АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: Причина церковных разделений (1996)

Во времена церковных нестроений решающее значение для христианина имеет исповедание им правой веры и пребывание в лоне истинной Церкви. Этого не так сложно было придерживаться в период спокойствия и стабильности, в котором пребывала Православная Церковь со времён крещения Руси до начала нынешнего века. Однако "мятежный" дух, дух гордости, повсеместно распространившийся среди нас, не только радикально изменил социальное и экономическое устройство общества, но и внёс большой соблазн в ограду Церкви. Православный человек вопреки своему желанию постоянно ставится перед выбором – где истинная Церковь.

Всеобщее разделение и раздробление Православной Церкви делает практически невозможным подробный анализ каждого отдельного случая такого разделения. Да и анализ не привёл бы к каким-либо результатам. Нынешние разделения – это вопрос даже не догматический, поскольку новых догматов никто не выдумал и не исповедует, а, скорее, психологический и, в первую очередь, нравственный. Догматическая высота православного вероучения, к сожалению, часто даже не принимается во внимание в межцерковных спорах. На первый план выступают земные, "человеческие" аргументы – национальные, традиционные, экономические и др. Дух времени сегодня торжествует, и человеку православному всё труднее становится сохранить свою веру, не исказив её под воздействием внешних сил. И вследствие этого всё больше появляется возможностей для новых расколов и нестроений. Невозможно объяснить пастве, например, Киевского патриархата неканоничность их положения, тем более невозможно это сделать пастве Московской патриархии. Люди в наше время перестали воспринимать слова: слово потеряло всякую ценность, будучи затаскано в делах сугубо земных, делах плоти – рекламе, политике, бизнесе и развлечениях. Весомым аргументом продолжает ещё оставаться благочестие. Всякая "церковь" старается в своих рядах иметь как можно больше "святых". Однако "святость" также нельзя признать решающим аргументом. Крайняя аскетика египетских отцов оказалась удобной почвой для ереси монофизитства. А сколько "святых", поражающих воображение своими "подвигами", в католической церкви и даже у восточных языческих религий? Традиционный в таких случаях аргумент, – "у нас чудеса от Бога, а у вас от беса", могут привести представители любой конфессии, и, скользя по поверхности сознания, такие доводы не приводят, да и не могут привести к какому-либо положительному результату. Потому что, по существу своему, это не довод а одна из форм самооправдания или самозащиты, пригодная практически для любого случая. "Я не хочу знать, что у вас, потому что все, что у вас – от дьявола". Подобными аргументами фарисеи времен Иисуса Христа пытались дискредитировать чудеса и поступки самого Спасителя и Его учеников. Это уже некий психологический барьер, защищающий своё самосознание или свою веру. Он хорош для человека, который действительно находится в лоне истинной Церкви. И катастрофа для тех, кто воздвиг этот барьер на пути благодати Божией. В наши дни этот барьер стал непреодолимым препятствием у входа в ограду истинной Церкви Христовой. Однако у нас, у православных христиан, есть сильное средство способное разрушить любые барьеры на пути к Богу. Именно посредством его, а не чудесами, Христос победил мир, и именно оно лежало в основе всех действий Спасителя. Это единственное всепобеждающее средство – любовь, которая сокрушает все препятствия на своём пути, любовь не человеческая, страстная, которая только калечит и разрушает душу, а божественная, всепрощающая и торжествующая, которая может быть только среди истинно-верующих людей. Одним из самых характерных признаков секты является отсутствие любви и крайняя озлобленность её членов, которые готовы буквально уничтожить всех, кто к ней не принадлежит. Также признаком секты является имитация любви, как это явлено у многих протестантов, пытающихся завернуть пустоту в привлекательную упаковку. В России они вначале твердили о том, что прибыли с добрыми намерениями проповедовать слово Божье, но затем выяснилось, что они полны ненависти к нашей истории, к нашей православной вере. Теперь они уже не стесняются открыто насмехаться над Церковью, причём, совершенно не понимая духа и сути Православия, набрасываясь на какие-то внешние проявления или же приводя совершенно примитивные, давно обоснованно отвергнутые Церковью, аргументы против основных православных догматов.

Рассуждать православно о предметах веры можно только имея любовь к Богу и ближнему. Это тот критерий, который не позволяет соскользнуть с верного пути. Истинная любовь, по слову апостола, не превозносится, долготерпит, не злобствует. Не навязывает себя всем проходящим и демонстративно не кичится своей болью и своими скорбями. Прощает и милует своих обидчиков. Ничего не требует. Никому не завидует. Любовь долготерпит... Ждет, когда прозреют сердца, оттают души, просветлеют мысли. Без этого невозможно обращение человека к Богу. Свободная воля у всех нас, и только от неё зависит, куда мы обращаем свои взоры. Бог любит и ждет нас – Церковь земная преддверие Его небесного чертога. Мы отпадаем от Церкви в первую очередь тогда, когда отворачивается от божественной любви, когда гордость, и злоба входит в наши сердца, когда земной расчет заслоняет вечную истину. Все отпавшие от Церкви – люди с охладевшими сердцами, утратившие возможность быть проводниками божественной любви. Или же просто безжалостно обманутые своими отпавшими пастырями, на авторитет которых несчастные возложили всё своё упование. По-другому быть не может – в этом случае нет альтернативы. Всё остальное – канонические оправдания, разного рода обоснования и требования к этому прилагаются... Они уже вторичны.

1996 г.

Журнал "Русский Сигор" №№4-6, 2009 г.

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.