АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Диакон Андрей Кураев: Источники старческого богословия

В церковном народе (точнее, среди тех, кто любит самих себя именовать «церковным народом») высшим авторитетом являются голоса «старцев». Старец должен иметь седую бороду и дар прозорливости-пророчества. Его духовный дар не столько в глубоком и точном изъяснении древнего Писания, сколько в духовно-политическом истолковании текущей политики.

Старцепоклонники не обращают внимания на то, что в церковном языке слово «старец» означало просто пожилого человека. Это видно по лексикону св. Игнатия Брянчанинова: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т 1. С. 72).

«Рассматривая формулярные списки братии Валаамского монастыря, нашел я в числе 115 братьев: из них только 16 человек грамотны, из сих 16-ти образованный человек только один — иеромонах Аполлос, образованность прочих простирается не далее, как до знания почитывать и пописывать. Прочие 99 братьев или из мещан, или крестьяне, или вольноотпущенные лакеи, имеется отставных солдат 7 человек. Из сего можно заключить о простоте и невежестве, столько натуральных валаамским старцам. Они ревнуют по Православию, требуют для еретиков тюрьмы, цепей, сами возмущаются и возмущают образованных людей, к ним присылаемых, которые, видя их ревность, переходящую в жестокость и неистовство, соблазняются их православием… Сомнение о ереси до того распространилось в ревнителях, что они почитают еретиком всякого брата, занимающегося в келье какими бы то ни было выписками… «Блюди, — говорит Великий Варсонофий некоторому иноку, — да не покажут тебе помыслы твои комара верблюдом и камешка утесом». Сие бы можно было посоветовать и тем семи или осьми валаамским старцам, кои подозревают в ереси игумена» (Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002, сс. 124-127).

Более ранний пример: «14 июля 1631. От великого государя патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии… По нашему указу послан к вам в Корелской монастырь под начало старец Нафанайло в блудном деле, что был у нас в патриаршем дворе у Риз Положения в черных попех, и священствовать ему во веки не велено» (Акты Холмогорской и Устюжской епархии. ч. 2 // Русская Историческая библиотека. Т. 14. Спб, 1894, стб.359). 
Или про духовно неопытного, но старца: 
«Был один брат из числа самых ревностных. Будучи сильно возмущаем демоном любодеяния, пришел к одному старцу, и открыл ему свои мысли. Сей выслушал, - но, будучи неопытен, в негодовании назвал брата гнусным и недостойным образа монашеского, так как имеет такие мысли. Услышав это, брат пришел в отчаяние, оставил свою келью и пошел в мир» (Древний патерик 5, 4).

Старцепоклонники монофизитски считают, что у старца лишь один источник вдохновения и информации: Небо.

Увы, даже и в самом деле духовно одаренный и опытный человек может испытать возрастные изменения психики и может быть зависим от вполне земных источников своей информации – от круга своего мирского чтения (нынешнего или когдатошнего) и от своих собеседников.

Нам известно, какие бывают облики старения и угасания у людей обычной жизни, не преисполненных благодати. Мы знаем, что ум теряет былую остроту и силу, бывает, что человек начинает жить в каком-то своем мире, будучи не в состоянии усваивать новую информацию, критически воспринимать приносимые к нему мнения окружающих его людей.

То, что в нашей обычной жизни такое потускнение бывает, это очевидно («Отец Петр Сасагава совсем ослабел и опустил Церковь. Но как устранить такого почтенного священника от заведывания Церковью? Сам же он не сознает вред для Церкви от того обстоятельства, что уже давно обратился в труп и только забыли похоронить его» (Запись от 30 июня 1903 г. // Дневники святого Николая Японского. Хоккайдо, 1994, с. 267). 
Конечно, очень хочется, чтобы в Церкви все было иначе, чем в светской жизни. И все же - может ли Господь попустить, чтобы нечто подобное произошло в жизни подвижника? Или же в жизни старца не может быть проявлений обычной человеческой старости? Ограждает ли Господь своих избранников от такого рода вещей?

Начало и конец земной жизни схожи. В детстве человек зависим от своего окружения и ведом им. Но и о старости сказано: «егда же состареешися, ин тя препояшет и поведет». Старый что малый… И в старости может придти к человеку такое же состояние не всецелой свободы в своих реакциях и мнениях, такая же зависимость от того, какие люди тебя окружают.

Показательный пример - одесский старец схиархимандрит Иона (Игнатенко).

В данном его выступлении – довольно полная энциклопедия околоцерковных суеверий.

4 минута «При царе булка хлеба стоил полкопейки. Это же был какой уровень жизни, а сейчас что – 37 рублей! Куда мы дошли?»

6 минута: « Грозный был справедлив, он руководился только прозорливыми людями, а его оклеветали бояре помещики, потому что он их прижимал немножко».

«Русский язык появился по греховности нашей, но это не наш язык, а наш язык церковнославянский».

«Я 6 раз был на Синае»

10 минута: из Москвы выросла великая Русь, а Киев стал малой Русью.

11 минута: Сероводород в Черном море взорвется и огонь доберется до Одессы

12 минута: уже ж американцы проверили материально ад, Америка взвесила душу. Она несколько грамм имеет (22 минута).

Интересно, что на 15 минуте дважды подчеркивается как главная добродетель ап. Павла его девственность. «За что же его били?».

18 минута: в Германии подготовлены для революции в России Карл Маркс, Энгельс, Ленин. 29 миллиардов выделены для этого.

18 минута: Только две избранные нации - евреи и славяне; а все остальные как слюна, которую Бог изблюет из уст Своих. 

22-я минута: Пробурили буровую в 18 тысяч метров около 30 лет назад, в «Комсомольской правде писали» и оттуда выскочил демон и подключили аппаратуру и слышали стоны и проклятия.

24 минута: все зло идет от курения

Стоит обратить внимание на молодого собеседника старца, который своими вопросами подсказывает нужные ему же ответы.

Этому же старцу приписывается пророчество о мировой и последней войне в 2014-16 годах.

Претензий к самому старцу - никаких. Но циничные сволочи те политправославные, кто раскручивает его как пророка.

ЧБ
diak_kuraev

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Диакон Андрей Кураев: Источники старческого богословияЗа Русь! 21.09.2014 08:14
а когда уважаемая рыдакция достанет поучения отца Кураева, где сей модернист отрицает например мытарства души после смерти. А ведь помню, были-были у него такие статейки...Так что ждем с нетерпением...
# RE: Диакон Андрей Кураев: Источники старческого богословияЗа Русь! 21.09.2014 08:21
было еще кое что смешное: сей отец призывал перенести празднование Рождества на Новый Год, так сказать совместить полезное с приятным))))))) )) развивая эту же мысь наверное следует перенести празднование Пасхи на первомай?)))))
# RE: Диакон Андрей Кураев: Источники старческого богословияCергей 23.09.2014 07:10
Цитирую За Русь!:
было еще кое что смешное: сей отец призывал перенести празднование Рождества на Новый Год, так сказать совместить полезное с приятным))))))))) развивая эту же мысь наверное следует перенести празднование Пасхи на первомай?)))))

Сейчас этот мегаломан не столь плодовит на свои "мысли жемчужины", видимо его западные кураторы резко сократили финансирование по изданию его книг и не стали оплачивать его гастроли по разным городам и весям. Вот и заткнулся пока. Затаился. Как только появится финансирование снова услышим перлы от Кураева

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.