АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

«Уходили мы из Крыма…»

11 ноября 1920 года началась одна из крупнейших, отлично организованных и бескровных операций по эвакуации морем. Данная операция, которую некоторые отечественные историки называют не иначе, как «великий исход», была заранее тщательно проработана и спланирована штабом генерала Петра Николаевича Врангеля. За 5 дней (с 11-16 ноября) из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, вместивших в себя около 150 тысяч человек...

великий исход

Среди эвакуированных было до 15 000 казаков, 12 000 офицеров, 4000-5000 солдат и офицеров регулярных частей, свыше 30 000 офицеров и чиновников тыловых частей Русской Армии П.Н. Врангеля, 10 000 юнкеров и до 60 000 гражданских лиц, в большинстве своем — семей офицеров и чиновников. План операции был разработан еще в мае. Все корабли, и другие плавсредства были распределены по портам. В тех же портах "приписки" был образован неприкосновенный запас угля, машинного масла и продовольствия на случай объявления эвакуации. Также были предусмотрены все меры для недопущения паники в городах, давки при погрузке, и даже возможных конфликтов на кораблях. Ведь ранее при эвакуации в Одессе и Новороссийске были зафиксированы частые случаи, когда из-за недостатка мест на кораблях, люди в агонии выкидывали друг друга за борт. Успех операции через двадцать лет оценили бывшие противники Врангеля. Его план  был использован советскими военно-начальниками при  эвакуации советских войск с полуострова зимой 1941-1942гг..

Кильватерная колонна транспортов в дни эвакуации из Крыма

Но это было потом. А пока, утром 11 ноября 1920 года черный барон белого Крыма (как часто называли генерала  Врангеля), последний правитель Белого Юга России, отдал приказ об эвакуации . В нем в частности говорилось: "всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага".

Интересно, что на момент начала эвакуации не одна из стран не подтвердила свое согласие на принятие судов. Судьба отъезжающих была неизвестна. К тому же у крымских властей был недостаток топлива, что могло привести  приведет к большой скученности на пароходах. Не было средств для помощи в пути, не хватало провианта и лекарств.
Как только было принято решение об эвакуации из Крыма, сразу же был отдан приказ о сосредоточении судов в портах, согласно выработанному плану. Войска, получив приказ оторваться от противника, быстрыми переходами, в течение двух-трех дней, достигли указанных им портов.

Графская пристань в Севастополе в дни эвакуации

С раннего утра  по улицам Севастополя начали передвигаться повозки и группы людей направлявшихся в сторону порта. Желающие выехать записывались в штабе генерала Скалона, и их количество оказалось столь велико, что уже тогда стало ясно, что расчеты Южнорусского правительства и штаба Врангеля будут значительно превзойдены, а тоннажа судов может оказаться недостаточно. Днем 12 ноября в Севастополь прибыли перегруженные людьми последние поезда, в том числе поезд командующего 1-й армией генерала Кутепова. Погрузка лазаретов, многочисленных управлений и служб, а также населения шла довольно организованно и в полном порядке.

Главнокомандующий Русской армией генерал П.Н. Врангель при эвакуации из Севастополя. 1920 г.

Утром 14 ноября генерал Врангель и командующий флотом адмирал Кедров объехали на катере грузящиеся суда Севастополя, погрузка которых почти закончилась. В тот же день суда из Севастополя стали выходить в море, а утром 15 ноября прибыли в Ялту. Затем многочисленные плавсредства пошли на Феодосию. В Феодосии погрузка проходила менее удачно.  В Керчи эвакуация началась позже всех.

Графская пристань в Севастополе в дни эвакуации-2

14 и 15 ноября здесь в спокойной обстановке шла посадка на "Мечту", "Екатеринодар", "Хоракс", "Поти", "Самару". Еще за городом офицеры и квартирьеры Керченского гарнизона, собранные в отдельный батальон, специально предназначенный для поддержания порядка при погрузке, встречали подходившие части, указывали им дорогу к пристани, сообщали правила погрузки. Грузились конные части донских и кубанских казаков, местный гарнизон и тыловые учреждения. Ярким солнечным днем 16 ноября погрузились последние патрули юнкеров.

104426844_R2_e

96643_original

Пароходы вышли в море перегруженными до крайности, все палубы и мостики, трюмы и проходы были буквально забиты людьми.

Художник Дмитрий Белюкин. “Белая Россия. Исход”

Так ушел в свой последний поход русский Черноморский флот. В последний поход ушла и Русская, (бывшая Добровольческая) армия. Так печально закончилась история некогда великой империи...

Крейсер генерал Корнилов покидает Крым

Над Черным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летели горе и гибель с Севера.

Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом,
И Ангел плакал над мертвым ангелом…
Мы уходили за море с Врангелем.

Владимир Смоленский (1901 -1961)

http://crimeahistor.livejournal.com/14463.html

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: «Уходили мы из Крыма…»Протодиакон Герман 11.11.2014 17:19
Спаси Вас Господь, отец Евгений, что подумали отметить это грандиозное, небывалое в Истории событие, послужившее рождению той загадочной страны без материка под именем ЗАРУБЕЖНАЯ РОССИЯ, из которой и вышла наша ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ !
Преклонимся перед подвигом наших Отцов Белых воинов.
Понятно почему для нас Крым -- священная земля.
Протод. Герман
# RE: «Уходили мы из Крыма…»Eugene 11.11.2014 20:01
Полностью согласен с Вами, о. Герман! Как жаль, что эта земля, после оставления ее белыми, вот уже скоро 95 лет продолжает переходить из одних красных рук в другие....

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.