АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Письмо митрополита Ленинградского Иосифа архимандриту Льву (Егорову)

петровыхПисьмо митрополита Ленинградского Иосифа архимандриту Льву (Егорову)

Дорогой Отче!

До последнего времени я думал, что мой спор с Митрополитом Сергием окончен и что, отказавшись дать принести себя в жертву грубой политике, интриганству и проискам врагов и предателей Церкви, я смогу отойти спокойно в сторону, добровольно принеся себя в лучшую жертву протеста и борьбы против этой гнусной политики произвола.

Я был совершенно искренен, когда думал и говорил, что «ни на какой раскол я не пойду и подчинюсь беззаконной расправе со мной - вплоть до запрещения и отлучения, уповая на одну правду Божию». Но оказалось, что жизнь церковная стоит не на точке замерзания, а клокочет и пенится выше точки простого кипения. Мое маленькое «дело» вскоре оказалось лишь малой крупицей столь чудовищного произвола человекоугодничества и предательства Церкви интересам безбожия и разрушения этой Церкви, что мне осталось удивляться отселе не только одному своему покою и терпению, но теперь уже приходится удивляться и равнодушию и слепоте тех и других, которые еще полагают, что попустители и творцы этого безобразия творят дело Божие, «спасают Церковь», управляют Ею, а не грубо оскорбляют Ее, издеваются над Нею, вписывают себя в число Ее врагов, себя откалывают от Нее, а не они откалывают тех, которые не могут терпеть долее этой вакханалии грубого насилия и безобразно кощунственной политики. Может быть я терпел бы и это. Моя-де хата с краю, как теперь Ваша. Но, дорогой Отче, я вдруг с особой болью стал чувствовать себя в значительной мере ответственным за нечестия Церкви. Ведь как Вам небезызвестно, я один из Заместителей Патриаршего Местоблюстителя, который связан страдальческим долгом не просто заменить арестованного предшественника, но быть ему и свободным предостережением на случай замены при возможности его духовного падения. Конечно, такое падение должно бы в нормальных условиях жизни церковной сопровождаться и судом и соборным решением. Но какой суд и соборное решение возможны теперь, при настоящих условиях? И каким судом и соборным решением с архиереем, со мной, учинена расправа, допустимая по правилам лишь при большом грехе с моей стороны? Почему же, требуя суда и соборного решения в одном случае. Вы допускаете отсутствие их в другом? Не есть ли такой аргумент тоже благодарный материал для отдела несообразностей в логическом задачнике? Погодите, придет — мы надеемся - время, когда будут говорить о наших событиях и суд[ах]. И кто тогда будет более обвиняемым, еще большой вопрос. А пока дело обстоит так: мы не даем Церкви в жертву и расправу предателям и гнусным политиканам и агентам безбожия и разрушения. И этим протестом не сами откалываемся от Нее, а их откалываем от себя и дерзновенно говорим: не только не выходили, не выходим и никогда не выйдем из недр истинной Православной Церкви, а врагами Ее, предателями и убийцами Ее считаем тех, кто не с нами и за нас, а против нас; не мы уходим в раскол, не подчиняясь Митр[ополиту] Сергию, а Вы, ему послушные, идете за ним в пропасть Церковного осуждения.

Мы зовем вас и укрепляем ваши силы на борьбу за независимость Церкви, только совсем не так, как вы полагаете должным: не согласием с поработителями этой Церкви и убийцами Ее Святой независимости, выявляющейся сейчас в Ее святом бесправии, а громким и решительным протестом против всякого соглашательства, лицемерных и лживых компромиссов и предательства интересов Ее интересам безбожного мракобесия и ожесточенной борьбы со Христом и его Церковью. Ужели Вы не видите несогласимое ничем противоречие и не соображаете в Вашей дилемме: «Снимаете ли Вы с нас послушание Вам тем, что уходите в раскол или, подчиняясь Преосв. Сергию, укрепляете и в нас силы на борьбу за независимость Святой Церкви?» Я ухожу в раскол? Подчинение Сергию - борьба за независимость Церкви? Милый мой! Да над этим посмеется любая ленинградская старуха! Может быть не скоро: вас пока больше, чем нас. И пусть за мной нет «большой массы», как Вы говорите... Но я не сочту себя никогда раскольником, хотя бы оставался в единственном числе, как некогда один из святых исповедников. Дело вовсе не в количестве, не забудьте ни на минуту этого: «Сын Божий, когда вновь придет, найдет ли вообще верных на земле?» И может быть последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников Ее разорения будут не только не епископы и не протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие Ему простые души.

Итак, дорогой Отче! Не судите меня так строго, особенно Вашим Вальсамоном. Полагаю, что он был далеко не то, что сами авторы Святых правил в понятном каждому смысле и без особых толкований. Не потому ли в моей книге правил и не упомянуто никакого Вальсамона и что во всяком случае этот Вальсамон не может быть авторитетным и верным толкователем наших событий, не предусмотренных никакими толкованиями и правилами.

Не судите же меня строго и четко усвойте следующее:

1) Я отнюдь не раскольник и зову не к расколу, а к очищению Церкви от сеющих истинный раскол и вызывающих его.

2) Указание другому его заблуждений и неправоты не есть раскол, а, попросту говоря, введение в оглобли разнуздавшегося коня.

3) Отказ принять здравые упреки и указания есть действительно раскол и попрание истины.

4) В строении церковной жизни участники - не одни только верхушки, а все Тело церковное, и раскольник тот, кто присваивает себе права, превышающие его полномочия, и от имени Церкви дерзает говорить то, что не разделяют остальные его собратия.

5) Таким раскольником показал себя Митр. Сергий, далеко превысив свои полномочия и отвергнув, и презрев голос многих других святителей, в среде коих сохранится чистая истина.

Вскользь Вы упоминаете, что в числе путей к истине «Христос указал нам еще один новый путь: да любите друг друга», каковой путь, по-видимому, Вы считаете мною упущенным из виду при моих действиях, на это я Вам напоминаю, Отче, дивное заключение Митрополита Филарета в слове о любви к врагам: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». (Том I стр.285. Слово в нед.19 по Пятид.) Сравните] еще Апостола любви (II Иоанна I, 10-11).

Защитники Сергия говорят, что Каноны позволяют отлагаться от Епископа только за ересь, осужденную Собором, против этого возражают, что деяния М[итрополита] Сергия достаточно подводятся и под это условие, если иметь в виду столь явное нарушение им свободы и достоинства Церкви Единой, Святой и Апостольской.

А сверх того, Каноны ведь многое не могли предусматривать. А можно ли спорить о том, что хуже и вреднее всякой ереси, когда вонзают нож в самое сердце Церкви, Ее свободу и достоинство? Что вреднее? Еретик или убийца? (Да не утратим помалу, неприметно тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков) (8-ое Прав. III Всел. Собора.)

WДНИВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.7, л.83-84. Рукопись.

Источник

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.