АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Запись программы "Преображение". Выпуск № 6. Священник Павел Адельгейм искал помещение для служения после ухода из МП (ВИДЕО)

Интервью с Архиепископом Софронием.

Печать E-mail

Фотогалерея Мятляевских чтений

ФОТОГАЛЕРЕЯ: "Се что добро или что красно..." Проблемы истинного православия обсуждались на Первых Мятлевских чтениях

В течение трех дней – с 6 по 8 сентября - в уютном помещении храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" в поселке Мятлево Калужской области звучали доклады и дискуссии о современном Истинном Православии – о путях развития Православной Церкви вне экуменического "мирового православия".

Печать E-mail

Погребение игумении Макрины в Греции

М. Макрина-1Во вторник вечером, 7/20 августа 2013 года, преподобная мать Макрина, игумения монастыря святой Параскевы (Ахарнэ, Афины, Синод Противостоящих) почила о Господе после продолжительной болезни.

Отпевание совершили во второй половине дня в среду, 8/21 августа, Его Преосвященство, епископ Киприан Орейский, местоблюститель Священной Митрополии Синода Противостоящих и духовный отец монастыря, и Преосвященнейший епископ Климент Гардикийский вместе с членами духовенства. Также на погребении присутствовали монахини из монастыря Святых Ангелов (они пели на клиросе) со своей игуменией – м. Таксиархией, сестры из других монастырей и большое количество верующих, среди которых был и мэр города – Сотериос Доурос.

Оба епископа произнесли надгробные слова, которые сопровождались последним поцелуем. Затем тело было перенесено на монастырское кладбище, где мать Макрина, по ее желанию, была похоронена в могиле предыдущей игумении монастыря – м. Параскевы. После чина погребения всем присутствующим была предложена поминальная трапеза.

М. Макрина-6

Мать Макрина, в миру Мария Керамидас, родилась в Пирее в 1933 году. Когда ей было семь лет, она потеряла своего отца, который был убит, сражаясь за свою родину на албанском фронте. В возрасте двадцати двух лет, в 1955 году, она ушла из дома, чтобы стать монахиней из большой любви к Господу нашему Иисусу Христу, Жениху душ наших, следуя примеру святой Параскевы, перед чьей иконой она молилась. Мать Макрина планировала уехать в старостильный монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Тракомакедонесе (Восточная Аттика), который тогда процветал духовно, но "по ошибке" ее приняли в автобус, идущий в монастырь Св. Параскевы в Ахарнэ, который также следовал старому стилю. Приняв это как знак того, что Господь и ее любимая святая благословили ей там быть, она осталась в этом монастыре.

Мать Макрина предала себя в послушание первой настоятельнице монастыря – игумении Христонимфе († 1973), которая подвизалась вместе с духовным отцом монастыря, старцем Иеронимом, со дня основания обители (1930 г.) и в течение дальнейшего ее развития. 

Мать Макрина была пострижена в великую схиму на Праздник святой Параскевы, 26 июля 1962 года, епископом Геронтием Саламинским и получила имя старшей сестры святого Василия Великого.

С 1973 по 1996 год м. Макрина жила в послушании второй монастырской игумении, преподобной матери Параскевы, которая перед своей кончиной заповедала своим сестрам, в столь путанное время, связанное с вопросом церковного календаря, укрыться под духовную защиту Его Высокопреосвященства, митрополита Киприана, которого они знали и к кому питали глубочайшее уважение.

После кончины игумении Параскевы оставшаяся небольшая часть сестричества действительно присоединилась к церковной юрисдикции Синода Противостоящих, и, из послушания митрополиту Киприану, мать Макрина согласилась стать третьей игуменией исторического и благословенного монастыря Св. Параскевы. Она была возведена в сан игумении митрополитом Киприаном в праздник Живоносного Источника, 6 апреля 1996 года (ст. ст.), и с тех пор духовная связь между ними всегда оставалась сильной и глубокой.

М. Макрина-5

Мать Макрина упорно трудилась для развития монастыря, который хотя и страдает от многих испытаний, однако выявляет духовный прогресс. Сестричество пополнялось, а здания были отремонтированы. Это священное место явилось духовным центром православного свидетельства, а также оказало неоценимую практическую помощь пастырской работе Священной Митрополии Греческого Синода Противостоящих.

Мать Макрина всегда была прямой и искренней, простой и скромной. Она отличалась своей любовью, заботой, тактичностью, деликатностью и смирением. Она помогла своему сестричеству во всех отношениях, передала монахиням все, что было поучительным и важным, с тем, чтобы обеспечить им настоящую духовную жизнь после своего ухода в вечность.

Начиная с 2010 года, ее здоровье решительно ухудшилось: как диабетик, она страдала от тяжелой сердечной и почечной недостаточности. В течение последних трех лет своей жизни, и особенно в последний год, она переносила болезни мужественно, готовясь к своему исходу.

Духовно подготовленная, она испустила последний вздох на следующий день после праздника Преображения, за несколько дней до Успения Пресвятой Богородицы, вскоре после Праздника святой Параскевы, и, примерно, через три месяца после кончины Преосвященнейшего Митрополита Киприана. Да упокоится ее душа, сопровождаемая на своем пути молитвами всех, кто просит Господа о прощении ее грехов и о вечном покое в селении праведных.

М. Макрина-2 

М. Макрина-3

М. Макрина-4

Вечная память н.п. игумении Макрине!

Источник

Печать E-mail

Посещение Свято-Покровского монастыря в Блюффтоне (Альберта, Канада)

Блюффтон-1С 18 по 20 августа (ст. ст.) 2013 г. Его Преосвященство, епископ Авксентий  (Синод Противостоящих), в сопровождении архиепископа Хризостома, нанес пастырский визит в Свято-Покровский монастырь, расположенный в Блюффтоне, в далекой северной части провинции Альберты (Канада). Они совершили долгое путешествие по суше.

Восемь монахинь, включая новую послушницу в подростковом возрасте, а также 92-летнюю схимонахиню Варсонуфию, ведут свою поистине аскетическую духовную жизнь под руководством преподобной схимонахини Амвросии. Монастырь обслуживается иеромонахом Дионисием (Димитриевичем), который живет в священническом доме на территории монастыря. К этому дому прилегает около восьмидесяти гектаров лесного массива, поросшего соснами и березами. О. Дионисий служит литургию три раза в неделю, а также в выходные и праздники.

Мать Амвросия – одаренная игумения монастыря, которая в свое время пользовалась духовными советами таких светил Русской Православной Церкви Заграницей, как епископ Нектарий Сиэтлский и епископ Савва Эдмонтонский, погребенный в монастыре Блюффтона. Она и ее биологическая мать, покойная монахиня Феодора, которая получила свое монашеское воспитание в Австралии, переехали в обитель в 1993 году, по просьбе митрополита Виталия, и полностью восстановили ее, так как она была заброшена в 1990 году.

Блюффтон-4

Точные даты образования Блюффтонской общины не установлены, т.к. ее основатель, архиепископ Иоасаф (впоследствии архиепископ Аргентинский и Парагвайский) был вынужден покинуть Канаду и переехать в США на короткий период времени из-за своих проблем с видом на жительство. Тем не менее, эта община стала общепризнанной в РПЦЗ православной монашеской общиной в Северной Америке. Церковь монастыря была построена около 1930 г. или в 1932 г. и стала принадлежать собственности обители, оформленной еще в 1928-1930 гг. На протяжении многих лет это была первая монашеская мужская община, затем с 1950 по 1990 гг. – женская, а после 1993 г. она возродилась как женский монастырь.

Блюффтон-2

Здесь располагаются монашеский корпус, трапезная, и в конце зимняя Часовня. Этот большой, двухэтажный комплекс и отдельный корпус для посетителей были построены игуменией Амвросией и ее монахинями после 1993 года. 

В воскресенье, 19 августа (ст. ст.), в праздник преподобномученика Андрея и иже с ним, епископ Авксентий и отец Дионисий вместе с архиепископом Хризостомом совершили Божественную Литургию, на которой монастырский хор пел по-славянски (монастырь следует Славянскому Типикону) и по-английски в благолепном молитвенном стиле.  

После Божественной Литургии все присутствующие приняли участие в Агапе (праздничной трапезе).

В ходе своего визита, два иерарха много говорили с монахинями о духовной жизни: о важности послушания своей духовной матери; об актуальности Священного Предания и чтения святых отцов на фоне столь незрелого и инновационного православия, которое преобладает в Америке; о высоком призвании монашеской жизни; об избегании всевозможных фантазий и лживой информации на христианскую тему, которые заполонили в наше время интернет.

Иерархи отбыли из обители, вдохновленные духовной жизнью ее монахинь, но и встревоженные проблемами, с которыми они сталкиваются, особенно по поводу последнего случая, когда некое лицо, действующее от имени церковной юрисдикции, пыталось захватить имущество монастыря, и до сих пор предпринимает такие попытки. Можно только надеяться, что такие печально враждебные случаи, отвлекающие монахинь от их образцовых духовных подвигов, в конечном счете, только послужат укреплению, а не помехой этому избранному сообществу.

Блюффтон-3

По возвращении из Канады в Калифорнию, епископ Авксентий и архиепископ Хризостом посетили о. Иосифа Миллер и его матушку Варвару в Бэйнбридж Ислэнд (штат Вашингтон). Отец Иосиф, бывший психолог, 92-х лет, больше не служит в качестве священника, но, несмотря на некоторые немощи своего возраста, как и его жена, является активным и проницательным наблюдателем церковной жизни. Они оба постоянно оказывают моральную поддержку духовенству и верующим Греческого Экзархата, давая необходимые советы. Они также знакомы уже много лет с игуменией Амвросией, еще с того времени, как она, будучи музыкально образованной, служила регентом на одном из русских приходов в соседнем Сиэтле.

Пер. с англ.

Источник 

Печать E-mail

День памяти всех православных воинов на поле брани убиенных

за веру

11 сентября-День памяти всех православных воинов. В 1769 г., во время войны России с Турцией и Польшей было принято решение в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи совершать поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных, в столице Российской Империи в этот день принято было служить заупокойную литургию в Петропавловском соборе.Как говорится в Чине поминовения, «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за веру и отечество».( напомнил)

Печать E-mail

Бог оставил послание человеку внутри его генома


Исследователи из Гарвардского университета, сообщили, что они нашли то, что, кажется, является посланием Бога, записанным внутри человеческого генома.

Печать E-mail

В Пало Альто в Калифорнии в сентябре 1984 г. скончался архимандрит Спиридон (Ефимов)

архимандрит Спиридон

В Пало Альто в Калифорнии в сентябре 1984 г. скончался АРХИМАНДРИТ СПИРИДОН - кадет Тифлисского, Симбирского, Пажеского и 1 Сибирского кадетских корпусов.

До принятия монашеского сана Никодим Васильевич Ефимов, родился 13 ноября 1902 года, в день Препп. Никодима, Спиридона и Анатолия Печерских, в Кронштадте. Его отец, Василий Павлович Ефимов, был полковником Кронштадтской Крепостной Артиллерии и одновременно преподавателем в школе при Доме Трудолюбия. Мать его звали Евгения Алексеевна Ефимова. В то время в Кронштадте жил и работал на ниве Христовой Св. Иоанн Кронштадтский. Как сказано было выше, отец Никодима был одновременно преподавателем при Доме Трудолюбия организованным Св. Иоанном Кронштадтским. Сам отец Иоанн являлся другом его семьи, и часто их навещал. Все это сильно влияло на семью и она отличалась глубокой верой и религиозностью. В детстве и в молодости отца Спиридона звали Ника. Так как его мать, Евгения Алексеевна Ефимова, до рождения Никодима потеряла троих детей, то за Нику всегда все очень боялись. У отца Спиридона была сестра, старше его на четыре года: Мария Васильевна Зубова (урожд. Ефимова). Мария Васильевна как старшая сестра смотрела за ним в детстве. Эта трогательная любовь осталась у нее навсегда, и она так и продолжила всю свою жизнь присматривать за ним. Отец Спиридон учился в четырех кадетских корпусах: в Пажеском, Тифлисском, Омском и Сибирском Кадетских Корпусах, а окончил он последний, то есть «Первый Сибирский Императора Александра Первого Кадетский Корпус». Во время гражданской войны, отец Спиридон с кадетским корпусом отступал через Китай и Корею. В бою он был ранен в руку. После боя его приняли за мертвого и служили по нем панихиды. Мать отца Спиридона никак этому не хотела верить и все время молилась перед старинной, семейной иконой Св. Николая. Вскоре после этого Никодим явился раненым, но живым в кадетский корпус. Кадеты про него сложили «журавля» «Кто в огне не опалим то Ефимов Никодим». Отец Спиридон от всей души всегда горячо любил кадет и кадетские корпуса. В 1924 году отец Спиридон приехал в Югославию и поступил на богословский факультет Белградского Университета. Окончил его в 1935 году. По совету Митрополита Антония (Храповицкого) поступил на философский факультет того же университета. Учился на нем, но из-за войны его не кончил. В Белграде отец Спиридон жил при Митрополите Антонии и помогал его келейнику отцу Феодосию, а после смерти отца Феодосия стал сам келейником Митрополита. Позже жил при Митрополите Анастасии и был тоже его келейником. По Белграду знали его покойный Архиепископ Иоанн (Максимович) Шанхайский и покойный Архиепископ Леонтий (Бартошевич) Женевский и Западно-Европейский, а так-же ныне здравствующие Архиепископ Антоний (Синькевич) Лос Анджелосский и Южно-Калифорнийский, Архиепископ Антоний (Бартошевич) Женевский и Западно-Европейский и отец Борис Критский. В 1950 году, осенью, отец Спиридон переехал из Югославии в Триест и жил там в беженском лагере Сан-Сабба Аннекс. В Триесте по желанию Архиепископа Иоанна Шанхайского (тогда Брюссельского и Западно-Европейского) 5 мая 1951 года отец Спиридон принимает постриг, 6 мая становится иеродиаконом, а 7 мая иеромонахом. Постригал его Епископ Леонтий (Бартошевич). Тогда он принял имя Спиридона. Таким образом у него оба Дня Ангела совпадали с днем рождения. В Триесте он был настоятелем церкви в беженском лагере Сан-Сабба Аннекс и законоучителем в Русской Гимназии при той же церкви. Директором Гимназии в то время был Николай Зотикович Кадесников. Тоже в Триесте, когда отец Спиридон возвращался ночью из церкви, мотоцикл сбил его и сломал ему ногу. В результате этого он пролежал в госпитале около пяти месяцев. После чего с ногой в гипсе, отец Спиридон все же служил Св. Пасху. В конце 1956 года отец Спиридон уезжает в Бейрут и там является настоятелем в русской церкви до 1960 года. Здесь он примирил раздор в приходе. В память этого 7 апреля 1957 года он получил от прихожан благодарность в виде стихотворения. Стихотворение оканчивается так:

Исполать тебе Спиридон Батюшка,
Ты прими хвалу нашу сердечную
За тот мир что принес нам так радостно,
За любовь, в коей жить нам так сладостно,
Тебе русский поклон наш земной.

В 1960 году переехал в Магопак, штат Нью Йорк, и здесь пребывал до 1962 года. В 1962 году отец Спиридон переезжает в Пало-Алто, Калифорния, возле Сан-Франциско. В Сан-Франциско при Архиепископе Иоанне Шанхайском получает сан Архимандрита. В 1964 году он назначен служить в кафедральном соборе «Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости». Здесь же и был Инспектором Классов и законоучителем в Гимназии Свв. Кирилла и Мефодия при соборе. В 1966 году по состоянию здоровья переезжает в Пало-Алто и там служит в Св. Покровской Церкви, где настоятелем был отец Николай Пономарев и один год отец Николай Котар. После смерти отца Николая Котара, около одного года, был временным настоятелем. Отец Спиридон тоже был духовным отцем дружины русских скаутов (НОРС - «Национальная Организация Русских Скаутов») при церкви Всех святых в земле Российской просиявших в городе Бурлингэйм, возле Сан Франциско. В Русской школе при Св. Покровской церкви в Пало-Алто отец Спиридон был инспектором классов, законоучителем и преподавателем истории около двадцати лет. Был он любим за свою доброту, сердечность, скромность, мягкость и любовь, которую проявлял ко всем и в особенности к детям. В школе, его уроки отличались тем, что помимо знаний по Закону Божьему и русской истории он старался передать детям любовь, доброту, скромность, отзывчивость и другие положительные христианские качества. Это он делал при помощи рассказов из жизни святых и жизни исторических личностей или просто коротких рассказов, которые всегда содержали что-то нравоучительное. Отец Спиридон по воспоминаниям людей, которые его знали в течение всей жизни, никогда не менялся. Его характер всегда отличался христианскими качествами. Он всегда был скромным, чистым, тихим и добродушным. Отец Спиридон любил искренность, откровенность и любил взаимоотношения попроще. Любил горячо он и глубоко Господа Бога, Веру Православную, Святых угодников и Церковь нашу. Любил Митрополита Антония и Владыку Иоанна Шанхайского. Отец Спиридон был большим молитвенником, он часто и долго молился. Когда знакомые приезжали к нему то нередко его видели за молитвой в саду. Благословлял он по особенному - большим, широким крестом.

Отец Спиридон был духовным отцем и наставником многих. Он тоже был постником; он совершал и любил подвиг поста. Отец Спиридон постился «по настоящему». Постился он во все постные дни, включая среды и пятницы. В то время когда большая часть православных христиан забыла про пост, он продолжал поститься «по настоящему». Итак, в один прекрасный день кто-то в Св. Покровской школе заинтересовался «настоящим постом», и правила поста были записаны и стали распространяться. Вскоре после этого многие тоже стали поститься «по настоящему»; то есть без мяса, рыбы, яиц, молока, вина и постного масла. Вера у него была чистая, светлая и радостная. Вспоминается Св. Серафим Саровский который встречал посетителей с улыбкой и словами «Христос Воскресе». Помнится случай, в июне 1983 года, когда выпускники Св. Покровской школы в Пало-Алто пришли к нему после своего выпускного акта. Были там выпускники, несколько преподавателей и Архиепископ Антоний (Медведев) Сан-Францисский. Отец Спиридон уже болел и по настоянию доктора, большую часть времени проводил в постели. Когда было предложено пропеть ему «Многая лета», то он попросил чтобы спели «Христос Воскресе». Все дружно спели, и отец Спиридон весь сиял от радости. Отец Спиридон был на редкость интеллигентным человеком и до последних своих дней оставался со светлым умом. Знания его были энциклопедические. Он помнил все: события из личной жизни, исторические события, церковные правила. Был такой случай с «Правилами поведения для учащихся в св. Покровской школе в Пало-Алто», в 1973 году. В школе не было записанных правил поведения. Какие должны быть правила? На чем они должны основываться? К чему все должны стремиться в школе? Все это было объяснено отцу Спиридону, и сперва, казалось, что он этим не очень заинтересовался. Приблизительно через неделю он попросил записать его слова. Отец Спиридон начал диктовать по памяти, без всяких записок. Он диктовал две страницы почти без остановки и почти без поправок. Эти правила почти без изменений были приняты «Педагогическим комитетом» и «Общим родительским собранием» и остаются школьным руководством до сих пор. В то время отцу Спиридону был уже 71 год. Правила начинались так: «Учащийся во всем прежде всего руководствуется христианским учением».

Отец Спиридон был знатоком людей и хорошо разбирался в них. По своей скромности он часто молчал, и человек его не знающий мог подумать, что он ничего не замечает. Но это было не так. Он прекрасно и глубоко понимал каждого из присутствующих и его внутренние мотивы. Он всегда подмечал хорошие качества в других. Подмечал он и плохие, но говорил только о хороших. Как это часто бывает с добрыми и чистыми людьми, отец Спиридон вызывал у некоторых людей зависть, злобу и насмешки, в результате чего они ему приносили много скорбей. Да простит им это Господь Бог. Одним из самых любимых его изречений были слова Св. Иоанна Златоуста «Слава Богу за все». Эти слова он повторил в госпитале, чувствуя что скоро уйдет из этого мира, только за одну неделю до смерти. Был он славянофилом, любил и знал историю, литературу, и все духовные науки. От всей души он был глубоким и убежденным монархистом, почитал и любил последнего Государя и всю Его семью. Любил, молился и верил в воскресение Святой Руси. Последние годы своей жизни, уже будучи больным, он жил у своей племянницы Нины Васильевны Бутковой. Последние несколько лет отец Спиридон все чаще и чаще болел. По настоянию доктора он должен был проводить большую часть времени в постели. Все это время он был бодрый духом, читал, писал записки, переписывался, продолжал интересоваться делами школы и принимать участие. За две недели до смерти он стал быстро слабеть, и в субботу вечером, 1 сентября 1984 года, на 82-ом году жизни отец Спиридон ушел от нас в лучший мир. Несмотря на летнее время, на панихидах, отпевании и похоронах было много его друзей, знакомых и духовных детей; даже были из далеких городов. Маленькая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пало-Алто не вмещала всех молящихся. Все службы служил Владыка Антоний Сан-Францисский и Западно Американский с духовенством. Владыка Антоний сказал про отца Спиридона что он понимал пастырство как чистосердечность и что он был бессребреником. И правда, одно из выдающихся качеств была его чистосердечность, а также в течение всей своей жизни отец Спиридон не проявлял никогда никакого интереса к материальным благам. Многие из присутствующих на службах испытывали чувство тихой Пасхальной радости; чувствовалось что от нас уходит в лучший мир святой человек.

Есть священники строители церквей, есть священники хозяева, есть священники организаторы, есть священники проповедники и есть священники старцы. Отец Спиридон был старцем древней русской традиции. Старцы всегда вели скромный образ жизни. С точки зрения мира они часто ничем особенным не отличались. С духовной точки зрения, старцы были молитвенники, подвижники, советники, учители и вдохновители своим словом и делом для многих людей. Возле них всегда были их почитатели, которые чувствовали их духовную теплоту и которые ею питались.

Все мы, знающие отца Спиридона, благодарим Господа Бога за то, что Он нам дал возможность знать Русского старца.

 

А. Н. Мирошниченко, Директор школы Свято-Покровская русская церковно-приходская школа, г. Пало-Алто, шт. Калифорния.

 

Источник

Печать E-mail

Праздник Успения в Старостильной Швеции

15|28 августа 2013 г. в Старостильной Швеции, в Упсале, праздновали Престольный Праздник в храме Успения Божией Матери (Синод Противостоящих). 

Источник

Печать E-mail

Полюбить Христа, мы можем только пребывая в Церкви..

ЦЕРКОВЬ КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА И ИСТОЛКОВАТЕЛЬНИЦА БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

 

Печать E-mail

Ко дню поминовения за Веру, Царя и Отечество подвизавшихся.

  cross.gif

   29 авг./11 сент. Въ Усекновеніе главы Крестителя Господня Іоанна поминаются православные воины и все животъ свой за Веру, Царя и Отечество положившіе.
        ПИСЬМО МАТЕРИ КЪ СЫНУ. Православная Жизнь. № 10. 1967 г. Джорданвиллъ.
      Мне показали письмо матери, найденное на замученномъ сыне. Письмо, забрызганное кровью, — реликвія, и пусть оно хранится не только въ священныхъ драгоценностяхъ этой семьи, но и въ безконечной памяти народа. Бедная, теперь осиротевшая женщина прощается въ немногихъ строкахъ съ единственной оставшеюся у нея привязанностью къ земле и къ жизни.

    «Твой отецъ былъ убитъ далеко отъ насъ, за Лаояномъ, тебя я отдала святому делу — защиты нашей милой родины отъ близкаго и страшнаго врага. Помни, что ты — сынъ героя. Мое сердце сжимается, и глаза плачутъ, когда я говорю тебе: «Будь его достоинъ!» Ведь я знаю весь роковой ужасъ этихъ словъ, и все-таки въ муке за тебя повторяю ихъ. Насъ всехъ не будетъ. Что наша жизнь. Это — капля въ океане прекрасной Россіи. Насъ всехъ не будетъ, но пусть цвететъ и радуется она. Я знаю, мы будемъ забыты, наши счастливые потомки и не вспомнятъ техъ, кто истлеетъ въ братскихъ могилахъ. . . Целуя и благословляя тебя, я простилась съ тобою. Когда тебя пошлютъ на подвигъ, не помни моихъ слезъ, помни только мои благословенія. . . Да хранитъ тебя Богъ, мой дорогой, светлый и любимый. . . Еще одно: враги, — везде пишутъ это, — злы и дики,: но не поддавайся слепой мести. Не подымай руки на лежачаго и будь милостивъ къ темъ, кого изъ нихъ судьба отдастъ въ твои руки». . .

    Это говоритъ русская мать.   Шапки долой передъ ея трауромъ! Земной поклонъ ея великой и молчаливой скорби. Вас. Ив. Немировичъ-Данченко.(Изъ матеріаловъ войны 1914 -1915 гг.)

Печать E-mail

Как рассуждают о сергианстве представители Московской патриархии

Митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский)Многие считают, что Церковь должна владеть в том числе и политическими умениями. Но насколько приемлемы для христианской совести политические компромиссы с властью? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к эпохе совсем недавних, большевистских гонений на Церковь. Компромисс, на который пошел в отношениях с властями митрополит и будущий патриарх Сергий (Страгородский), стал причиной церковных разделений. Был ли этот компромисс оправдан? И в чем были правы или неправы оппоненты митрополита Сергия?

Об этом со священником Александром Мазыриным, заместителем заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, автором книги «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах», беседовала главный редактор «НС» Юлия Данилова.

— Отец Александр, насколько эта тема сложна для исследователя

— Конечно, тема, касающаяся политики митрополита Сергия (Страгородского) в 1920-1930-е годы и реакции на эту политику в церковных кругах, весьма непростая. За годы, прошедшие с того времени, сложился целый ряд стереотипов, которые приходится преодолевать. Сформировалась целая традиция, которая рассматривала церковную жизнь 1920-30-х годов исключительно под углом лояльности-нелояльности советской власти: дескать, в Церкви многие не понимали важности произошедших перемен в государстве, и первым, кто смог в полной мере эту важность осознать, был митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий. Но митрополита Сергия многие не поняли, поскольку были, во-первых, «контрреволюционерами», во-вторых, «честолюбцами». В результате произошел ряд «правых расколов».

Такой взгляд стал пересматриваться в конце восьмидесятых — начале девяностых годов, как только прекратилось давление со стороны государства. Окончательно же вопрос решился в контексте канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских.

Надо было решить, как относиться к тем, кто пострадал за Христа, будучи в отделении от митрополита Сергия? Считать их раскольниками, или отход от митрополита Сергия — это не раскол, а нечто другое? Ведь среди не принявших декларацию митрополита Сергия были выдающиеся иерархи. Самый выдающийся — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — первый кандидат в Патриаршие Местоблюстители по завещанию Патриарха Тихона, получивший подавляющее большинство голосов на тайных выборах Патриарха в 1926 году.

Сначала на уровне Синодальной комиссии по канонизации, а потом и на уровне Архиерейского Собора был утвержден общий принцип: если отделение происходило не по корыстным причинам, а по мотивам исповеднического стояния за Истину, то отделявшихся от митрополита Сергия считать раскольниками нельзя. Тем более что, отделяясь от митрополита Сергия, они не отделялись от митрополита Петра (Полянского), который, собственно, и был тогда главой Русской Церкви — Патриаршим Местоблюстителем, хотя и находился в заключении (митрополит Сергий был лишь заместителем митрополита Петра). И в результате в августе 2000 года был канонизирован целый сонм новомучеников и исповедников Российских, и среди них почти все видные представители «правой» церковной оппозиции. Раскольников же Церковь, как известно, не канонизирует.

 
 
 


1. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). (1863-1937 гг.)
2. Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский). (1854-1928)
3. Митрополит Крутицкий Петр (Полянский). (1862-1937)

В нормальных условиях должность местоблюстителя Патриаршего престола должна была быть выборной. Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, в случае освобождения Патриаршего престола Священный синод должен был избрать местоблюстителя, главной обязанностью которого было созвать в трехмесячный срок Собор для выборов нового Патриарха. Однако уже в январе 1918 года стало понятно, что, скорее всего, осуществить такие выборы не удастся. Тогда Поместный собор наделил Патриарха Тихона чрезвычайным правом самолично указать своих возможных заместителей. На Рождество 1924/25 года Патриарх Тихон составил завещание, в котором на случай своей смерти назначил трех кандидатов в местоблюстители. Первым кандидатом был указан митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), вторым — митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) и третьим — митрополит Крутицкий Петр (Полянский).

Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. Митрополиты Кирилл и Агафангел в это время были в ссылках. (В 1933 году митр. Кирилл был ненадолго освобожден, менее чем через год снова арестован и выслан, а в 1937 году — расстрелян. Митрополит Агафангел освободился в 1926 году, когда церковное управление уже взял на себя митр. Сергий (Страгородский).) В результате патриаршим местоблюстителем в апреле 1925 года стал митрополит Петр, но в декабре того же года он был арестован и сослан на три года сначала в Тобольский округ (село Абалак на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в поселок Хэ (в устье реки Оби). Затем срок ссылки не раз продлялся, условия заключения становились все суровее, и в 1937 году митр. Петр был расстрелян. Митрополит Сергий (Страгородский) был заместителем митрополита Петра и принял дела после его ареста.

Идейным вдохновителем борьбы с Церковью был Л.Д. Троцкий. Его тезис: разложить Церковь изнутри, спровоцировать разделения и тогда уже по частям ее ликвидировать, - проводил в жизнь 6-й отдел ГПУ (на фото).
Идейным вдохновителем борьбы с Церковью был Л.Д. Троцкий. Его тезис: разложить Церковь изнутри, спровоцировать разделения и тогда уже по частям ее ликвидировать, - проводил в жизнь 6-й отдел ГПУ (на фото).
  

— В своей книге вы скорее исследуете позицию иерархов, представлявших «правую» оппозицию, а не мотивы, которые подвигли митрополита Сергия на компромисс с властями...

— Оценивать действия митрополита Сергия гораздо сложнее, чем действия церковной оппозиции. Мотивы «правой» оппозиции понять не трудно. Эти иерархи исходили из того, что не люди, пусть даже облеченные высокими иерархическими полномочиями, спасают Церковь, а Сам Христос. Люди же для того, чтобы Христос спас Церковь, должны в первую очередь хранить Ему верность, как бы ни складывались внешние обстоятельства. Надо думать не столько о политических последствиях своих действий, а о том, насколько эти действия соответствуют Истине Христовой. То есть главное — стоять в Истине. А дальше уже — как Богу будет угодно. Если Господь примет это стояние — Он найдет пути сохранить Свою Церковь.

Понять митрополита Сергия гораздо сложнее. Это масштабная и неоднозначная фигура (я здесь называю его митрополитом, а не Патриархом не для того, чтобы как-то его принизить, а потому, что именно митрополитом в 1920-30-е годы он и был). Митрополит Сергий считал, что нужно искать пути выхода из ситуации, которая казалась тупиковой. В близком кругу он говорил: «Мое отношение к советской власти основано на маневрировании». Он считал, что в ситуации, когда власть не скрывает своей конечной цели — уничтожить всякую религию вообще, — надо искать пути организованного отступления, чтобы сохранить хотя бы какую-то жизнеспособную часть Церкви. А ради этой цели можно имитировать даже и сотрудничество с безбожной властью. Конечно, многих это ввело в соблазн.

— А он видел какой-то предел такого маневрирования, за который нельзя переступать?

— Конечно, видел. Сложность для исследователя, однако, состоит в том, что митрополиту Сергию приходилось скрывать свою подлинную позицию не только от власти, но порой даже от людей, которые его окружали. Проще всего для историка говорить о его внешних действиях, например, о печально известной декларации 1927 года — вынести ей оценку с позиций сегодняшнего дня несложно. Но понять, что стояло за такого рода действиями митрополита Сергия, гораздо труднее. В каком-то смысле, он — самая большая загадка новейшей церковной истории.

В моей работе митрополит Сергий постоянно упоминается, почти на каждой странице, но все-таки книга не про него. Она про трех выдающихся святителей — тех, кого сам святой Патриарх Тихон рассматривал как наиболее достойных своих преемников. Он указал трех кандидатов: митрополитов Кирилла Казанского, Агафангела Ярославского и Петра Крутицкого. Им он доверял больше всех. Очень важно в полной мере восстановить их церковную позицию, собрать и проанализировать все возможные документы, которые характеризуют их действия, настроения, круг общения.

— С точки зрения церковно-административной святые митрополиты Кирилл, Агафангел и Петр, которые не пошли на сотрудничество с властями, потерпели поражение. Так или иначе, административно современная Русская Православная Церковь наследует митрополиту Сергию. В связи с чем возникает несколько вопросов. Первый: в чем неправы непримиримые представители Зарубежной Церкви, которые считают, что Декларация митрополита Сергия — это отпадение от Христа всей возглавляемой им Церкви?

— Как это ни парадоксально, можно сказать, что крайние критики митрополита (Патриарха) Сергия неправы в том же, в чем и его крайние почитатели. А именно и те, и другие смешивают оценку его политики с вопросом о благодатности возглавляемой им Церкви. Первые резко критикуют церковно-политическую деятельность митрополита Сергия (а ее есть за что критиковать) и делают на основе этой критики вывод (ложный) о безблагодатности Московской Патриархии. Вторые — исходя из уверенности, что Русская Православная Церковь благодатна (а в этом, естественно, и у нас сомнений нет), приходят к тому, что никакой критический подход при оценке деятельности митрополита Сергия в принципе не допустим.

Надо сказать, что подобное заблуждение в истории Церкви не ново. Еще в первые века были движения, которые объявляли, что сомнительные с точки зрения христианской нравственности поступки иерархов автоматически делают безблагодатными и их священнодействия. Примерно на таких позициях в третьем веке стояли раскольники новациане, а в четвертом — донатисты.

— Эти древние расколы были спровоцированы гонениями?

— Да, эти расколы также появились во времена гонений и также на почве обвинения епископов в том, что они себя недостойно повели — отдали гонителям священные книги, пошли на чрезмерный компромисс. За это их донатисты объявили безблагодатными. Ответ на это заблуждение Церковью был дан еще в те века: нельзя смешивать оценку действий того или иного иерарха (если он не проповедует ересь), с вопросом о благодатности священнодействий, им совершаемых. Для XX века это означает: нельзя переносить оценку декларации 1927 года — негативную, несомненно — на решение вопроса, благодатен или безблагодатен Патриарх Сергий как Первоиерарх. Это совершенно разные вопросы. В тысячелетней истории Русской Церкви наряду с великим явлением святости было немало и неприятных моментов. Всем, наверное, известна фигура архиепископа Феофана (Прокоповича) — архиерея петровского времени. Человек выдающегося ума и организаторских способностей, он, в то же время, печально прославился тем, что во времена Анны Иоанновны расправлялся со своими оппонентами в Церкви посредством политических доносов — и таким образом почти всех их извел. Нравственная оценка подобного рода действий очевидна. Однако наша русская иерархия — наследница тех, кого ставил архиепископ Феофан, и никому не приходит в голову на этом основании объявить ее безблагодатной.

Часто священников арестовывали за выполнение прямых обязанностей: служение Литургии, исповедь, крестины, отпевание, общение с прихожанами. Новомученик прот. Николай Виноградов, дед одного из корреспондентов
Часто священников арестовывали за выполнение прямых обязанностей: служение Литургии, исповедь, крестины, отпевание, общение с прихожанами. Новомученик прот. Николай Виноградов, дед одного из корреспондентов "НС", был расстрелян в 1937 году за организацию крестного хода. На илл.: Иван Владимиров. Революционные акварели. 1919 г.
  

— Хотелось бы поговорить о сути компромисса, на который пошел митрополит Сергий. Как я понимаю, он был в том, что церковное управление, фактически, подчинялось контролю со стороны ОГПУ. Но ведь в тексте Декларации митрополита Сергия не указан порядок подчинения церковных решений предписаниям с Лубянки. Самое главное, что смущало иерархов и церковный народ — это та часть декларации, где сказано «ваши радости — это наши радости»... Но ведь эту фразу можно трактовать по-разному. Что плохого в обычной гражданской лояльности к власти?

— Конечно, ни в самой Декларации, ни в изданных вслед за ней официальных документах нигде о подчинении церковно-административной деятельности контролю ОГПУ не говорилось. Этот контроль осуществлялся негласно. Однако Декларация 1927 года была составлена в весьма двусмысленных выражениях. Можно было понимать ее просто как демонстрацию гражданской лояльности: советская власть существует уже десять лет, никаких реальных альтернатив ей нет, поэтому верующие не могут не подчиняться ее законам, если эти законы не требуют отречения от веры (а формально свободу совести в СССР никто никогда не отменял). И многие говорили (да и сейчас еще говорят): ничего нового в политике митрополита Сергия нет, еще в годы гражданской войны Патриарх Тихон призвал к гражданской лояльности советской власти, митрополит Сергий лишь следовал по его пути. Та пререкаемая фраза, которую вы привели, в оригинале звучит несколько по-другому: «Мы хотим быть православными, и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Эту фразу можно толковать как говорящую о естественном для Церкви патриотизме. И такое толкование было бы вполне приемлемым для церковного сознания. Однако дальше в декларации шли слова: «Всякий удар, направленный в Союз — будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас». Здесь уже идут примеры тех радостей и неудач, которым предлагается сочувствовать. И в качестве одного из примеров приводится Варшавское убийство. Сейчас многим непонятно, о каком убийстве речь, и на эти слова как-то не обращают внимания — а зря. Варшавское убийство — это убийство летом 1927 года советского полпреда в Польше Войкова. Этот Войков — один из организаторов убийства царской семьи в 1918 году. Именно за это злодеяние ему и отомстил русский монархист Борис Коверда. Конечно, Церковь не может благословлять террористическую деятельность, против кого бы она ни была направлена. Однако требование оценивать акт возмездия цареубийце как удар, направленный в Церковь, — явное насилие над церковным сознанием. Здесь не остается и тени того, чему были привержены и Патриарх Тихон, и митрополит Петр, и сам митрополит Сергий в начале своего заместительства, а именно — церковной аполитичности. Да, Патриарх Тихон заявлял, что Церковь лояльна власти, «я отныне советской власти не враг» — писал он в 1923 году. Но при этом он не говорил, что он «советской власти друг». В том же году он писал: «Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни “белой”, ни “красной”». Особенно важно последнее уточнение. Оно означало, что Церковь при всей своей лояльности не станет инструментом политической борьбы, и политические враги большевистской власти вовсе не являются автоматически врагами Церкви. Между тем из декларации митрополита Сергия именно такое отождествление и вытекало.

Клеймо с иконы
Клеймо с иконы "Собор новомучеников и исповедников Российских". Расстрел крестного хода в Астрахани. 1919 г. Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах в 1919-1919 гг.
  

Власть требовала от Патриарха Тихона, например, обрушиться с прещениями на эмигрантскую «церковную контрреволюцию», то есть на Зарубежную Церковь. Патриарх Тихон шел на определенные уступки: упразднил, например, в 1922 году зарубежное Высшее церковное управление за его чрезмерное увлечение политикой (антисоветской, в данном случае). Но от Патриарха требовали большего: анафематствовать зарубежных иерархов во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Патриарх Тихон этого делать не стал, он не пошел даже на то, чтобы формально уволить митрополита Антония с Киевской кафедры, хотя тот давно уже в Киеве не был. Митрополит Петр, возглавивший после Патриарха Тихона Русскую Церковь, точно также не предпринял никаких реальных шагов против зарубежных иерархов. Он тоже не стал увольнять митрополита Антония, и во многом именно за это его арестовали в декабре 1925 года.

И митрополит Сергий, после того как стал Заместителем Местоблюстителя, сначала уклонялся от исполнения политических требований власти. Замечателен в этом смысле проект его декларации 1926 года. Он там пишет: «Обещая полную лояльность, обязательную для всех граждан Союза, мы, представители церковной иерархии, не может взять на себя каких-либо обязательств или доказательств нашей лояльности. Не можем взять на себя, например, наблюдение за политическим настроением наших единоверцев, хотя это наблюдение и ограничивалось бы тем, что за благонадежность одних мы ручаемся, а других будем лишать такого ручательства. Для этой цели у Советской власти есть орган более подходящий и средства более действенные. Тем паче не можем мы взять на себя функции экзекуторские и применять церковные кары для отмщения». Другими словами: боритесь со своими политическими противниками сами, при помощи своего ОГПУ, а Церковь в это не вмешивайте. Вот позиция священноначалия Русской Церкви до 1927 года. А после 1927 года эта позиция меняется. Архиереев, неугодных власти, начинают перемещать и увольнять с кафедр, и все это делается при помощи законного священноначалия.

— Распространенный аргумент в защиту митрополита Сергия такой: он сохранил внешнюю структуру Церкви — храмы, приходы, возможность легально служить. Те же, кто ушел в катакомбы, до наших дней просто не дошли. Много раз я слышала: «Мы с тобой вообще бы не знали, что существует Церковь, если бы не компромисс митрополита Сергия».

— Как устроил бы тогда Господь судьбу Своей Церкви в России, нам знать не дано. Рассуждая по-человечески, можно сказать, что все бы все равно в катакомбы не ушли и от компромисса бы не удержались. У митрополита Сергия был выбор, по какому пути идти лично ему — по пути поиска соглашения с властью, или по тому пути, по которому пошел его предшественник митрополит Петр. Этот путь, несомненно, привел бы его туда же, куда и митрополита Петра: ссылки, одиночные камеры, и, в конце концов, расстрел. Но это был личный выбор митрополита Сергия. С точки же зрения того, по какому пути пошло бы оставшееся в итоге в наличии руководство Русской Церкви, особых альтернатив в 1927 году не было.

Если бы митрополит Сергий выбрал путь бескомпромиссный, власть нашла бы другого иерарха, который бы принял ее условия. ОГПУ усиленно искало такого иерарха, вело переговоры сначала с одним, потом с другим, с третьим — в том числе и с митрополитом Кириллом, и с митрополитом Агафангелом. Им всем предлагались эти условия: подчинение внутренней церковной жизни тайному контролю со стороны безбожной власти в обмен на легализацию церковного управления. Был, например, тогда такой архиерей, как митрополит Тверской Серафим (Александров). Он как минимум с 1922 года был секретным агентом ГПУ — сейчас уже опубликованы его донесения. В конце концов, дошла бы очередь и до него, он бы согласился.

— Зачем же были нужны такие переговоры? Получается, власть не осмеливалась просто ликвидировать Церковь?

— Не то чтобы не осмеливалась — не могла. Дело в том, что в 1927 году Русская Церковь была еще достаточна сильна. Десятки тысяч приходов, священников, около двухсот епископов. Малоизвестный, но удивительный факт: в те годы церковные праздники еще признавались советской властью. Двунадесятые праздники были выходными! Это показатель неспособности богоборческой власти одолеть Церковь, невозможности для нее взять и, как вы сказали, просто ликвидировать Церковь.

Задача власти была в том, чтобы ослабить Церковь, разложить ее изнутри, спровоцировать в ней разделения, внутренние конфликты — и тогда уже по частям ее ликвидировать. Этот план был предложен еще в начале 1920-х годов Троцким. К 1927 году Троцкого уже не было в руководстве СССР, а идеи его были живы. Как могла власть спровоцировать нестроения внутри Церкви? Навязать священноначалию такую политику, которая вызовет отторжение широких масс.

— Если вернуться к фигурам епископов-оппонентов митр. Сергия, святых новомучеников Кирилла и Петра, священноисповедника Агафангела — получается, что с практической точки зрения святость проигрывает? Что может сказать по этому поводу историческая наука?

— Проигрывает с точки зрения материалистической, бездуховной. Действительно, в годы гонений в первую очередь жертвами становятся те, кто готов до конца идти за Христом, не оглядываясь на возможность договориться с гонителями. Но это не значит, что они проигрывают. Еще Тертуллиан, христианский апологет второго-третьего веков, сказал: кровь мучеников — семя христианства. Именно мученики в конечном итоге оказываются победителями.

Клеймо иконы
Клеймо иконы "Собор новомучеников и исповедников Российских". Мученическая кончина Андроника, архиеп. Пермского и Соликамского, и Гермогена, еп. Тобольского и Сибирского. Свщмч. Гермоген 16 июня 1918 г. был утоплен большевиками в реке Тобол, свщмч. Андроник 20 июня закопан живым в землю.
  

Если попытаться выдать за историческую науку позитивистское учение, отвергающее Промысел Божий, тогда, конечно, говорить о победе мучеников не приходится: их убили, остались более «гибкие». Но с точки зрения церковной исторической науки, признающей действие Промысла, это не так. Да, в 1937-38 годах большевистская власть уничтожила большую часть преданных Церкви людей, практически всех священнослужителей за редкими исключениями. И казалось бы, программа воцарения безбожия в стране близка к завершению. Но что происходит дальше? Начинается Вторая мировая война, и уже по политическим причинам большевистское руководство во главе со Сталиным вынуждено пересмотреть свою церковную политику. Как это можно оценить? В ответ на великий подвиг мучеников, эту жертву, принесенную Русской Церковью в годы «Большого террора», Господь так направил ход истории, что гонения стихли и Церковь в России не исчезла.

 

Со священником Александром Мазыриным беседовала Юлия Данилова

Нескучный сад

06 / 09 / 2013

Печать E-mail

Что это было? Настоятель храма Американской Церкви сравнил Русскую Церковь с инквизиторами

Сайт Покровского собора в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке) в день Успения публично отмежевался от «инквизиторских преследований» и «ксенофобии» России и Русской Православной Церкви. Текст заявления, комментарий священника из Нью-Йорка и контекст.

Печать E-mail

Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове закрыли в целях безопасности

Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове закрыли на один месяц.Служба  Безопасности  Мазари закрыла монастырь Святой Екатерины на Синае, одну из самых легендарных достопримечательностей Всемирного наследия и оплота Православия на Ближнем Востоке.

Это происходит впервые за период после революции 25 января 2011 года. Монастырь будет закрыт на неопределенный период времени, так как власти опасаются проникновения террористов из джихадистов на территорию монастыря, которые в данный момент находятся на Синайском полуострове.
Монастырь был закрыт в течение одного дня после революции 25 января, а также во время войны в Персидском заливе. Бедуины посоветовали монахам закрыть монастырь после того, как в некоторых горячих точках были разрушены и сожжены несколько церквей.

Монахи должны быть защищены, считают они,
 в то время как племя  Aljebalih мешала всякому внешнему влиянию на   монастырь, а также на жизнь монахов, оберегая их от опасностей на протяжении всей истории.
 
 
Несколько тысяч человек и около 800 верблюдов остались выживать с первой недели июля 2013 г., когда египетские власти приказали закрыть 1500-летний монастырь города. Бедуины - жители горных районов были вынуждены продать своих верблюдов, которых они не могут теперь содержать, чтобы прокормить свои семьи. 

 

"Это уже третий раз, когда мы закрыты с начала 1960-х годов до начала израильской оккупации. И даже во время оккупации мы оставались открытыми, - сказал отец Паоло (член Священного Собора монастыря, который служит в монастыре Святой Екатерины с 1972 года) в понедельник 2 сентября. - После нападений на церкви по всей стране в течение последних двух месяцев мы получили приказ от властей закрыть монастырь, по соображениям безопасности. Несмотря на то, что мы уделяем больше времени для молитвы и послушаний, наши священники не могут выжить без большого количества посетителей. Так как мы страдаем от крупного финансового кризиса, то не можем покрыть расходы монастыря и десятки семей, которые мы постоянно поддерживаем".

 

В монастыре Святой Екатерины работают 400 рабочих в оливковых рощах, на виноградниках, пасеках и нескольких объектах обработки, включая пресс для выработки оливкового масла. По состоянию на начало сентября, резервы монастыря сократились до минимума, едва хватает, чтобы покрыть два месяца расходов.

 

"Мы уважаем египетское правительство, и мы и дальше будем закрывать монастырь, если они требуют этого, - сказал Паоло, - но нам придется резко сократить зарплаты и другие расходы. Мы опечалены тем, что потеряли те доходы, которые делили с бедуинской общиной».

 

Между тем, органы государственной власти не продвинулись, чтобы помочь спасти положение, несмотря на доходы в количестве миллионов долларов, поступающие от сотен тысяч туристов, посетивших монастырь Св. Екатерины в течение последних двух десятилетий.

 

Источник 

Печать E-mail

Раскол в сестричестве Покровского монастыря в селе Княжево (Болгария)

В изложении дела по Свято-Покровскому женскому монастырю в с. Княжево (Болгария) Собора Болгарской Православной Старостильной Церкви говорится, что 1 сентября (н. ст.) 2013 г. бывшие сестры сего монастыря – монахиня Амвросия, инокини Варвара и Таисия проинформировали в письменном виде Его Преосвященнейшего епископа Фотия Триадицкого, первостоятеля Старостильной Болгарской Церкви, о том, что оставляют свою юрисдикцию и переходят в другую.

Между тем, пришла информация, что семь послушниц из группы монахини Амвросии также оставляют Болгарскую Старостильную Церковь и уходят вместе с теми монахинями.

В своем письме от 1 сентября (н. ст.) Преосвященному епископу Фотию монахиня Амвросия сообщила, что уходит в церковное сообщество под названием "Сербская истинно-православная церковь" (СИПЦ) во главе с епископом Акакием (Станковичем). Как священник, он принадлежал к Греческому Старостильному Синоду архиепископа Каллиника, но так как Синод отказался хиротонисать его во епископа, покинул греческую юрисдикцию и принял хиротонию в РИПЦ (Русской истинно-православной церкви). По данным официального сербского сайта, последователей истинно-православной церкви около трехсот, и они твердо исповедуют крайнюю экклесиологию.

По словам епископа Акакия и его последователей, таинства официальной православной церкви явно недействительны (безблагодатны), и, например, для Сербской истинно-православной церкви Греческий Синод Противостоящих является еретическим. А в связи с этим, для них и Болгарская Православная Старостильная Церковь также является еретической, поскольку епископ Фотий был рукоположен архиереями из Синода Противостоящих. Там же есть информация о том, что группа монахинь, перешедшая из официальной Болгарской православной церкви, была перекрещена и вновь пострижена в монашество. Остается вопрос: группа сестер во главе с монахиней Амвросией будет принята в новую юрисдикцию после перекрещивания или “по икономии” лишь через миропомазание?

В письме епископу Фотию от 28 февраля (н. ст.) 2013 г. сестры писали: "Мы все пришли в монастырь вне официально-написанного монашеского Устава, но только из доверия к Матушке. С разработкой нового Устава и избранием нового начальства, мы столкнулись с выбором: оставаться ли нам в новом монастыре. Для нашей духовной свободы был дан этот выбор, и затем каждый из нас принял ответственное решение ". Надо заметить, что решение оставить монастырь те сестры приняли еще за три месяца до избрания нового руководства. Что на самом деле происходит? Группа сестер решила покинуть монастырь в с. Княжево и, в конечном итоге, свою юрисдикцию, якобы для сохранения старых традиций обители, как они упоминали, "старый монастырь", т.е. "монастырь игумении Серафимы". Однако, в соответствии с доктринальной позицией своего нового епископа, Матушка Серафима жила и умерла "вне Церкви", потому что она принадлежала "неканоническому" и даже "еретическому" сообществу в лице Болгарской Православной Старостильной Церкви. Этот абсурд в комментариях не нуждается.

В своем последнем письме епископу Фотию монахиня Амвросия говорит: "Экклезиологическая позиция нашей Церкви (здесь она имеет ввиду Болгарскую Православную Старостильную Церковь) – это моя позиция". Если это так, тогда это еще один печальный пример, свидетельствующий об отсутствии религиозного сознания и проявлении двойного поведения – уйти к своему новому епископу, который, как только что говорилось, относится к Болгарской Старостильной Церкви как к неортодоксальной и еретической.

На основании вышеизложенного, Собор Болгарской Православной Старостильной Церкви обращает внимания на то, что все, кто считает себя частью ее духовенства и приходов, должны воздерживаться от любых форм религиозного и духовного общения с монахиней Амвросией (Василевой), с инокиней Варварой (Табаковой), инокиней Таисией (Быковой) и семью послушницами, ушедшими вместе с ними из Болгарской Православной Старостильной Церкви.

В сущности, указанная группа сестер умышленно отрезала себя от Старостильной Церкви в Болгарии, создавая раскол среди своих прихожан, пытаясь в индивидуальных беседах с ними привлечь к себе сторонников.

Бог да наставит, да вразумит, да просветит монахиню Амвросию с сестрами, чтобы они пришли в себя и вернулись в свой родной дом.

София, 10 сентября (н. ст.) 2013 г.

Источник

Печать E-mail

Архиепископ Афанасий (Мартос). Из доклада на Епархиальном собрании, 1967 г.

 

 

 


Архиепископ Афанасий -
(Мартос Антон Викентьевич) (1904 - 1983),
Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский РПЦЗ

 

Наша церковно-приходская и епархиальная жизнь строится на твёрдых принципах каноничности и церковного порядка. Нарушение этих принципов или отступление от них приводит к измене Православию, к ереси, к церковной анархии и сектантству. Если церковная и личная жизнь каждого, проводимая в строгой каноничности и церковной законности, имеет конечной наградой вечное спасение души в Царстве Небесном, то отступление от каноничности и церковной законности приводит душу к вечной гибели в аду. Извечным врагом нашего спасения является дьявол, который, по учению святого апостола Петра, ходит, как лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5:8). Главной задачей дьявола является не только противление Богу, но и приведение к гибели человеческих душ, к лишению их Царства Небесного, предназначенного для людей Божиих. Свою власть и силу дьявол осуществляет на земле через людей грешных и недостойных, которые по тяжким грехам своим лишились благодатных даров Духа Святого, укрепляющего и спасающего верных чад Церкви Христовой.

Печать E-mail

Новый этап строительных работ в Вознесенском храме в Барнауле

В Неделю 11-ую по Пятидесятнице после Божественной Литургии на территории храма силами общины были произведенны работы по благоустройству. По милости Божией началось работы по внутренней отделке храма. Исполняет их бригада высококвалифицированных специалистов.

Печать E-mail

Протоиерей Валентин Свенцицкий. Война и Церковь

http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/2013/08/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B91.jpg Кто из священников, особенно военных, не встречался с вопросом:— В Евангелии сказано: «Не убий», «взявшие меч от меча и погибнут», «любите врагов ваших», — а вы, батюшка, молитесь о «даровании победы», благословляете убийство и войну?

Печать E-mail

Синодик РПЦЗ. Архиепископ Александр (Ловчий)

29 августа (11 сентября) 1973 г. в г. Мюнхен (Германия), скончался Архиепископ Александр(Ловчий). Вечная память!

 

Печать E-mail

Отслужена первая, после долгого перерыва, литургия в храме в Каннах

7 и 8 сентябра отслужены первое Всенощное бдение и Божественная Литургия (после 7-летнего перерыва), в Архангело-Михайловском храме в Каннах (Франция). Богослужение возглавил Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Агафангел в сослужении протоиерея Христо и иеромонаха Дамаскина, при протодиаконах Сергии Всеволжском, Германе Иванове-Тринадцатом и Евгении Дорошине. Замечетельно пел хор под управлением Германа Иванова-Тринадцатого (сына о. протодиакона). Было много молящихся и причастников. Богу нашему слава!

Печать E-mail

Ремонтные работы в храме Святых Константина и Елены в Швеции

В Стокгольме - столице Швеции сейчас проходят ремонтные работы в храме Свв. Константина и Елены (Синод Противостоящих).

Приход Святых Константина и Елены был основан в 1978 г. и принадлежал Сербской Православной Церкви при архиепископе Иринее, пока не перешел в юрисдикцию Греческого Синода Противостоящих в 1984 г. Этот приход скитался по разным помещениям в течение 16 лет, пока не обосновался при заброшенном питомнике в Варберге и до сих пор там располагается. В день памяти св. Пророка Божия Илии, 20 июля/2 августа 1998 г. приходская церковь была освящена митрополитом Киприаном Оропосским и Филийским, в сослужении двух епископов из Синода Противостоящих и двух епископов из Румынской Старостильной Церкви. Богослужения проводятся здесь на шведском, церковно-славянском и греческом языках.

При приходе Святых Константина и Елены с нач. 1970-х годов была открыта иконописная школа, которая работает и по сей день.

Источник

Печать E-mail

Архиепископ Антоний (Бартошевич). О послушании в Церкви

Слово архіепископа Антонія (Бартошевича)
Женевскаго и Западно-Европейскаго РПЦЗ ( +1993 г.)

 

Печать E-mail

Из переписки Плиния Младшего и императора Траяна.

Из переписки Плиния Младшего и императора Траяна.
Письма Плиния Младшего. Книга Х.

Печать E-mail

Вадим Виноградов: Сокрытiе

VernostNo189-4Ложь мира распространяет и сама  Московская Патриархия, пользующаяся верой народной  в ложь.

Печать E-mail

Православное государство уже сейчас: Семья. Хозяйство. Культура. Армия

12_06_06_Sterligov_47Русский человек осуществил своё представление о правильном устроении своей жизни...

Печать E-mail

Јеврејска Нова година 5774

Редакция официального сайта Сербской Православной Церкви поздравила сегодня всех сограждан веры “Авраамовой” с иудейским Новым годом (Рош Хашана) и желает им Божия благословения.

Источник: http://www.spc.rs/eng/node/23899

Печать E-mail

"Дело "Южно-Русского Синода", под руководством митрополита Серафима (Мещерякова), г.Ростов-на-Дону, 1933г."

Архив УКГБ Краснодарского края. Д.П-48721. 


КолЧеловек
 31 
ПриблКолЧеловек 1 митрополит, 1 епископ, 1 архиепископ, иеромонахи, священники, монахини 
КолРасстрелов 28 


Основные Обвиняемые

архиепископ Павел (Вильковский)

митрополит Серафим (Мещеряков)

 

Период Cледствия

Регион Северо-Кавказский край 
ПериодСледст январь-май 1933г. 
МестоЗаклСлед Северо-Кавказский край, г.Ростов-на-Дону, ДПЗ 
ОсновноеОбвин участие в церковно-монархической контрреволюционной организации "Южно-Русский Синод" 
ГодОкончСледст 1933

 

Общее Описание Дела: 
Суть дела излагалось в отпечатанном типографским способом под грифом совершенно секретно "Обвинительном заключении о вскрытой и ликвидированной к/р церковно монархической организации "Южно-Русский Синод": "В январе 1933г. Полномочным представительством ОГПУ на Северном Кавказе [якобы была] вскрыта и ликвидирована широко-разветвленная церковно-монархическая организация, действовавшая в ряде районов Кубани, Ставрополья, Черноморья и других районов СКК и руководимая из-за границы известным монархистом (митрополитом - ред.) Антонием Храповицким... Руководство организации осуществлялось нелегальным "Южно-Русским Синодом", фактически преемником Временного Высшего Церковного Управления на Юге России, во главе которого стоял (митрополит - ред.) Антоний Храповицкий. Лицом, возглавляющим нелегальный синод, и фактическим руководителем организации был тайный митрополит [митрополит Серафим был действительным управляющим РПЦ на Кавказе] по СКК Серафим Мещеряков, он же бывший князь Мещерский", который осуществлял связь с заграницей якобы через греческого подданного архимандрита Евгения Жукова и епископа Павла Вильковского, которые использовали греческую миссию в Москве, через которую "Мещерский регулярно отправлял информацию (митрополиту - ред.) Антонию Храповицкому о политическом положении на СКК и деятельности руководимой им организации, регулярно получая денежные суммы, литературу и указания на дальнейшую работу. Далее в обвинительном заключении излагается истории некой "строго законспирированной" организации, которая "ставила своей целью "освободить русский народ от безбожной власти и восстановить в России монархический строй во главе с помазанником Божием царем", организации приписывались деятельность, направленная "на террористические акты, на террор против совпартактива, подготовка вооруженной борьбы с соввластью" и т.д. и т.п. В организации имелись "базы и убежища, которые носили характер тайных пещерных церквей и монашеских скитов, где концентрировался весь беглый, поповско-белогвардейский, монашеский элемент и маршрутная агентура, которые вели активную работу по сколачиванию к/р повстанческих кадров". Надо сказать, что от действовавшего на юге России при Деникине Южно-Русского Синода ничего не осталось, одни его члены уехали за границу, другие были еще до 1920г. расстреляны. Почти вся церковная жизнь на юге России была захвачена обновленцами. До 1933г. на юге были ликвидированы монастыри и тайные скиты, к тому времени было расстреляно и арестовано большая часть кавказского духовенства и монашества (не даром в деле упоминались лица уже расстрелянные). Оставшиеся монахи, вынуждены были вести тайные богослужения. Вся жизнь православных фактически сосредотачивалась в молельных домах и пещерных храмах, которых было обнаружено более 21, "где было найдено много нелегальной монархической литературы, церковной утвари, облачений". Большинство обвиняемых даже и не имели представления о неком Южно-Русском Синоде, и хотя вещественных доказательств у следствия не было, вероятно, жесточайшие допросы (или просто фальсификация следствия) вынудили большинство арестованных признать после повторных допросов обвинения, предъявленные следствием. Об этом говорит хотя бы тот факт, что сам митрополит Серафим (Мещеряков) признался в том, что он выходец из княжеской семьи (следователь, по всей видимости спутал его с князем Мещерским, а сам митрополит Серафим был выходец из простой крестьянской семьи). Хотя он не принимал никакого участия в деяниях Южно-Русского Синода, находясь далеко от юга России в то время, признался он и в этом. Его деятельность в рядах обновленчества ни разу в следствии не была помянута. Как говорилось в "Обзоре по делу вскрытой и ликвидированной к/р церковно-монархической организации "Южно-Русский Синод" на СКК по состоянию на 15/IV 1933г.", "В процессе следствия вскрыты и ликвидированы: политический центр организации "Южно-Русский синод" из 5 человек, филиалы организации: 1) Майкопский, 2) Кубанский, 3) Ставропольский, 4) Пятигорский, 5) Шахтинский, 6) Дагестанский, 7) Армавирский, 8) Черноморский. Всего проходит по делу на 15/IV-[1933г.] 498 человек, из них осуждено 285, приговорено в ВМН - 184 человека. Ликвидировано повстанческих (пещерных церквей и скитов) - 23. Дальнейшее следствие направлено на полный разгром к/р церковно-монархического подполья". Арестованные были сгруппированы по различным делам. В деле, где проходил сам митрополит Серафим было привлечено и приговорено вместе с ним к расстрелу 28 человек. Таким образом, вся церковная организация Русской Православной Церкви на Северном Кавказе была полностю парализована и уничтожена, были оставлены только мелкие раскольничьи группы обновленцев и григорианцев. Митрополиту Серафиму конкретно предъявлялось следующие обвинение: "Мещеряков, Яков Михайлович, он же князь Мещерский, тайный митрополит на СКК...
 

Обвиняется в том, что:
а) Будучи руководителем-председателем нелегального "Южно-Русского Синода" - центра всего церковно-монархического к/р движения на СКК, создал к/р
церковно-монархическую повстанческую организацию, руководимую из-за рубежа "Братством Русской Правды" - Антонием Храповицким.
б) Под его непосредственным руководством была создана повстанческая база для
вооруженной борьбы с советской властью и филиалы названной организации на
Черноморском побережье, Майкопскопском, Краснодарском, Армавирском,
Шахтинском, Пятигорском районах и ДССР;
в) под его непосредственным руководством велась активная подготовка к
террористическим диверсионным актам;
г) под его руководством организацией велась активная к/р работа по развалу
колхозов, организации саботажа, хлебозаготовок и сева;
д) им, как руководителем организации, были созданы тайные пещерные церкви,
монашеские скиты в определенных стратегических пунктах по линии ж.д.
магистрали, которые являлись убежищем для беглого к/р поповского, монашеского, белогвардейского элемента и повстанческими базами организации".
Список Пострадавших

 

Источник

Печать E-mail

Еще статьи...