АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: Можно ли священнослужителям призываться в армию?

Церковь предаёт анафеме (отлучает от себя) тех, кто однажды принял решение служить Богу (священниками, диаконам, присягнувшим Богу, и монахам, давшим Ему обеты) и изменивших этому своему обещанию. Не то, что воевать, но запрещает даже, оставив служение Богу, устраиваться на мирскую работу.

Об этом говорит Правило 7-е Четвёртого Вселенского Собора:

"Служителям алтаря (вступившим в клир) или принявшим монашество, Собор определяет не вступать ни в воинскую службу, ни занимать мирскую должность: дерзнувших так поступить и отказывающихся с покаянием вернуться к тому, что прежде обещали Богу, предавать анафеме".

Вступившим в клир оставить своё служение и заняться мирскими делами также запрещают 3-е правило Четвёртого, 10-е Седьмого Вселенских Соборов и 11-е правило Двукратного Собора,

(Смотри также Ап. 6, 20, 81; IV Всел. 16; Трул. 21; Карф. 16).

* * *

Правило 66-е Свв. Апостолов предписывает лишать сана клириков за невольное убийство, а Правило 27-е повелевает извергать из сана даже тех клириков, кто бьёт физически других людей, не говоря уже о том, чтобы вести бой с оружием в руках с намерением убить противника. Правило 55-е Василия Великого предписывает лишать сана священнослужителя, убившего напавшего на него разбойника. 83-е Апостольское правило требует извергнуть из сана священнослужителей, даже "в воинском деле упражняющийся" (стреляющих в тире и проч.). Правило 135-е Номоканона отлучает даже священнослужителя, решившего заняться охотой, ловлей птиц или животных.

Принято считать, что все верующие миряне, участвовавшие в войне и пролившие кровь, подвергаются епитимии, согласно Правилу 13 Свт. Василия Великого, которое советует (не предписывает) три года им воздерживаться от Св. Причастия. Однако, это правило практически не соблюдается и этот вопрос отдаётся на рассмотрение духовника, который может назначать после исповеди различную епитимию в каждом конкретном случае.

* * *

Конечно, в наше время священнослужители часто вынуждены зарабатывать себе на жизнь трудясь в миру, поскольку современные малочисленные и бедные приходы не могут обеспечить им даже пропитание и жильё. Но, в таком случае, священнослужитель не оставляет своё призвание и продолжает исполнять главное дело своей жизни — взятое на себя послушание служить Богу.

Православным священнослужителям ни в коем случае нельзя брать в руки оружие и проходить службу в армии, даже если его официально призовут и будут принуждать это делать. В таком случае он должен выбрать, что для него выше — служение Богу или служение государству, в котором он живёт. Если он отвергнет служение Богу и изберёт вместо Бога государство, то должен быть лишён сана или звания, в котором был призван для этого служения, и, согласно Правилам, отлучён от Церкви.

Но священнослужитель, конечно, может быть рядом с воинами, защищающими своё отечество, молиться о них, чтобы война не превратила их в бесчеловечных убийц и мародёров, укреплять их твёрдость и решимость, а если священник находится непосредственно среди бойцов (как капеллан), то проводить беседы, крепить их воинский дух, служить молебны и напутствовать Таинствами, и, конечно, провожать в последний путь тех, кто отдал свои жизни за защиту родины и за "други своя". Он может освящать личное оружие (но не оружие массового поражения), употребляемое ради защиты тех, кто не может себя защитить, а также для защиты отечества против другого оружия, но ни в коем случае не против мирных жителей, — но сам при этом священник не может брать в руки оружие и, тем более, проливать кровь, даже противников на поле брани. Это воинское служение священника высокая и богоугодная миссия, которая под силу очень немногим людям. Пусть Бог благословит и укрепит всех православных священнослужителей, которые в эти тяжёлые дни рядом с нашими защитниками!

Но это касается только тех, кто защищает свою родину. Тем, кто нападает на других, как это сейчас делает армия РФ в отношении Украины — нет никакого перед Богом оправдания, а так называемые священнослужители среди них — без всякого сомнения служители сатаны, а не Бога. Пусть никто не обманывается из числа пришедших на чужую землю убивать, грабить, разрушать и насаждать здесь советские идеалы и порядки — место их только в аду, вместе с их командирами и "религиозными идеологами". Это точно также касается и внутренних врагов  тех бессовестных людей, которые здесь, в Украине, учат народ безбожию и шовинизму, обворовывают солдат на закупках питания, амуниции и оружия, крадут и продают гуманитарную помощь, равно как и тех "союзников", которые поставляют оружие ровно в том количестве, чтобы война не кончалась и было как можно больше убитых как с той, так и с другой стороны. Да вразумит их всех Господь!

* * *

К сожалению, в наше время верующих людей осталось мало и многие, не имея веры в Бога и не понимая высоты ответственности служения Ему, не примут того, что здесь сказано, а отказ священнослужителя от обычной армейской службы посчитают предательством. Что-ж, в таком случае верующий человек должен со смирением претерпеть все насмешки, издевательства и наказания, но от Бога не отрекаться, чтобы сохранить свою душу не в этом мире, а в вечности, в Небесном Царстве.

+ Митрополит Агафангел

18 июня / 1 июля 2023 года

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Митрополит Агафангел: Можно ли священнослужите лям призываться в армию?Митрополит Агафангел 06.06.2024 14:50
Сейчас в Одессе, всеми правдами и неправдами, пытаются забрать в армию нашего диакона. Получается, что если он пойдёт служить на общих основаниях, я буду вынужден (должен) лишить его сана? Как-то так, выходит.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.