АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Об идеологии и об оправдании миссии Русской Зарубежной Церкви

Новые дискуссионные размышления мiрянина в его затянувшемся ожидании ответа на прежние насущные вопросы

Что такое русская православная идеология

Нередко с самых противоположных сторон приходится встречать отрицательное отношение к слову "идеология". Однако идеология всего лишь означает систему идей, выражающую определенное мiровоззрение, прежде всего применительно к государственно-политической жизни. Идеология сама по себе не есть что-то "плохое", она, как и любая система ценностей и даже религия, может быть истинной или ложной. И отношение к той и другой должно быть соответственным их содержанию.

 

Критика правильной идеологии тоже может быть оправданна – но лишь если такая государственная идеология возносится на неподобающее высшее место в иерархии ценностей, заменяя собою истинную религию. Так, в частности, было у многих фашистских режимов, поставивших нацию на место Бога, что и стало причиной их духовной слабости.

Однако на своей должной ступеньке в шкале ценностей идеология не только оправданна, но и необходима, и неизбежна в любом человеческом сообществе – это система идеалов и целей государства, критериев должного применительно к устройству земной жизни в области внешней и внутренней политики государства, его обороны, культуры, воспитания и образования народа. Тем более идеология необходима в христианском государстве, котором с эпохи св. Императора Юстиниана была исторически узаконенасимфония (созвучие) политической и духовной властей – это и есть основа православной идеологии. Ведь управленческо-прикладная сфера деятельности не входит в число прямых церковных задач, однако она должна руководствоваться церковным пониманием смысла жизни и назначения государства. И Церковь не может уклониться от такого своего влияния на жизнь своего народа. Цель христианского государства (в идеале – православной монархии) – защищать свой народ, его святыни от внешнего зла, создавая Церкви наиболее благоприятные условия для попечения о верной цели государства, в ее борьбе с внутренним злом ради спасения как можно большего числа сограждан к вечной жизни в Царствии Божием.

Поэтому, как бы ни пытались отвергнуть понятие идеологии "благочестивые ревнители" справа (мол, "не надейтесь на князи и сыны человеческие", ибо "спасает не политика и идеология, а только молитва") и либералы слева (для которых "любая национальная идеология это узколобый национализм, филетизм") – как бы они ни пытались отделить идеологию от Церкви, а Церковь от государства – это невозможно. Ни одна из сфер человеческой, и тем более национально-государственной деятельности, удерживающей зло, не терпит нравственной пустоты. И даже если государство провозглашает принципиальный отказ от государственной идеологии (как ст. 13 нынешней конституции РФ) – это тоже является идеологией: идеологией принципиального и безответственного отказа от различения добра и зла, что дает силам зла безудержную свободу действий, тем более – если церковные вожди устраняются от должного влияния на государственную жизнь, идеологически обслуживая любую власть и ее похоти в качестве ее угодливых жрецов-политруков.

Русская Церковь в своей истории дала немало ярких примеров твердого следования должной национально-государственной идеологии на основе патриотической симфонии с государственной властью. Национальную патриотическую идеологию мы видим и в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона, и в государственной деятельности святителя Алексия Митрополита Московского, и в благословении прп. Сергием Радонежским войска на битву с Мамаем, и в призывах св. Патриарха Гермогена к сопротивлению оккупантам-ляхам.

В русской армии полковые священники руководствовались национальной идеологией защиты православного Отечества не только как территориальной, но как несомненной духовной ценности. Потому что именно в русском народе и в Русском государстве национальное и православное соединились неслиянно-нераздельно, по образцу соединения земной и божественной природ во Христе. В сущности это должный образец патриотизма для любого народа, – в этом (согласно славянофилам и Достоевскому) заключается русская "всечеловечность". И потому нам нечего стыдиться такого своего истинного русского т.н. "национализма". (Хотя слово это исторически имеет разные оттенки и потому не всегда удачно в употреблении. С другой стороны, и "всечеловечность" без национальной государственной формы может под натиском апостасии вырождаться в либеральный аморфный космополитизм, что поныне часто наблюдается в русской "интеллигенции".)

Антирусская революция и миссия русской эмиграции

Революция 1917 года произошла в результате либеральных похотей этой самой "интеллигенции", ослабления национально-религиозного самосознания ведущего слоя русского народа и утраты даже церковным руководством понимания удерживающей православно-монархической идеологии Русского Царства. Царь показался всем ненужной помехой для «истинной свободы, счастья и славы» (поразительные слова из Обращения Св. Синода, 9.3.1917). В дальнейшем подсоветские архиереи сначала вынужденно, а затем добровольно приняли и "освятили" идеологию служения любой власти, даже богоборческой, как "власти от Бога". Катакомбная Церковь не признала оккупационную власть, но практической государственной идеологии иметь не могла, ибо ей оставалось лишь скрываться от репрессий этой власти в потаенный град Китеж.

Русские архиереи, оказавшиеся за рубежом, тоже не признали красную сатанинскую власть Интернационала и благословили Белую вооруженную борьбу против нее, но на них была возложена Господом дополнительная задача, в том числе идеологическая. Позволю себе привести мое понимание, на основании личного опыта 35-летнего пребывания в РПЦЗ, миссии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ):

Миссия РПЦЗ в моем понимании определяется той целью, с которой Господь Бог попустил сокрушение силами зла удерживающей православной государственности Третьего Рима: чтобы этим последним средством научить наш народ Истине от обратного, на опыте покаянного осознания нашего отступления, которое и привело к революции. Православный народ оказал сопротивление богоборческой власти, дав Церкви сонм Новомучеников. РПЦЗ – часть русского народа, которая тоже пыталась оказать сопротивление богоборческим силам, но была выброшена революционным катаклизмом в окружающий мiр – также и для уразумения того, в каком духовном состоянии находится все человечество, какие силы в нем действуют и с какими целями. Соответственно миссия РПЦЗ состоит из двух взаимосвязанных частей.

1. Осознание причин утраты нами православной государственности, т.е. причин революции, которые коренятся в духовном неблагополучии в российском обществе и в самой Церкви, точнее ее иерархии. Такое покаянное осознание и исправление своих грехов, столь ярко проявившихся в феврале-марте 1917 года и сыгравших решающую роль в непротивлении революции – непременная основа для возможного возвращения хотя бы части нашего народа на верный исторический путь...

2. Этот исторический путь не может быть формальным возвратом к прежнему. Необходимо осознание того, на каком новом историческом отрезке существования земного мiра находится человечество после сокрушения удерживающего Третьего Рима. Поскольку очевидны признаки последних времен, Церковь должна выполнять свою спасительную миссию, безкомпромиссно обличая «міровую систему зла, контролирующую общественное мнение и координирующую действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов» – так это сформулировал Архиерейский Собор РПЦЗ в мае 1993 года. Это необходимо для спасения и объединения оборонных усилий всех, способных спастись.

[Эти два пункта достаточно отражены во многих документах РПЦЗ, например:Окружное послание о масонстве Архиерейского Собора РПЦЗ 1932 г., а такжеДеяния I и II Всезарубежных Соборов.]

Таков нравственный императив и оправдание существования РПЦЗ вне Отечества. А каков будет результат по территориальным и организационным масштабам – как Бог даст. Нас должно укреплять знание того обетования, что врата адовы Церковь не одолеют. И в Священном Писании, в Откровении св. Иоанна Богослова, сказано об этом, что в конце земной истории останется непобежденный антихристом и его полчищами «стан святых и град возлюбленный», который спасется в Царствие Божие. Вот это и есть ориентир и цель истинной Церкви в последнее время. Территориальные размеры этого "града" будут зависеть и от нашей активности в распространении истинного Православия, но успешность этой миссии зависит не от количества, а от качества. Даже если это будет "малое стадо" – миссия РПЦЗ будет выполнена.

При этом следует отметить, что новые поколения духовенства и мiрян РПЦЗ постепенно утрачивали положительный идеал восстановления православной монархии как уже неосуществимой утопии. В широких же кругах эмиграции на первом месте был "отрицательный" идеал свержения коммунизма, хотя далеко не всякий антикоммунизм соответствовал целям русского патриотизма и тем более Православия.

В годы советско-германской войны это для нашей Церкви было очевидно, и в тех трудных условиях всемiрного катаклизма, не зависящего от воли и желаний горстки эмигрантов, для церковного корабля оставалось лишь делать единственно возможное с учетом "розы ветров": быть с той частью русского народа, которая использовала новую возможность для жертвенного продолжения гражданской войны в рамках Второй мiровой. В этот период пастырская позиция и идеология РПЦЗ (как духовной власти Зарубежной Руси) была безупречна в соответствии с реальными условиями случившегося "стихийного бедствия", в котором еще не могли быть подняты и осознанно восприняты подсоветским народом монархические знамена. Вопреки новейшим писаниям коричневых белосовков, выдающих свои расовые фантазии за идеологию РПЦЗ, за исключением личных высказываний нескольких клириков в начале войны – никто не идеализировал русофоба-нациста Гитлера: фактически все русские участники тех событий надеялись на возможность самостоятельной отстройки русской жизни на оккупированных немцами территориях, вплоть до создания независимого Русского правительства и независимой "третьей силы" против большевизма и нацизма (в такой естественной очередности).

Идеология РПЦЗ в Холодной войне

В послевоенные годы установившийся в западном мiре демократический климат требовал от Церкви не меньшей идеологической принципиальности, тем более, что широкие массы эмиграции, особенно новой ("второй"), не имели духовного опыта и должной зоркости относительно мiровой демократии. И наша Церковь эту свою идеологическую задачу достойно выполнила. Ради экономии времени вновь приведу отрывок из ранее написанного ("Церковь и власть в Холодной войне").

...Западная либеральная демократия не выглядела для русских правых эмигрантов желанным обществом, которое они хотели бы видеть в освобожденной от коммунизма России. С западным мiром приходилось считаться как с географическим местом проживания и фактом, не подлежащим изменению. При этом огромную роль играло то обстоятельство, что в послевоенные годы богоборческая коммунистическая система объявила в своей программе глобальную экспансию, захватывая одну страну за другой, и Запад, несмотря на все свои пороки и русофобию своей закулисы, был де факто единственным сдерживающим препятствием для превращения всего мiра в единый богоборческий коммунистический лагерь, когда ни русской эмиграции, ни надежд на освобождение России не осталось бы. А пока Запад (в самом широком понимании этого слова; он был достаточно разнообразным и не сводился к одной лишь Америке) одним своим существованием давал надежду на продолжение борьбы и сохранение идеи "третьей силы", конечно, уже не военной, а только идеологической и духовной, для чего эмиграция пыталась искать в своем иностранном окружении какие-то возможности и союзников. И находила.

Опасность была […] в том, что русская эмиграция в целом не всегда различала в западной (американской) политике пропагандируемую антикоммунистическую составляющую от скрытой антирусской и порою позволяла западным стратегам манипулировать собой в их пропагандных целях. Атмосфера Холодной войны, к сожалению, часто приводила многих активных антикоммунистов в эмиграции к упрощению этой проблемы. Многим казалось, все, что делает против СССР "свободный мiр" – оправданно, потому что богоборцы-коммунисты хуже... […]

Зарубежную Церковь в подобных высказываниях упрекнуть нельзя. Постоянно приписываемый первоиерарху РПЦЗ Анастасию (Грибановскому) призыв «бросить атомные бомбы на Советский Союз»[16], якобы произнесенный в пасхальном Послании 1948 года, – не соответствует действительности. [...]

Именно в среде правой эмиграции, связанной с Зарубежной Церковью, было распространено критическое отношение к западной политике, смешивающей антикоммунизм с русофобией, и к эмигрантскому упрощению сути советско-американского противоборства. Философ И.А. Ильин, прихожанин Зарубежной Церкви в Швейцарии, выразил это в своем цикле статей "Наши задачи" уже в начале Холодной войны. В этих статьях, рассылавшихся как информационные листкиРусского Обще-Воинского Союза по всей эмиграции, авторитетно прозвучало предупреждение о своекорыстной мiровой закулисе и о ее антирусских геополитических и идеологических целях, маскируемых под антикоммунизм. Думаю, сегодня все знакомы с этими, к сожалению, осуществившимися предсказаниями-предупреждениями, так что не стану их цитировать.

Но для предотвращения этого разве не вправе была русская эмиграция искать на Западе союзников своих русских целей, пусть и в какой-то ограниченной мере? Нельзя упускать из виду, что тогдашний западный мiр – это не только мiровая закулиса, а очень сложное общество, состоящее из разных сил, в том числе и во властных структурах. Этот мiр предоставил русской эмиграции убежище и защиту, возможность сносной жизни и несомненную свободу вероисповедания и этим выгодно отличался от богоборческого режима СССР. Было бы неблагодарным не ценить всего этого – вот почему в эмигрантских храмах практиковалась молитва «о стране сей, властех и воинстве ея и всех верою живущих в ней». Кроме того, к чужим странам духовные требования русских эмигрантов не могли быть такими же, как к своей родной, имевшей важную миссию в плане Божия Промысла, и не дело русской эмиграции было провозглашать своей целью (явно утопической) менять западные демократические режимы на православные монархии – достаточно было того, что Русская Зарубежная Церковь имела в них возможность свободного существования и предоставляла возможность личного спасения достойным людям из всех тех народов, в среду которых попала.

С помощью таких достойных людей и просто сочувствующих русская эмиграция постоянно пыталась использовать различные западные структуры (политические, информационные, общественные, церковные) для защиты политзаключенных и преследуемых за веру в СССР. Никто другой им тогда помочь не мог. Западные радиостанции были единственным инструментом гласности в этом вопросе и единственным средством массовой информации, через которое можно было также, пусть и в ограниченном виде, доносить своему народу историческую правду и основы Православия. Священники выступали в русскоязычных религиозных радиопередачах, нередко даже были их ведущими редакторами...

В то же время явно антирусские тенденции в американской политике всегда подвергались критике как со стороны эмигрантских политических организаций, так и со стороны Зарубежной Церкви. Достаточно упомянуть протесты против американского Закона о расчленении России (1959), многочисленные обращения архиереев и даже всего Архиерейского Собора с критикой антиправославных тенденций на радио "Свобода"[18]. В конечном счете эта критика оказалась безрезультатной, но она доказывает, что Зарубежная Церковь не подлаживалась конформистски под политику Запада, а стремилась так же нравственно воздействовать на его общественность, как это было в обращении к Мiровой конференции на I Всезарубежном Соборе в 1921 году

Правда, иногда наши архиереи допускали наивность, полагая, например, что более консервативный и религиозный американский лидер, Р. Рейган, приславший приветствие Архиерейскому Собору РПЦЗ с добрыми пожеланиями свободы русскому народу, способен понять Православие, отказаться от русофобии и может быть поставлен Богом «для исполнения его Божественной воли», – так митрополит Филарет отвечал на это приветствие: «мы молимся, чтобы Господь... подал Вам силы для Вашей деятельности»[19]. Но подобные ответные наивные пожелания все же вряд ли можно поставить в один ряд с патриаршими поздравлениями руководству КПСС в годовщины "Великого Октября".

В годы Холодной войны Русская Зарубежная Церковь предоставила церковному народу на родине и мощную духовную поддержку, совершив прославление ряда всенародно почитаемых святых: св. прав. Иоанна Кронштадтского (1964), прп. Германа Аляскинского (1970), св. блаж. Ксении Петербургской (1978), прп. Паисия Величковского (1982), свв. Оптинских старцев (1990). Особое значение имело прославление в 1981 году Новомучеников и исповедников Российских во главе с Царем Мучеником Николаем II и его Семьей, после чего началась агония богоборческого режима.

В целом именно Русская Зарубежная Церковь весь ХХ век была для русской эмиграции оплотом «подвига русскости в условиях апостасии». Это означало и правильное отношение к мiровой закулисе, к еврейскому вопросу. Хотя надо признать, что в послевоенное демократическое время, в отличие от 1930-х годов, Соборных посланий с откровенным и конкретным упоминанием главных носителей сатанинской "тайны беззакония" уже не было, были лишь общие предупреждения о мiровой антихристианской системе зла и готовящемся царстве антихриста (о чем много писал в 1960–1970-е годы архимандрит Константин (Зайцев) как главный редактор "Православной Руси", будучи сам, кстати, по отцу еврейского происхождения).

К сожалению, по мере ухода старших поколений и в Зарубежной Церкви стал постепенно меняться ее стиль и дух. В частности, монархическая идеология, а, значит, и связанное с нею восстановление удерживающего призвания России, все больше становилась частным делом клириков. Холодная война сыграла в этом свою роль, ибо в этой войне советская система запрещала Православие и карала за распространение религиозной литературы, а американская демократия могла выступать в роли защитника христианских ценностей и потому на практике для многих выглядела меньшим злом и терпимой формой государственности для миссии Церкви в апостасийное время.

Разумеется, отношение мiровой закулисы к консервативной Зарубежной Церкви всегда было настороженным, предпочтение отдавалось "парижской" и "американской" либеральным юрисдикциям. Издания РПЦЗ американская система распространения литературы среди советских граждан закупала в минимальных количествах, лишь для демонстрации плюрализма, тогда как издания демократических юрисдикций своей преобладающей безплатной массой оказывали основное воздействие, в том числе на эмиграцию. Основное же содержание распространяемой американскими службами литературы и радиопередач были лишь антисоветско-критическими, без духовной альтернативы, а с появлением в этих службах еврейской эмиграции, с 1970-х годов, стало и антирусским, направленным также и на поддержку "своих людей" в СССР.

Идеология РПЦЗ в годы "перестройки" и глобализации

Поэтому эпоху эйфорической "перестройки" и ее "реформаторов"-западников РПЦЗ также оценивала трезво. Тогдашний первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) был одним из видных носителей того ценного опыта, который дал русской эмиграции долгий катастрофический ХХ век. В 1990 г. в Монреале на VI Всезарубежном съезде православной молодежи под духовным руководством митрополита Виталия был принят документ, в котором говорилось:

«Мы обращаемся прежде всего к соотечественникам в России: сегодня важно не только против чего, но и за что ведется борьба. Для проведения оздоровительных реформ необходимо осознать происшедшее не в рамках последних 73-х лет, а в масштабе нашей тысячелетней христианской государственности – с учетом чужого опыта. Этот опыт поучителен: при утрате абсолютных ценностей деградация общества может наступить и в условиях свободы. Мы считаем, что России нужно не копировать чужие модели с присущими им пороками, а возродить отечественную православную традицию. Стержнем Российского государства и его культуры всегда была Церковь, поэтому оздоровление церковной жизни мы считаем основой для любых перемен» (10.08.1990).

На этом съезде прибывший из Москвы писатель Владимир Солоухин, полемизируя со мной, пытался уговорить митрополита Виталия оказать от имени РПЦЗ публичную поддержку "хорошему русскому мужику" Б. Ельцину в его борьбе против коммуниста Горбачева. Однако для первоиерарха РПЦЗ было тоже очевидно, что победа западнической команды Ельцина приведет к господству новой ипостаси антирусских сил. Он предостерегал уже годом ранее: «Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона и Гитлера» ("Литературная Россия", 1989, № 52).

Соответственно в мае 1993 года и Архиерейский Собор РПЦЗ предупреждающе указал на «міровую систему зла, контролирующую общественное мнение и координирующую действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов».

В 1999 г. первоиерарх РПЦЗ резко осудил ракетно-бомбовую агрессию стран НАТО во главе с США против православной Сербии. Было предписано молиться во всех храмах РПЦ на ектинье: «Еще молимся о еже мир и славу вселити в земли сербстей, и избавити народ ея и церковь от всех вражиих наветов и не предати единоверных наших в попрание, и разорение врагом и супостатом: но в бегство все дерзновение их претворити, и мышцу их сокрушити, и под ноги верных своих покорити. Еще молимся о еже студа и безчестия лица сопротивных исполнити, сердце же их страха и ужаса: и ангел Господень да будет погоняяй, и поражаяй их...». Страны НАТО и США тут однозначно названы супостатами и врагами Православия с молитвою к Господу об их поражении. И разве с тех пор изменилась сущность этих супостатов, как и их ставленников в РФ, предавших Сербию?

Одним из последних документов РПЦЗ при митрополите Виталии было выпущено Обращение Зарубежного Синода к русскому народу (18 февраля/2 марта 2000), где в числе причин, мешающих объединению с Церковью на Родине упоминалось «отношение к посткоммунистическим властям РФ», поскольку они «ведут нехристианскую политику разложения русского народа и разрушения России. И этот ложный дух никак не компенсируется золочением куполов и восстановлением церковных зданий, в которых восхваляются эти самые власти».

Даже после ухода митрополита Виталия на покой, в ноябре 2001 года Архиерейский Собор РПЦЗ вновь напомнил в своем Послании об опасности для нашей страны Нового мірового порядка, который стремится«контролировать политическую жизнь во всём міре, для чего насаждается «всякая бесовщина и стирается грань между добром и злом».

Как видим, несмотря на некоторое "озападнивание" паствы, РПЦЗ в целом выполняла свою духовную и идеологическую миссию четкого различения добра и зла вплоть до начала XXI века. Наша Церковь стала маяком истины даже для таких благочестивых иностранцев как о. Серафим (Роуз) и брат Иосиф Муньос, которые поняли исключительную миссию Русского православного народа и его Церкви для всего мiра. Капитуляция Синода РПЦЗ в 2007 г. была отказом от этой миссии, которую архиереи, поддавшись материальному шантажу МП, подменили заботой о сохранении своей казны и "кирпичей" своих храмов, которым угрожали захваты.

В чем наше оправдание сегодня?

К сожалению, и та часть не капитулировавшего церковного народа, которая стремилась сохранить прежний курс РПЦЗ, оказалась небезупречна. Прежде всего: она не сохранила единства из-за отсутствия любви друг к другу. (Отстаивание Истины без любви к собратьям может вести к сектантскому фанатизму, любовь без верности Истине ведет к безответственной ее утрате; необходимо мудрое сочетание того и другого.) Не будем сейчас затрагивать больные вопросы каноничности образовавшихся разных юрисдикций (уже около семи!), тем более что при переходе из одной в другую клирики принимаются в сущем сане. Обратим внимание на то, что разные образовавшиеся юрисдикции обнаруживают ныне разное отношение к идеологии и миссии РПЦЗ.

У одних более выражено покаянное стремление окончательно преодолеть наследие феврализма в Церкви и официально восстановить богоугодное отношение к православной монархии в том числе и на богослужебном уровне. У других такой потребности нет – особенно в американских приходах, где прихожане "привыкли пользоваться благами демократии"; попытки поставить этот вопрос на серьезное обсуждение не удавались как "несвоевременные", "ради сохранения церковного мира" (там некоторые не пошли на унию с МП лишь из боязни потерять всё те же свои "кирпичи")... Заметно и разное отношение к опасностям антихристианской глобализации и электронного контроля над человечеством (одни драматически преувеличивают значение технических средств, другие обращают внимание только на эти преувеличения, но не давая убедительного ответа на саму проблему внедрения эсхатологии в современность). Приходилось даже читать мнения некоторых архиереев, что антихрист "уже приходил" в СССР, предсказанный в Откровении запрет покупать-продавать реализовался там в виде хлебных карточек, в СССР и было уже царство антихриста... – стало быть, не для своего долгожданного мошиаха иудеи готовятся восстановить храм в Иерусалиме?..

В области идеологии трудно также считать оправданным благодушие, в силу прежней совместной "антикоммунистической борьбы", по отношению к властям США, геополитика которых из антикоммунистической превратилась в явно антироссийскую и антихристианскую (как можно забыть недавнюю агрессию против Сербии с "пасхальными" бомбардировками!). Непонятно и благожелательное отношение к американским марионеткам типа Ющенки, которые ради оправдания своей самостийности стремятся переплюнуть своих менторов в русофобии, искажая русскую историю и запрещая русский язык. Надо ли напоминать, что в исторической Русской ПЦЗ великороссы, малороссы и белорусы всегда считались триединым богоносным Русским народом, имеющим единую миссию в плане Божьего мiроустройства. Немалая часть нынешнего православного населения Украины продолжает так считать и сегодня – и допустимо ли для духовенства РПЦЗ в угоду каким-то своим местно выгодным организационно-политическим расчетам предавать чаяния этих людей и заставлять их искать опору только в МП, объединяющей их с Россией, – и вдобавок обличать МП еще и за это?

Отношение к МП со всеми ее грехами и неправдами – особая проблема. Одни предлагают анафематствовать "сергианство" (вернее: его апологетов, что не означает анафему всем поголовно), другие уже анафематствовали всю РПЦ МП и требуют того же от других, в том числе даже от нецерковных организаций (как Союз Русского Народа). Позволю себе напомнить, что в этом отношении в традиции РПЦЗ было много разных частных мнений, в том числе о "безблагодатности" советской "сатанинской" церкви, однако в официальных соборных посланиях РПЦЗ сквозь всю ее историю проходит отношение к Церкви на родине (именно к ее официальной части, а не к катакомбной – с нею было полное молитвенное единство) – как к "подъяремной", "плененной", "несвободной" и лишенной каноничного возглавления, нуждающейся в исцелении. Даже когда утверждалось, что ее "высшие иерархи стоят на гибельном пути", все равно к ней относились как к части Русской Церкви. Еще одной ее частью, свободной, считала себя Русская Зарубежная Церковь, что отражено в "Положении о Русской Православной Церкви за границей": «Русская православная Церковь за границей есть неразрывная часть Поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с постановлением Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362».

Так уж получилось, что в Союзе Русского Народа (организации общественной, а не церковной, где поэтому согласно Уставу сотрудничают соратники всех православных юрисдикций) мне приходится иметь дело со многими прихожанами и даже клириками МП, которые полностью единомысленны с идеологической и духовной традицией РПЦЗ и даже чтут ее более точно, чем некоторые нынешние "зарубежники". И потому мне кажется близким к истине вот такое суждение одного из священников РИПЦ (давнего выходца из МП), сказанное в 2008 г. в рамках их собственной внутренней полемики: «Свобода от административной подчиненности такой церкви [МП] – это благо для тех, кто его понимает и умеет им воспользоваться. Борьба против этой церкви, особенно с применением деклараций сакраментального характера ("нет благодати") – дело духовно опасное, и, по-видимому, недоброе вовсе. Не можем мы запрещать Богу спасти чад Московской патриархии, равно как и христиан других конфессий, хотя и видим их конфессиональные грехи и трудности – вместе со своими, что очень важно».

К тому же, к сожалению, не всегда в высказываниях представителей "зарубежного" духовенства можно заметить традиционное для исторической РПЦЗ разделение между политикой неправедных властей в РФ (в т.ч. церковных) – и национальными, в т.ч. геополитическими интересами нашего триединого народа и исторической России, которые существуют независимо от всех нынешних власть предержащих. Иногда приходится даже слышать, что "России больше нет", "русская земля проклята", "русского народа больше нет, остались одни совки-дегенераты", которых совсем не жалко (традиционная в РПЦЗ Молитва о спасении России для таких "белосовков" уже ничего не значит)... А у одного из "осколков" РПЦЗ обнаружилась другая крайность: окормление в числе антипутинской оппозиции даже красных "русских патриотов"...

От таких "пятен на солнце", к сожалению, страдает и авторитет всей исторической РПЦЗ в среде единомысленных с нами порядочных людей, прихожан и клириков МП. Ведь и давняя клевета против исторической РПЦЗ продолжается, и многие воспринимают все нынешние юрисдикции РПЦЗ и их грехи как нечто общее, что подпитывает и прошлую клевету. Но виноваты ли в нынешних наших ошибках отцы-основатели РПЦЗ, ее мыслители и святые подвижники, чье наследие мы стремимся привить нашему православному народу? И мы все за это ответственны. Ни у кого из нас нет собственных заслуг, мы все светимся единым отраженным светом исторической РПЦЗ, и должны быть хотя бы достойны его. Иначе в чем оправдание продолжения нашего существования в "зарубежном" статусе в данное время? Неужели в том, чтобы плохому Путину противопоставлять "хороших" Ющенку, Ходорковского и Пуси-райт?

К сожалению, наше общее наследие РПЦЗ в некоторых наших новых юрисдикциях не только идеологически мельчает в плане понимания места и ответственности русского народа в истории, но и порою извращается на богословском уровне, о чем свидетельствуют даже еретические уклоны, отрицающие Священное Писание (от "обезьянней" теории происхождения человека до утопического хилиазма и расового экуменизма), впадающие к крайности (имябожия, царебожия), хулящие общепризнанные чудеса Божии (напр., схождение Благодатного огня на Пасху), мифотворчески почитающие "святыми" несвятых исторических персонажей... Это кое-где усугубляется и странной терпимостью ("любовью") священноначалия к подобным "творческим" клирикам с игнорированием церковных канонов – все эти "сто цветов" ранее были немыслимы в исторической РПЦЗ. Сейчас же попытки выкорчевать подобные сорняки могут годами оставаться безуспешными и даже наталкиваться на встречное осуждение со стороны священноначалия за "нарушение церковного мира". А у кого-то из ищущих истинную Церковь невольно может возникать вопрос: есть ли сейчас юрисдикция, которая вправе безспорно называть себя подлинной преемницей РПЦЗ не только по канонам, но и по верности миссии РПЦЗ перед Господом Богом?

Один из заметных в последнее время еретичествующих "клириков" прямо заявил на официальном сайте своего первоиерарха, что «РПЦЗ на территории РФ - нет!», ибо все "совки". А потому всем "истинным зарубежникам" надо либо сваливать с проклятой Богом русской земли, либо создавать вместо РПЦЗ катакомбную сетевую структуру белых христиан независимо от их конфессий... (Текст этой программы всё еще стоит на данном официальном сайте...). Хочется сваливать – так ведь никто не запрещает, но зачем при этом ради самооправдания так дискредитировать РПЦЗ?

Если подобное "идеологическое творчество" будет безнаказанно продолжаться и дальше, позоря традицию РПЦЗ в глазах православного народа, то никакой каноничной традиционной РПЦЗ и в самом деле не будет. В связи с этим вспоминаются слова Самого Господа: «Сын Человеческий пришед едва ли обрящет веру на земле» (Лк. 18:8)... Неужели это время наступает и для РПЦЗ?..

Народы Гога и Магога окружили "стан святых". Фрагмент цикла Апокалипсис. 1668 г.

Утешает лишь то, что и слова Откровения о сохраняющемся до конца истории «стане святых и граде возлюбленном» (гл. 20) – непреложны. Если мы, наследники РПЦЗ, окажемся неспособны его сами создать под четким единым омофором РПЦЗ, придется его искать. Он несомненно будет противостоять антихристу на Русской земле, освященной кровью безчисленных мучеников. Ибо никакой другой народ в мiре не совершил такого христоподражательного подвига, как они, и никакой другой народ уже не имеет ни способности ни желания, создавать такой святой Стан и Град. Говоря о гонимых христианах-исповедниках самых последних времен, уважаемый всеми нами отец Серафим (Роуз) высказывался в одном из писем, что в столь критических условиях вообще«вопрос юрисдикций отступит на второй план» – «каждый монастырь или общину мы рассматриваем как часть будущей катакомбной "сети" борцов за истинное Православие» ("Не от мiра сего". М., 1988. С. 915).

Хочется всё же надеяться, что именно идеологическое и духовное наследие РПЦЗ окажется востребованным для этого Стана и Града – независимо от судьбы самой структуры РПЦЗ. И этим она продолжит выполнять свою миссию до конца усилиями тех, кто потрудился для этого до нас и лучше нас.

М.В. Назаров
Август 2013

ПС. Буду очень благодарен за конструктивную критику, поправки, уточнения.

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=300029

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Об идеологии и об оправдании миссии Русской Зарубежной ЦерквиАндрей2 23.08.2013 13:13
Цитата:
Новые дискуссионные размышления мiрянина в его затянувшемся ожидании ответа на прежние насущные вопросы
А какие собственно вопросы вы задаете всем, кроме собственно высказанных тезисов?

Лично у меня такие вопросы к Вам и руководству РПЦЗ на которые давно жду ответа:

1. Считаете ли вы, что учение о Православном Царстве, есть неотъемлемая часть Православного вероучения?
2. Считаете ли вы, что вопрос об отношении Церкви к революции февраля должен быть вынесен на Соборное обсуждение?
3. Допустимо ли по вашему мнению наличие в Церкви таких мнений, что монархия, как закон о передачи власти по крови, есть не единственно возможная форма правления для Православного Царства?
# RE: Об идеологии и об оправдании миссии Русской Зарубежной ЦерквиАндрей2 24.08.2013 22:13
1. Если в Православии нет учения о Православном Царстве, тогда сергианство - это не ересь, а раскол по политическим соображениям.

15е правило двукратного константинополь ского Собора подразумевает возможность отделения от вышестоящего священноначалия в виду некой ереси.

Если же сергианство не ересь - РПЦЗ не имеет право следовать данному канону.

Вот экуменизм это ересь, но эта ересь в МП появилась значительно позже уже произошедшего раскола.

2. Революционная власть февраля была антихристовой или не антихристовой? - этот вопрос обязателен потому, что если не спросив этого у Собора всей Церкви, в дальнейшем окажется что власть революции февраля все таки власть антихристова

то вынесение анафемы сергианства в том виде, в котором оно предлагается сейчас

означает подпадение под собственную анафему.

3. Одно из устоявшихся мнений - то что суть антихристовой революции в нарушении закона крови - закона кровной клятвы.

Не возможно решить проблему сергианства, не поставив на обсуждение Собора Церкви вопроса об отношении Церкви к такому понятию как монархия.
+1 # RE: Об идеологии и об оправдании миссии Русской Зарубежной ЦерквиМитрополит Агафангел 22.08.2013 17:52
Я совершенно согласен с тем, что надо определить приоритеты: за что, действительно, надо бороться и что отстаивать, а что может быть на правах частного мнения. Это очень для нас важно - идти правильным путем, или блуждать в закоулках разных фантазий.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.