АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"

"Портал-Credo.Ru": Первоиерарх киприанитского «Синода противостоящих» ИПЦ Греции Митрополит Киприан Второй в своемпослании главе РПЦЗ(А) Митрополиту Агафангелу заявил, что его Церковь переходит на «Экклезиологические Позиции» Болгарской старостильной Церкви и тем самым как бы отказывается от киприанизма. Чем, по-Вашему, вызвано это решение?

Епископ Григорий: Я думаю, это решение вызвано продолжающимся диалогом между двумя крупнейшими частями греков-старостильников: между «хризостомовцами» и «киприанитами». Последователи Киприана сделали то, чего требовал этот диалог: они ушли от киприанизма как особого богословского учения, единогласно осужденного всеми истинно-православными.

Трактовка Седьмого Вселенского Собора в болгарском документе осталась киприанитской, но это историческая ошибка, т.к. в принципе объединительные Соборы возможны, даже если Седьмой Собор был не таков. В остальном же документ содержит вполне здравые рассуждения. Разве что остается неясной толерантность к заблуждениям покойного Митрополита Киприана (Куцумбаса): о ней говорится так, будто если это его личное мнение, то он имеет на него право. Но православный человек не имеет права на ересь даже и в том случае, если это только его личное мнение.

Все же, повторю, документ хороший, и он вполне открывает путь для диалога с киприанитами. Я давно высказывал надежду на то, что «ортодоксальный киприанизм» не сможет надолго пережить своего автора.

- Значит, можно говорить о том, что ересь киприанизма побеждена?

- Пока нет. От киприанитов все-таки требуется осуждение киприанизма. А именно: необходимо сказать, что после исповедания ереси неким церковным сообществом уже никто не может уверенно утверждать, будто благодать таинств в нем есть. Нельзя говорить, будто до какого-то момента (до какого-то Собора, как говорил покойный Митрополит Киприан) можно с уверенностью утверждать, что благодать таинств сохраняется в сообществе, исповедующем ересь. Раньше они такое утверждали, поэтому они должны недвусмысленно от этого отречься. Пока они этого не планируют.

- Какая позиция по этому вопросу была бы православной?

- Близкая к тому, что написано в болгарском послании, но более определенная. Надо недвусмысленно заявить, что исповедание ереси епископатом какого-либо церковного сообщества ведет к отпадению этого сообщества от Тела Христова, то есть к потере благодати таинств. Пусть это происходит не «в ту же секунду», то есть не тотчас же после издания, например, еретического соборного определения, но это происходит обязательно, если только не последует покаяния епископата. А поэтому надо осудить заблуждение тех, кто, как покойный Митрополит Киприан, утверждал, что благодать таинств будет сохраняться, пока не последует осуждения новой ереси каким-то собором.

«Теория выключателя» — это тоже надо ясно заявить — неприемлема ни в одном из вариантов: ни в «матфеевском» варианте автоматического отключения благодати после первого еретического заявления иерархии, ни в «киприанитском» варианте отключения благодати после поворота рубильника посредством соборного определения. Нужно понять и заявить определенно, что никаких рубильников для выключения благодати не существует. То явление, которое существует на самом деле, — это процесс утраты благодати сообществом, исповедующим ересь.

Если ересь где-либо исповедана, то можно и должно утверждать, что благодати таинств там быть «не должно». Это означает, что мы должны относиться к такому сообществу как к безблагодатному. В то же время, мы можем знать, что судьбы Божии относительно этого сообщества могут быть не столь просты, и там еще могут явиться свои Исааки Сирины или мученики Аморрейские. Примером подобного отношения нам могут служить святые — Марк Ефесский по пути на Флорентийский собор (его надежды, впрочем, не оправдались) или Патриарх Фотий по пути на Ширакаванский собор 862 года (который привел к церковному объединению православных со значительной частью Армянской Церкви).

- А что Вы можете сказать о положении Митрополита Агафангела, председателя Синода РПЦЗ(А), в связи с киприанизмом?

- С Митрополитом Агафангелом есть конкретная проблема. Он должен формально запретить интеркоммунион (совместное причастие) с РПЦ МП и «мировым православием», который в его сообществе, в отличие от греческого или болгарского, формально не запрещен. Любые попытки получить от Митрополита Агафангела четкий и публичный ответ на вопрос об интеркоммунионе заканчиваются тем, что Митрополит обнаруживает свойства рыбы: ускользает и уплывает. Допускаю, что в частных беседах он высказывается на этот счет определенно, но тут никогда нет уверенности, что другому собеседнику он не скажет противоположного. Поэтому имеет значение только то, что заявляется публично.

Именно допустимость интеркоммуниона с РПЦ МП отпугивает от РПЦЗ(А) других истинно-православных. Значит, это вопрос спорный, требующий четкого разъяснения. Но любая определенность будет бить по нынешней позиции РПЦЗ(А). Ведь, с другой стороны, именно возможность сохранять общение в таинствах с «мировым православием» и привлекает в РПЦЗ(А) любителей «поповской вольницы», которые ищут, сознавая это или не сознавая, не Истинного Православия, а «МП, но без Гундяева». Таким клирикам важно сохранить единство паствы с РПЦ МП, так как на разрыв с этой средой их паства, в массе своей, не пойдет. Поэтому официальный запрет интеркоммуниона с РПЦ МП поставит таких клириков в ложное положение, даже если им на словах епископы разъяснят, что запрет принят лишь для виду, и его можно нарушать. В то же время, официальное разрешение интеркоммуниона с экуменистами затруднит международное положение РПЦЗ(А), так как киприаниты устами своих епископов обычно отрицали и отрицают допустимость интеркоммуниона, предпочитая в нужных случаях просто закрывать глаза на реальную практику своих клириков.

Митрополит Агафангел должен ясно сказать, что экуменические сообщества суть не часть Церкви Христовой, а еретики, по отношению к которым действуют все церковные правила, запрещающие общение с еретиками. Сейчас же официальная («старая») киприанитская идеология, разделяемая РПЦЗ(А), говорит, что еретики-экуменисты тоже составляют часть Церкви, но только «больную». Православие учит иначе. Больная часть Церкви – это как раз мы, истинно-православные. Поэтому мы и приходим в Церковь как во врачебницу. Здоровые – это только святые. А еретики – это не больная часть живого тела, а труп, находящийся на той или иной стадии разложения (и поэтому разные еретические сообщества могут выглядеть по-разному – приятно или неприятно для глаза; но сути их это не меняет).

Также особенно жалко и неприемлемо выглядит общение РПЦЗ(А) с низложенным экуменическим патриархом Иерусалима Иринеем. Вокруг Святой Земли подрались греческие (вполне светские и не вполне законопослушные) кланы, один клан победил, другой побит. К религии это все относится ровно в такой же степени, как любые другие дела греческой мафии – просто в силу православных традиций греческого народа. Свадебного генерала побитых выбросили на помойку, но он начинает оттуда усиленно подмигивать всем недоброжелателям своих победителей. Митрополит Агафангел тут же радостно прибежал и стал брататься.

Но с Митрополитом Агафангелом есть еще и формальная проблема: в РПЦЗ(А) подтверждено действие постановлений Собора РПЦЗ 1994 года, на котором было установлено общение с киприанитами и при этом заявлено о полном тождестве экклисиологии РПЦЗ с экклисиологией киприанитов, в качестве которой тот Собор рассматривал русский перевод «Экклезиологических тезисов» Митрополита Киприана. Такого высокого официального статуса этим «Тезисам» не придавали даже сами греческие киприаниты при жизни их основателя. Разумеется, такое решение, как и все постановления Собора РПЦЗ 1994 года, необходимо дезавуировать. Этот Собор был еретическим, специально имевшим целью сближение с РПЦ МП.

- Следует ли Вас понимать так, что если РПЦЗ(А) заявит о невозможности интеркоммуниона с РПЦ МП и «мировым православием», откажется от общения с патриархом Иринеем и осудит Собор РПЦЗ 1994 года за его постановления по поводу киприанитов, то препятствий для евхаристического общения с РПЦЗ(А) у истинно-православных не останется?

— Почти так, но не совсем. Сначала нужно заявить то положительное учение, из которого будут следовать выводы о запрете интеркоммуниона с еретиками, включая патриарха Иринея, и осуждение киприанизма, как он был сформулирован в «Тезисах» покойного Митрополита Киприана. Вот болгары уже попытались это сделать, а за ними последовали греки.

Если все это будет сделано, то РПЦЗ(А) четко заявит о своем желании быть частью Истинного Православия, и тогда, несмотря на обоснованное, к сожалению, недоверие к личности Митрополита Агафангела как уже скомпрометировавшего себя лидера, все истинно-православные будут просто обязаны рассматривать РПЦЗ(А) как единоверцев. А это вынудит искать пути к нормализации и канонического положения РПЦЗ(А) относительно других православных групп.

Надеюсь, что Вы уже закончили интервью, и поэтому добавлю от себя небольшое заключение. Я старался отвечать на Ваши вопросы, но хотел бы заметить, что почти все они не по делу. Надо было спрашивать не столько о букве разных документов, сколько о тенденциях, порождающих эти документы. От этого будущее зависит гораздо сильнее, чем от букв. Документы пишутся очень легко, а жизнь меняется тяжелее.

Главное, что мне видится за фасадом этих документов, — это не столько гибель «ортодоксального киприанизма», который и никогда не имел особенно большой силы (кроме кратковременной моды на него в умирающей РПЦЗ 1990-х годов), сколько перекраивание церковного и околоцерковного пространства. Бывшие киприаниты в основной своей массе выбирают паразитирование на «мировом православии», но в фарватере «хризостомовцев» (нынешнего Синода ИПЦ Греции во главе с Архиепископом Каллиником), так как этот способ оказался самым успешным. Киприаниты проиграли в конкурентной борьбе, начатой покойным Митрополитом Киприаном в 1984 году. Они оказались в тупике эволюции, поняли, что стену тупика им не пробить, и пытаются выбраться, дав задний ход. Они готовы сдаться на милость своих прежних основных конкурентов, но еще пытаются выговорить себе почетные условия сдачи. РПЦЗ(А) тут может им пригодиться, но не сильно, и, главное, не в качестве партнера, а лишь в качестве товара, который считают на вес.

Для РПЦЗ(А) будет проблематично уплыть тем же рейсом, так как греческий фейс-контроль не пустит дальше трюма. Епископат РПЦЗ(А) понимает это плохо, так как менталитет греческих старостильников от него слишком далек. Поэтому надо ждать новых событий.

Беседовала монахиня Ксения,

для «Портала-Credo.Ru» 

 

Печать E-mail

Комментарии   

# ключ к пониманиюВячеслав 08.11.2013 12:35
митрополит Киприан перешел к старостильникам по благословению своего старца Филофея зервакоса. в этом ключ проблемы. отрицать таинства в новостильной церкви означало бы для него перечеркнуть все свое прежнее служение которое было у него в конст.патриарха те и отрицать очевидное(дейст вительность соверш..таинств ),а также было бы равносильно отказаться от своего дух.отца Филофея з.,который так и не счет нужным(и правильно) порывать с мировым православием,и уходить в старостильную схизму.
в итоге чтобы примирить свою совесть и свое каноническое положение он выпустил свои знаменитые экклезиологичес кие тезисы,которые и вызвали столько критики у ревнителей не по разуму....
# RE: ключ к пониманиюПротодиакон Герман 08.11.2013 13:05
Цитирую Вячеслав:
столько критики у ревнителей не по разуму....

Именно "ревнителей не по разуму". Интересно и вполне правдоподобное объяснение нам тут дано. Я, лично, из принципа всегда отказывался читать эти экклезиологичес кие тезисы, как и бредни всяких Лурье и ему подобных. Я всегда смотрел и смотрю факты, применение в жизнь киприанитского мiровоззрения, и тут вижу уравновешенност ь, принципиальност ь и полное тождество с традиционной линией Зарубежной Церкви. Этого мне вполне достаточно.
Протод. Герман
# "Киприанизм"Кунгурова Татьяна 07.11.2013 04:54
С трудом прочитала этот опус еп. Григория, настораживают следующие вещи: сам ядовитый тон и как будто насмешка какая-то. Может, показалось. Кажется, истинный христианин должен быть человеколюбив.. . Потом мне непонятно, что значит "единогласно осужденного всеми истинно-правосл авными". Кто эти "все"? Предполагаю, что эти "все" также разъединены по каким-то странным причинам. И последнее, что это за "ересь киприанизма", в смысле, кто и когда, на каких соборах признавал позицию Вл. Киприана ересью? Что нынче за мода - самостоятельно изобретать ереси и всех в них подозревать?? Что касается "интеркоммунион а" - первый раз об этом слышу, по-моему и так понятно, что нельзя причащаться с теми, с кем нет евхаристическог о общения...
# RE: "Киприанизм"Матфеевец 07.11.2013 17:23
Митрополит Киприан был лишён сана епископами, которые его и поставили в состоянии раскола. Он дважды раскольник
# RE: "Киприанизм"Интернет Собор 07.11.2013 17:57
Если группа сумасшедших объявят здорового человека находящимся вне их сообщества, что за беда от этого здоровому человеку?
# RE: "Киприанизм"чтецъ Мартинъ 07.11.2013 17:58
Про НЛО тоже нам раскажите.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"о.Игнатий 06.11.2013 22:04
...извините, если не к месту скажу. Но прочитав интервью с е.Григорием представилась картина: сидит Г. Лурье в темном углу со свечей антикиприанизма и хлопает "ветхозаветными глазами"( выражение писателя Никифорова-Волг ина). Так и хочется сказать ему словами Златоуста: " Что же ты со свечей сидишь, когда Солнце взошло".
# “По плодам их узнаете их”чтецъ Мартинъ 06.11.2013 20:15
.
Жид Ленин, когда то сказал: "Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — что-нибудь останется". Вот эти слова приходят мне на мысль, когда читаю статьи про придуманный "киприанизм", авторов А.Солдатова или Г.В.Люрье.
Не знаю, от куда у этих людей такая ненависть и подлое (не христианское) отношение к митр. Киприану и к РПЦЗ. Может у этих людей такой падший нрав...

Во первых надо понять, что покойный Митр. Киприан, считал заблуждающимися и сверхправильных старостильников . Цель епископов объединившихся в Синод Противостоящих это противостоять тем, кто впал в ересь экуменизма, как и тем, кто впал в человеконенавис тнический фанатизм. Митрополит Киприан желал объединить всех анти-экуменисто в и сделал насколько возможным легкий путь к общему примирению. Несомненно только два старостильных архиереев (митр. флоринский Хризостом и митр. Киприан), за всю историю старостильного движения, пытались создать православный фронт вместе с патриархами. Надо бы тут вспомнить тайные встречи митр. Киприана с иерусалимским и александрийским патриархами, и с некоторыми новостильными митрополитами элладской Церкви, которые поддерживали и поддерживают самые теплые сношения с Синодом Противостоящих. Надо бы вспомнить созданный и по сей день существующий союз старостильных церквей с архиереями РПЦЗ. Когда другие старостильные греческие деноминации своей не братолюбивой и фанатичной позицией настораживали против себя даже самых порядочных епископов из мирового православия, но в то же время об митр. Киприане и его епископах часто слышится самые добрые слова.
Может ли т.самон. епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье) показать нам свои достойные плоды своей деятельности?
Этот епископ как баба ежегодно меняет свои мнения и ориентиры. Вчера восхвалял РИПЦ и СИПЦ, сегодня их смешивает с грязью. Похоже было у него с РПЦЗ(В) и РПАЦ.
Да, красиво слагает свои слова епископ Г., но за ними нет того созидательного, нет объединяющего элемента, и поэтому нет будущего...

"Они в устах своих делают из этого (из слова Божьего) забаву, сердце их увлекается за корыстью их” (Иез. 33:31)
“По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?” (Матф. 7:16)
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"чтецъ Мартинъ 06.11.2013 18:08
Его (Лурье) цель достигнута... его "послания" читают все прихожане РПЦЗ...
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Интернет Собор 06.11.2013 20:13
Так же, как и ваши.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"иеромонах Никандр 06.11.2013 15:21
Вот он что : Лурье , оказывается , находится в центре всего "самого истинного православия" ! И теперь он будет принимать решения , кого туда "пускать " и на каких условиях . Болезнь явно прогрессирует.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Протодиакон Герман 06.11.2013 15:10
Не знаю - у многих ли есть терпение читать до конца безконечные опусы еп. Григория. Признаюсь - у меня никак не хватает. Просмотрел статью наискось и вижу, что там нам предлагается сделать то-то и то-то, чтобы быть принятыми в "дружную" семью истинно-правосл авных христиан. Если на самом деле это звание имело в прошлом благородное значение, то сегодня дело обстоит иначе и не думаю, чтобы целью РПЦЗ было бы добиваться единства с разными истинно-правосл авными типа Лурье и ему подобных.
Положение Зарубежной Церкви всегда было особое среди тех, кто не общается с официальным Православием, и как нам кажется все наши усилия должны быть направлены на точное следование славного Зарубежного пути, а никак не отказываться от своего во имя объединения с другими, не имеющими нашего прошлого. У Зарубежной Церкви всегда был свой путь, ему должны мы следовать и ему должны следовать те, кто хочет приобщиться к этому наследству.
Протод. Герман
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Митрополит Агафангел 06.11.2013 14:13
Удивительно много людей, которым я что-то должен. Вот и еще один "заимодавец" появился. Я, как и каждый христианин, должен простить своих врагов и тех, кто должен лично мне и не отдал своего долга. Все остальное я должен Богу. Сама позиция поставить кого-то должником перед собой, уже не православна. Если кому-то по сердцу наша Церковь, то пусть к нам приходит. Если нет - то нет. Мы ничего не требуем у того-же еп. Григория - пусть живет так, как считает правильным. Нам с ним не по пути - это единственное, что могу сказать. И ему с нами, соответственно, тоже. Вот и все, пожалуй.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"иеромонах Никандр 06.11.2013 15:23
Цитата:
С Митрополитом Агафангелом есть конкретная проблема. Он должен формально запретить интеркоммунион (совместное причастие) с РПЦ МП и «мировым православием», который в его сообществе, в отличие от греческого или болгарского, формально не запрещен.
Владыко , о каком таком "интеркоммунион е" бредит Лурье , где он его увидел ?
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Митрополит Агафангел 06.11.2013 15:54
Это надо спросить у него. Лично я не знаю ни одного такого случая. Ему (е,Г.), наверное, очень хочется.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Матфеевец 07.11.2013 17:26
В его монастыре беспрепятственн о причащали новостильников и сергиан. Сами киприановцы у них (новостильников ), да, не причащались. Но Лурье тоже кстати дважды схизматик как и Киприан спокойно служит молебны и отпевает сергиан.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Интернет Собор 07.11.2013 18:00
И матвеевцы причащают - вы в этом сомневаетесь? Невозможно выяснить экклесиологию каждой церковной бабушки, тем более, если она ее не имеет.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Монахиня Вера 07.11.2013 12:11
Видимо, он об ижевских отцах. Он же там написал, что мы якобы признаем МП "без Кирилла Гундяева".
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Интернет Собор 07.11.2013 12:35
В нашем контексте "Кирилл Гундяев" это образ (в том числе экуменизма и сергианства), а не личность.
# RE: Епископ Григорий (Лурье) о смерти "киприанизма"Протодиакон Герман 07.11.2013 23:18
Цитирую Интернет Собор:
В нашем контексте "Кирилл Гундяев" это образ (в том числе экуменизма и сергианства), а не личность.

Конечно, совершенно верно. Когда мы пишем и говорим о Гундяеве, то это понятие собирательное, говоря философским языком это концепт, объединяющий сергианство, экуменизм, погоня за деньгами и пр.
Сам по себе Гундяев мало представляет интереса.
Протод. Герман

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.