоченностью. Их время настало: как живой отпрыск от корня, пробиваются они наверх, может быть, скривившись под тяжестью старых листьев и веток. Но если они поймут свою роль в общерусском теле, то и к ним будет приложимо евангельское - "и будут последнии первии". Здоровому и жизненному их стремлению нужно давать дорогу.
Платоновцы. Какие бы ни были ошибки в прошлом, забудем их. Но за ними до 200 сорганизованных приходов, кадры старого духовенства, школы, братства, приспособленнос ть к условиям Американской жизни.
Их потребность в местной автономии законна; в будущем, может быть, если они уразумеют знамения времени и изберут правильный путь, за ними гегемония. Но они должны быть в органическом единстве с прочими частями Зарубежной Русской Церкви и иметь один общий для всех административны й и апелляционный центр.
Соборяне: может быть, числом они и слабы, но за ними историческая правда и знамение времени: "органическое единство всей Русской Зарубежной Церкви".
Мы собрались здесь, чтобы найти путь к объединению этих трех здоровых частей местной Русской Церкви. Пути эти и я, и вы предуказывали. Но от крайностей я хотел бы предостеречь всех нас. Не будем вдаваться в детали. Предоставим это старшим и опытнейшим в нашей церкви. Сами же будем искренно и настойчиво просить и даже, как сказали здесь представители казачества, требовать, чтобы это объединение и мир были выполнены.
Не так ли это и по суждению здорового разума? Мы, воины церкви воинствующей, возьмем пример от сынов века сего. Ну, если бы разбита была армия, а осталось от нее только 4 полка. Что бы они? Так и боролись дальше против общего врага наразно, каждый самостоятельно? Или поспешили бы объединиться в корпус или дивизию и иметь общий штаб, от него получать руководство, директивы?
Так поучимся сыны света у сынов века сего. Пусть и у нас будет на местах автономия применительно к местным условиям, но в то же время для общего руководства да будет у нас общий крепкий административны й и апелляционный центр.
Таков намечается путь. Его нужно признать правильным, но идти по нему должно со всею осторожностью, чтобы, чуть уклонившись, не попасть в пропасть, зияющую по одну и другую сторону.
Под покровительство м и при поддержке Сербского Патриарха организуемся в единую Русскую Зарубежную Церковь с автономией и широкой инициативой на местах, но с крепким административны м и апелляционным органом в центре и с высшей властью и представительст вом в лице всезаграничного Собора и Синода Русской Церкви.
Вот что я хотел сказать Вам, как мое личное глубокое убеждение. Детали же в осуществлении сего предоставим старейшим и опытнейшим нас строителям нашей Церкви.
Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь, в ту русскую единую святую соборную и апостольскую Церковь, в которой я родился и в которой буду помирать.
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 21.10.2015 19:21
Владыка, как бы обращается к нам, ныне живущим: иерархам, священнослужите лям и мирянам. А прошло ведь почти 80 лет с того Епархиального Съезда.
Те же проблемы: как существовать той части Зарубежной Церкви, которая не пошла на соединение с Московской Патриархией. Про посулы и угрозы митр.Сергия промолчу (Митр.Иллариона в наше время). А вот как "водворить (в наших "осколках") мир и созидательную работу и явить ее силу" можно прислушаться и сейчас.
Удивительно, уже тогда, среди иерархов, духовенства и мирян бытовало мнение о "смерти святой Руси". Существует ли среди нас такое мнение - да! Предпринимались ли попытки решить церковные вопросы, в последнее время, оглядываясь на это мнение - да! Но Владыка, сразу изгоняет из наших умов: "нет, да не будет! Для нас Россия и Русская Церковь живы..." И тут же дает оценку такому мнению или верней ставит диагноз - "разве только психически не нормальные..." могут так писать и думать! И продолжает, что с такими "радетелями" нам не по пути.
Это, что касается "святой Руси".
А церковное единство? Здесь, увы, еще хуже.
После 2000 года, сколько сказало, что РПЦЗ больше не существует? РПЦЗ пала, мы — ее наследники — поведем церковное дело самостоятельно. Нам не нужно никакого объединения с прочими частями, никаких санкций и утверждений, никакого всезаграничного Церковного Центра, никакого подчинения и контроля.
И опять слышим кроткий ответ Владыки: "Но ... избави нас от лукавого" и продолжает, по существу, это — та же ориентировка на надгробный крест умершей РПЦЗ, как и большевицкая, плюс — гибельный сепаратизм и присвоение общего достояния. Да сохранит нас Господь от этой повальной заразы нашего..." времени.
И какой хороший наказ нашим «осколкам»: "Сохраните же и вы, Отцы и Братья, собравши в едино, огонь русской веры и Церкви, пока не пройдет лихолетье, пока не пошлет Господь отрады и нашей страждущей Русской Земле". И предлагает (нынешним Председателям Синодов) ориентир полный бодрости и надежды. Тогда это был пример Сербской Церкви, сейчас для нас - это пример Церкви Греческой!
И заканчивает Владыка свое пламенное обращение.
Итак, Ваши Преосвященства, отцы и братия (РПЦЗ(В-В,РПЦЗ( А),РИПЦ,РПЦЗ(В- А),РПЦЗ(А),РПЦЗ (В-ФII) и т.д. с. твердой верой в. возрождение Русской Церкви и Русского Народа, не по большевицкой ориентации на надгробный крест погребенной ими России, и не в сепаратистическ ой погоне за призраком четвертого Рима, но по твердым следам братьев греков наметим себе путь к заветной цели: к единой, дисциплинирован ной Русской Зарубежной Церкви.
прот.Евгений
+3 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУиеромонах Никандр 22.10.2015 04:18
У греков только два Синода объединились , остальные так и остались в "расколках" , а Вы предлагаете несбыточную мечту.
+3 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУСергей 22.10.2015 08:01
Стоит отметить, что психически ненормальными владыка называет, поборников большевицкой ориентации, называя именно их "гробовщиками" указывая что именно с Сергием и
теми, кто поставили крест над святой Русью и поспешили приспособиться к давившей со всех сторон большевицкой действительност и нам не по пути. Россия и Русская Церковь- это ИПХ, а не сергианская МП. Владыка верил в ту Россию, которая в лагерях во время написания сего документа находилась, та Россия и Церковь которая гонима была, у МП с той Церковью ничего общего. И может он верил в то, что русские люди возненавидят и отринут советский строй(чего не случилось, только внешне)Что иерархия МП мучается в своей совести и когда отступит совок, она покается( как бы не так) Может он говорил о тех, кто придет в ИПЦ, быв небезразличным к истине. Как мало нынче таковых
-2 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 22.10.2015 14:12
Если Вы член ИПЦ, или как Вы написали ИПХ то так думать Ваше полное право. Если Вы член РПЦЗ, то здесь с Вами можно не согласиться.
Приснопамятный Владыка Виталий дает ответ на Ваше утверждение, что есть Русская Церковь в своей замечательной статье: "Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь (Символ Веры)", из той же замечательной книги "Мотивы моей жизни".
"История Церкви Христовой свидетельствует , что поместные церкви часто болели и близки были к ереси. Чаще всего это происходило по вине руководящей иерархии". Заметим, для современных зилотов, некрасивое определение "часто болели"! Это определение напоминает другого святителя, уже нашего современника, приснопамятного Владыку Киприана который относился к официальной Церкви в духе Русской Зарубежной Церкви.
Но продолжим читать Владыку Виталия. И здесь видим, что он ставит себя в Ваших глазах, чуть ли не "еретиком", т.к. считал Русскую Церковь - триединой: Церковь в изгнании (Русская Православная Церковь заграницей), Русскую Православную Церковь (в управлении митр.Сергия) и Русскую Церковь, ушедшую в катакомбы.
"Мы находимся в лоне поместной Русской Православной Церкви и не имеем права оставить Матерь-Церковь в тяжкой её болезни, Но и послушать нынешних официальных Её возглавителей не можем. Мы находимся в таком же положении, как Апостолы пред Иерусалимскими первосвященника ми, и на требование Московской Патриархии не можем ответить иначе, как словами Апостолов Петра и Иоанна: «Судите, справедливо ли перед Богом — слушать вас более, нежели Бога» (Деян. IV, 19).

Но вернемся к его статье. Она же не о разграничении, а о СОЗИДАНИИ! И дал пример, который исполнили наши греческие братия. Нашли в себе силы, забыть старые обиды, назовем их так мягко. А мы, почему не можем?
1. Все исповедуют Символ Веры, как установили Святые Отцы.
2. Так же, как написал Вл.Виталий: "«Судите, справедливо ли перед Богом — слушать вас более, нежели Бога» (Деян. IV, 19), т.е. не приемлют т.н. - сергианство.
3. Отметают в своей жизни, такое красивое слово как - экуменизм.
4. Вышли почти все из одного гнезда - РПЦЗ.

Неужели причина только в одном - своей пакостливой гордыне, что я самый истинный?
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУиеромонах Никандр 22.10.2015 15:03
Интересно , как Вы собрались примиряться с сознательными провокаторами и разрушителями РПЦЗ , Назаровым и Ко ? Скажите , на основании чего ? Причем тут обиды , если люди специально ведут пропаганду против РПЦЗ ?
-1 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 22.10.2015 18:25
Странно Вы как-то умело перевели стрелки на МВН? Я его вроде нигде не упоминал.
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУиеромонах Никандр 22.10.2015 19:48
А я вот все чаще замечаю , что Вы очень умело лоббируете очередную унию с МП. Вас что заставляют так усердно работать или Вы по собственной инициативе ?
-2 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 22.10.2015 20:23
Отче, не надоело искать НКВДешников?
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУиеромонах Никандр 23.10.2015 04:10
Надоело смотреть на эти ваши провокации.
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 23.10.2015 10:42
Как в 136 псалме отче: "Помяни, Господи, сыны едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.
+3 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУСергей 22.10.2015 15:22
Я член РПЦЗ. Владыка Виталий Максименко скончался в 1960 году. К моменту его смерти МП не находилась в экуменизме, к тому же находилась под жестоким прессом. (Нужно еще посмотреть когда,кому и в каком контексте он это писал, если писал так вообще)То, что в РПЦЗ постоянно были люди с такими мнениями- это известно. Но были и такие, как Св. Филарет, Арх.Аверкий (Таушев), которые прямо называли МП лже- церковью и не церковью Христовой. А в общем считаю, что выше всего этого стоит Соборные решения нашей Церкви, такие как против Ереси Экуменизма, так же постоянно не признавались патриархи Московские и всячески подчеркивалось, что МП не Церковь Христа. А это выше частных мнений- это Соборный разум. А попытка видеть в действиях Москвы "болезнь" которая может пройти, привела к позорной унии. Именно уния и явилась причиной этих множественных дроблений. Так как честные люди не желали на это пойти. (Владыку Виталия еритиком не считаю :-) ) Наша функция, мне так кажется, состоит в том что бы грех грехом называть, ересь ересью. Иначе не вижу смысла в подвале сидеть
+2 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУСергей 22.10.2015 16:03
И еще простите, не знаю что владыка Виталий писал в книге "Мотивы моей жизни" Но на 9-м епархиальном собрании Северо- Американской и Канадской епархии в 1956 году(за четыре года до смерти) писал: Так, в данное время не может не вызывать в нас чувства скорби и нравственного возмущения то, что люди, именующие себя «христианами», приглашают сюда в Америку представителей Советской церкви. Эти представители Советской церкви, дерзающие называть себя «христианами» и даже «православным духовенством», то есть служителями Христа, открыто и усердно поддерживают и словом и делом лютых гонителей Христовой веры и Церкви. Нам, как и всем, кажется, хорошо известно, что один из членов этой делегации, в высоком сане митрополита, постоянно восхвалял в своих публичных выступлениях гонителя веры Сталина, причем уверял, что делает это добровольно, а не по принуждению. В этом своем подлинно безумном преклонении перед Сталиным он дошел до того, что стоял на почетной страже у гроба этого лютого богоборца.

Казалось бы, что после всем известного развенчания Сталина его же собственными сотрудниками и приспешниками, это советское духовенство должно было бы почувствовать себя крайне неловко. Но не тут то было. Разоблачение их недавнего кумира Сталина, видимо, никак не подействовало на них, не пробудило в них совести, и вот они едут сюда, чтобы и здесь сеять смуту.

Чем можно объяснить настроение людей, терпимо, благосклонно и даже сочувственно относящихся к этому столь скомпрометирова вшему себя советскому духовенству?

Конечно, не чем иным, как тою же всепоражающей духовной расслабленность ю, которая преклоняется пред всем тем, что кажется ей СИЛОЮ и что наводит страх и тревогу за свое будущее.

С какою целью едет сюда советская церковная делегация?

Конечно, с тою целью, чтобы вызвать здесь среди широких кругов населения недоверие к подлинно-верующ им и содействовать распространению доверия к богоборческой Советской власти. Этот приезд косвенным образом направлен и против нас — православных русских людей, объединенных в лоне не приемлющей Советской власти Русской Зарубежной Церкви.

Быть может, этот приезд советской церковной делегации и не повлечет за собою никаких скорбных осложнений для нас. Но мы все же должны отдавать себе отчет в том, что может наступить час, когда нам придется решительно встать на защиту нашей Святой Веры и даже, быть может, пострадать за нее.

Наше время несомненно есть время исповедничества , когда от нас более всего требуется непоколебимая твердость в стоянии за истину и верность подлинной Христовой Церкви, служащей Христу, а не враждебным христианству темным силам, преобразующимся ныне в ангелов света. и т.д. (Красноречиво, неправда ли?) Источник: Православная Русь. 1956, №11. Стр. 1-2.

Вот и ссылка, читайте братья и сестры

Источник: http://www.eshatologia.org/869-obrashenie-arhiepiskopa-vitalia.html
-1 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 22.10.2015 18:06
Мне очень жаль, что поставленная мною статья приснопамятного Владыки о наиглавнейшей заповеди всего христианства "Да будете все едины", вдруг переходит в другую плоскость обсуждения. Это можно сказать, проблема всего дискуссионного стола на ИС. Где не обсуждается тема материала, а навязывается то или иное мнение корреспондентов .
Еще раз повторюсь, Владыка Виталий обращается к духовенству с призывом не о своей самостийности думать, а приложить все усилия к единению!
Предложите свое видение, как исправить или верней выправить положение, когда под шапкой РПЦЗ стоит еще и множество толкований кому она принадлежит.

Что касается Вашего усердного «навязывания» мнения о безблагодатност и МП и миллиона ссылок на отцов РПЦЗ. Вы прекрасно привели пример. Что Церковь ЕПИСКОПОЦЕНТРИЧ НА и решают и определяют в ней, не частные мнения, а СОБОРНОСТЬ. И вот эта соборность РПЦЗ, не выносила своих решений о таинствах МП. Или как говорил Приснопамятный четвертый Первоиерах РПЦЗ Владыка Виталий: "Упаси Боже быть нам посмешищем в Православном мире", когда ему предлагали предать анафеме МП.

Возвращаясь к статье Владыки Виталия, мы читаем:
"Мы не нуждаемся въ созывѣ новаго Вселенскаго Собора для рѣшенія этой нашей тяжбы съ нынѣшней іерархіей нашей Матери Церкви. (с каким смирением Владыка пишет: нынешней иерархией РПЦ - не о чиновниках с погонами, а о священнослужите лях). Этотъ судъ уже имѣла и рѣшеніе вынесла уже Вселенская Церковь.
Это рѣшеніе записано въ принятомъ Вселенскими Соборами посланіи Святаго Аѳанасія Великаго, архіепископа Александрійскаг о къ Руфиніану. Посланіе сіе написано по случаю прекращенія гоненія поддерживаемыхъ свѣтской властію Аріанъ на Православныхъ. Аріанствующая іерархія при помощи свѣтской власти тогда такъ же утѣсняла и насиловала Православныхъ Епископовъ, какъ теперь поддерживаемая большевиками московская патріархія насилуетъ насъ. Вотъ выписка изъ этого правила:

«Вѣдай, господине мой вожделѣннѣйшій, яко въ началѣ, по прекращеніи бывшаго (отъ аріанъ) насилія, былъ соборъ епископовъ, сошедшихся изъ заграничныхъ странъ: былъ также и у сослужителей въ Элладѣ, равнымъ образомъ и у находящихся въ Италіи и въ Галліи: и постановлено какъ здѣсь, такъ и всюду, чтобы падшимъ и бывшимъ предстоятелями (аріанскаго) нечестія, являти снисхожденіе кающимся, но не давати имъ мѣста въ клирѣ: а не бывшимъ самовольными дѣлателями нечестія, но увлеченнымъ нуждою и насиліемъ, давати прощеніе, и имѣти имъ мѣсто въ клирѣ, наипаче, когда и они принесли достойное вѣры оправданіе, и сіе учинено, повидимому, съ нѣкимъ благоусмотрѣніе мъ. Ибо таковые утверждали, что они не совращались въ нечестіе, но дабы нѣкоторые, содѣлавшись нечестивѣйшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилію, и понести бремя, нежели погубити народъ.
Говоря сіе, они, и по нашему мнѣнію, говорили достойное пріятія: ибо въ извиненіе себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступилъ въ пустынѣ преступному требованію народа, но имѣлъ извиненіе въ намѣреніи, дабы народъ не возвратился въ Египетъ, и не остался въ идолослуженіи. Ибо представлялось вѣроятнымъ, что пребывая въ пустынѣ, онъ можетъ престати отъ нечестія: но вошедши въ Египетъ, усилитъ и возраститъ въ себѣ нечестіе. По сей причинѣ разрѣшено допустити таковыхъ въ клиръ, такъ какъ порабощеннымъ и насиліе претерпѣвшимъ дается прощеніе». (Аѳанасія Александрійскаг о 3-е правило) *).
*) Поэтому и мы, объединившись въ Русскую Православную Зарубежную Церковь подъ главенствомъ нашего Первоіерарха Митрополита Анастасія, должны по разному судить о прежнемъ поведеніи каждаго епископа, находившагося подъ Большевиками.
+2 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУСергей 22.10.2015 18:24
Да все согласны что можно по разному всех принимать, особенно тех к то бежит из Содома.Но одновременно их нужно и обличать, говорить, вы не со Христом, вы Его предаете, что бы активнее из Содома бежали. А обсуждение отошло из за ваших комментариев
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 22.10.2015 18:29
Интересная мысль.
+2 # RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУСергей 22.10.2015 19:31
Еще одна)) Суд над такими Церквами, по некоторым пунктам и не нужен. Они себя сами осудили. Тот же новый стиль осужден тремя Всеправославным и Соборами на Востоке(1583, 1587, 1593)годов. Хорошо ссылаться на мнения наших епископов середины прошлого века. только жизнь церковная не стоит на месте. И МП сейчас в худшем состоянии. И к чему в конце концов привела такая позиция РПЦЗ, к унии. Нет бы взять подумать, а что нужно делать, что бы такое не повторилось. Где те не советские архиереи, в МП? В следующем году "ВСЕПРАВОСЛАВНЫ Й СОБОР" соберут. Не дай Бог напринимают там, так вы будете продолжать про "больные члены" говорить. Или нужно сопротивляться этому.? Или мы можем только про белую идею и Путина спорить? Для себя кстати, я понял что правильно они тогда говорили(митр. Анастасий) даже не общаться с МП. А не слушать про "больные" члены.
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 22.10.2015 20:21
Я смотрю, тема поднятая Владыкой Виталием, не нашла продолжения, ввиду ее слишком уж застарелой давности)
Одно только но!
Почему Вы перевели все внимание на МП?
Мой первый комментарий имел ввиду членов РПЦЗ т.н. "осколки" которые в силу определенных условий оказались разобщены и не находят для себя желания, начать искать пути для "склеивания вазы" или мы сами так себя ведем, что с нами не хотят разговаривать?
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУСергей 23.10.2015 05:05
Сам вопрос объединение по себе хорош. Приезжайте на Синод (наверное) выступите. Владыки примут решение, может с нашей стороны и пойдет процесс. Только с кем вазу клеить, многие настолько политизированы, что лучше подальше держаться. Другие к нашей позиции претензии высказывают(она есть у нас?), по этому пока четкой позиции нет, нет смысла тянуть ручки, никто этого не оценит. Прибежит кто нибудь, обиженный. Уходя потом от нас, еще и ушат помоев выльет
# RE: Архиепископ Виталий (Максименко) ПУТЬ К ЦЕРКОВНОМУ МИРУПротоиерей Евгений 23.10.2015 10:47
Цитирую Сергей:
Сам вопрос объединение по себе хорош. Приезжайте на Синод (наверное) выступите. Владыки примут решение, может с нашей стороны и пойдет процесс.

Мы с Вами и пытаемся увидеть, что можно сделать в сложившейся ситуации. А архиереи почитают, возьмут лучшее и примут решение.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.